Пираты века кино СССР

(к 45-й годовщине культового боевика) Часть 2

Иностранный порт, полиция, опасный сверхдорогой спецгруз. Далее – будоражащая мелодия, пронзительная морская синева, мчащееся судно с полощущимся на свежем ветру гордым красным флагом СССР, и началось! 45 лет назад был создан самый главный, культовый супербоевик с рекордной кассовой «добычей» за всю историю советского и российского отечественного кинематографа. При этом сия «авантюрно-приключенческо-триллерно-криминальная» кинолента по зрительской посещаемости обошла практически все зарубежные картины, когда-либо бывшие в прокате в СССР – к концу 1990 года картина набрала свыше 120 миллионов зрителей. «Пираты XX века» режиссёра Бориса Дурова. Сегодня мы продолжаем историю рождения этого легендарного «пиратского» супербоевика…

Сценарий: «На абордаж!»

Осенью 1978 года написанный друзьями-единомышленниками Станиславом Говорухиным и Борисом Дуровым, знавшими толк в авантюрно-приключенческом кино, сценарий был готов: на советское судно, перевозящее не только концентрат, но и обогащённый уран, пригодный для использования, как в реакторах АЭС, так и для изготовления соответствующих изделий, нападают пираты с целью захвата. Сюжет представлял собой, как сейчас бы сказали, беспрерывный, сплошной экшн. Зрителя предполагалось держать в постоянном напряжении. Сценарий, который представили худсовету студии им. Горького, на базе которой планировалось создавать будущий фильм, был зарублен! Если не абордажными пиратскими саблями, то острой критикой по поводу груза судна.

«Какой ещё, к чёрту, уран! – жёстко возмутился член совета, отвечающий за цензуру. – Да ещё годный для реакторов… – закипятился он. – Чего уж сразу не оружейный плутоний? Это ж стратегический груз. Его ж охранять будут, как…» Сценаристы переглянулись и неделю спустя представили исправленный вариант – груз вместо стратегического стал биохимическим, в виде опиума. Опиум, да ещё в таком количестве, стал бы не просто лакомым кусочком, а целым кусищем на сотни миллионов долларов (если не на миллиард) не только для банды наркоторговцев, но и для целых наркокартелей.

«Та-а-ак… – ядовито заявили цензоры, ознакомившись с новой версией сценария. – Теперь, значит, пропаганда наркотиков…»

«Так опиум-то – для фармацевтов, большой стране нужны лекарства, и много! – возмутился Говорухин. – Наркотики, значит, тоже нельзя? – и тут он взорвался: – Так чего ж перевозить судну?! Пустые бланки партийных билетов? Заготовки почётных грамот?» Далее на худсовете стояла, как говорится, пыль до потолка, и судовой журнал «Пиратов XX века» (он сразу фигурировал под таким названием), иначе говоря, сценарий, авторы отстояли. Фильм можно было запускать в производство.

P.S. В 1953 году официальным решением ООН Советский Союз вошёл в число семи стран (Болгария, Греция, Индия, Иран, Турция, Югославия), имеющих право заниматься законным экспортом опиума.

Кастинг актёров нечеловеческих

Картину решили ставить на «морской» базе киностудии им. Горького – её Ялтинском филиале.

Для начала режиссёр Лев Дуров и оператор-постановщик Александр Рыбин (опытный в самых необычных видах съёмок, включая над- и подводные, коих планировалось в немалом количестве) отправились на поиски подходящей экзотической натуры, или, как сейчас говорят, локаций.

Все нашлись с избытком в Крыму. Место, где советские моряки должны были ступить на пиратский остров, обнаружилось на горном массиве потухшего вулкана Карадаг неподалёку от Коктебеля. В тех же местах (мыс Хамелеон, Тихая бухта) нашлась оккупированная пиратами деревенька островитян, которую ещё предстояло отстроить. Экзотический сквозной грот, через который придётся плавать пиратам, отыскался в западном Крыму, неподалёку от посёлка Оленёвка (полуостров Тарханкут).

