Память жива – жив завод

Развитие СССР в 1975 году показало, что диктатура пролетариата, провозглашённая в октябре 1917 года, стала главной движущей силой социалистического государства. Братская ГЭС, ДнепроГЭС, БАМ и другие стройки века будоражили умы молодёжи. Кого прельщала хорошая зарплата, ну а кого – туманы и запахи тайги. На Читинском машиностроительном заводе запускали в строй новый блок цехов, что тоже привлекло молодёжь.

 

Начинаем переезд

Во многих цехах в этот год было много надежд на улучшение условий труда за счёт переезда в новое здание. В то время в цехах №№1, 2 и 4 наблюдалось большое стеснение станков. Маленькие бытовые помещения, работа в три смены вносили дискомфорт в трудовые будни коллектива. Новый корпус состоял из пяти пролётов стометровой длины и примыкающего к нему административного здания.

У руководства завода в планах было создание «завода в заводе». Новые цеха должны были специализироваться на изготовлении и выпуске готовых воздушных винтовых компрессорных станций для народного хозяйства страны. Всем известно, что готовая продукция сначала сдавалась на склад, а затем отдел сбыта отправлял её покупателям.

В связи с переездом в заводе появились механосборочный цех №15 и сборочный цех №16. Механосборочный цех состоял из таких участков, как корпусной (освобождённый бригадир Владимир Шубин); 1-й и 2-й механические (мастер Людмила Степанова); автоматный участок (начальник Егор Мамрук); участок фланцев (бригадир Анатолий Курганович); алюминиевый участок (бригадир Борис Леонтьев); участок разметки и сверловки деталей (бригадир Рахим Азыев); участок роторов (мастер Леонид Петровский). А также участок сборки компрессоров 14ВК (бригадир Юрий Епифанцев). Цех №16 в то время состоял из нескольких участков: сборка кузовов (освобождённый бригадир Александр Колодежный); подузловая сборка (бригадир Михаил Кузнецов); сборка станций (бригадир Владимир Панфилов); малярное отделение (мастер Галина Просяникова). Первым начальником блока цехов был Юрий Морозов, после него – Владимир Анучин и Михаил Чевычалов. Сборочный цех возглавляли Пётр Наседкин, Юрий Петров.

На новом месте

Перемещением станков и оборудования занималась бригада монтажников, возглавляемая Геннадием Сокольниковым. Это очень ответственная работа, требующая больших знаний для её выполнения. Тем более что станки уже стояли и немалое количество лет отработали, выдавая качественную продукцию. Теперь их надо было снять, порой наполовину разобрать, перевезти и на новом месте установить. На этот процесс ушёл не один год, ведь расстановка оборудования согласно технологической планировке в любом случае требовала корректировок.

Последним перевозили автоматный участок. Женщины, которые не один десяток лет отработали на этом участке, очень щепетильно относились к расстановке своих станков. Токарь Людмила Бубнова обратила внимание техотдела, что участок расположен в восточной стороне цеха и в утренние часы до обеда солнце очень ярко освещает участок. Во время механической обработки деталей и их проверки мерительным инструментом что детали, что инструмент отражали прямые лучи солнца, это мешало работе станочников. Потребовалось затенение. Зимой приходилось большие рамы на этой же стороне обтягивать плёнкой, так как от них в морозы сильно сквозило холодным воздухом. Сотрудницы Татьяна Перфилова, Мария Еналеева, Нина Варламова, Римма Трошкина и другие участок превратили в цветочную оранжерею.

Молодой человек

В тот год на автоматный участок пришёл работать Володя Закиров. Молодой человек сразу обратил на себя внимание девчонок, трудившихся здесь на станках-полуавтоматах. Высокий, лицо загорелое, в очках, возраст примерно до 25 лет. Им не то что нельзя отойти от станка, взгляд никак не оторвать от вращающегося патрона с цангой, в которой зажата деталь. А посмотреть-то охота.

Парень идёт рядом с начальником участка Егором Егоровичем Мамруком. Дошли до станков автоматов, там работали наладчик автоматов Алексей Назаренко и токарь Юрий Малыгин. Начальник участка их познакомил. Володя быстро освоил профессию наладчика автоматов, его учили опытные наставники. Оказывается, отец у него тоже работал на заводе, на наборке трубок маслоохладителей для холодильных машин. А вот брат выбрал профессию водителя и справно трудится, ему нравится.

Как сохранить детали?

В 80-е годы металлургическая промышленность почти весь крепёж стала штамповать сверхпрочными металлами для сохранения качественных показателей деталей. Его себестоимость была очень низка, и машзаводам покупать было выгоднее, чем точить своими силами. Кроме того, он ещё и был покрыт гальваническим способом для защиты от атмосферных воздействий. Покрытие деталей велось способом оксидирования, оцинкования, лужения и не только, что сохраняло их внешность. Когда открывали упаковку с той же шпилькой, она сразу шла на сборку без дополнительной очистки. Каждое покрытие применялось согласно технологическому процессу. Внешне их различали в основном по цвету. Так, оксидирование представляло собой почти чёрный цвет, оцинкование – жёлто-зелёный цвет.

Впоследствии в 15-м цехе было сооружено два гальванических отделения. Одно для покрытия деталей как на серийные машины, так и на спецмашины. Второе – для обработки труб больших диаметров для холодильных машин. На участке механической обработки роторов компрессора 14ВК установили очередные пару станков фирмы «Холройд». Почему именно два станка? Да потому, что в компрессоре работают ведомый и ведущий роторы, и производство воздуха зависит от качества этих деталей. Нарезанные роторы (винты) специальными фрезами снимают со станков и на стойке спаривания проверяют все размеры и зазоры между ними. Если всё нормально, то каждой паре присваивают свой номер.

 

Семейный подряд

Тогда в этой бригаде трудились отец и сын Сайко. В цехе работали их мама Тамара Мироновна и невестка Светлана Сайко. Такая семейственность давала ощутимые результаты в работе коллектива бригады. Передача опыта отца сыну и всем молодым работникам в изготовлении таких сложных деталей, как роторы (сердце компрессора), с каждым днём улучшало качество продукции Читинского машиностроительного завода.

Если на участке роторов работали станки английской фирмы «Холройд», то на корпусном участке вся чистовая расточка корпусов производилась на станках советского производства. Все перечисленные спецстанки относились к группе станков с цикловым программным управлением. Эра станков с числовым программным управлением была впереди. И время это пришло, но мы не видим и не чувствуем того, чего хотели и ждали в будущем. Вместо этого мы имеем даже большее – цифровое управление, но не станками, а нами, народом.

Бригадный метод

Но это было лирическое отступление. Большую роль сыграл в становлении сборочного цеха по выпуску компрессорных станций ПВ-10, НВ-10, НВ-10Э бригадный метод работы. Бригадир комсомольско-молодёжной бригады Александр Колодежный сплотил такой коллектив, и немалый, где молодёжь и трудилась, и зарабатывала. Продукция бригады – изготовление кузовов на компрессорные станции. В бригаде трудились слесари-сборщики, жестянщики, сварщики и гальваники.

Последний, 5-й пролёт блока цехов, занимал участок сборки станций. Там велась стыковка компрессора с дизелем на раме. Эту работу выполняла бригада Володи Панфилова. Кстати, рамы изготавливали в исправительной колонии по ул. Верхоленской. Казалось бы, надели колёса, монтажники-электрики навесили всё электрооборудование, потом дышло и кузов, потом станцию – в малярное отделение, и станция готова. Но этот процесс, бывало, занимал больше времени, чем мехобработка.

Напоминаю, что приближается интересная дата. Последнее воскресенье сентября – День машиностроителя, а нашему заводу исполняется 85 лет.

Валерий Миронов,
фото из архива автора

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
:wacko: 
:yahoo: 
B-) 
:heart: 
:rose: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-)