Места для пиратской базы и дислокации их судна нашли близ посёлка Новый Свет – в Разбойничьей и Голубой бухтах и побережье Царский пляж.

На роли советского судна «Нежин», перевозившего опиум, и быстроходного корабля пиратов «Mercury» были приглашены в фильм сухогруз азовского пароходства «Фатеж» (порт приписки – Жданов, ныне Мариуполь) и грузопассажирский теплоход того же пароходства «Адмирал Лунин».

Южно-Китайским морем, где происходит всё действие фильма, киношники предложили стать Азовскому (по нему предстояло идти, а затем, по сценарию, быть взятым на абордаж и вскоре погибнуть «Нежину») и Чёрному морям. Иностранным портом загрузки опасным товаром советского сухогруза было поручено стать порту города Жданов.

О наших и пиратах: Дед и Салех

Отбор актёров начался в декабре 1978 года. Как известно, одним из главных героев картины являлся Дед, он же старший механик «Нежина» Сергей. На эту «козырную» роль пробовалось более сотни человек, среди них усиленно претендовали актёры Виктор Гордеев и Григорий Мартиросян. Первого режиссёр отверг почти сразу: «Больно молод для Деда, да и в кино почти новичок» (дебютная роль в фильме «Поединок в тайге», 1978). Требовался довольно-таки зрелый, брутальный парень. Дуров прикинул и предложил Гордееву роль самого младшего из команды сухогруза – Юрки Микоши. Желая во что бы то ни стало сниматься в явно крутом боевике, Гордеев согласился. Второму, уже довольно опытному актёру («Пропавшая экспедиция», «Конец императора тайги», «Д`Артаньян и три мушкетёра», «Осенние колокола), была предложена роль члена команды «Нежина» Георгия Клюева, отказавшегося принимать участие в вылазке по нейтрализации часовых на острове, но проявившего храбрость, самоотверженность при штурме пиратского судна и погибшего в бою.

Режиссёр начал понемногу волноваться: на главную роль продолжали идти новые и новые претенденты, но всё было мимо, пока однажды на пробы не пришёл крепкий симпатичный парень с кудрявой шевелюрой. «Возьмусь за центральную роль», – прямолинейно заявил он. Борису Дурову это нахальство не понравилось. «Хочу сыграть настоящего крутого мужика, а не героя-романтика». Режиссёр узнал его, ярко сверкнувшего пару лет назад в главной роли пятисерийной ленты «Красное и чёрное» и в фантастическом мюзикле «31 июня». Это был 29-летний Николай Ерёменко-младший.

«Никакие дублёры-каскадёры мне не требуются – всё делаю сам, – и вдруг добродушно, обезоруживающе улыбнулся: – Возьмите меня, Борис Валентинович. Не подведу». Сказанное Николай тут же проиллюстрировал несколькими сальто – оказалось, что он был действительно в отличной физической форме. Дуров понял, что с этим кандидатом на главную роль он явно попадал в яблочко. А тут ещё выяснилось, что парень знал основы каратэ! Знал благодаря своему другу и в прошлом однокурснику по ВГИКу 29-летнему Талгату Нигматулину, к 1978 году уже опытному киноактёру («Баллада о комиссаре», 1967, «Седьмая пуля», 1972, «Сказание о Сиявуше», 1976, «Вооружён и очень опасен», 1977). Не без участия Николая Талгата пригласили попробоваться на роль главного антагониста стармеха Деда – свирепого и коварного пирата Салеха (он же Малыш, он же, согласно досье, Ли Гуан, он же Нгуен Чо). Помимо довольно утончённой, экзотической характерной азиатской внешности и профессиональных актёрских данных, Талгат занимался каратэ, причём не первый год, и в своё время был даже чемпионом Узбекистана. Нигматулин также уведомил режиссёра Дурова, что будет работать в фильме без дублёров. Пробы он прошёл на ура.

Матвеич – каратист

Чтобы максимально реалистично и эффектно поставить боевые сцены в фильме, Дуров, по настоянию Говорухина, пригласил старшего тренера центральной школы каратэ Тадеуша Касьянова, обучившего едва ли не всех актёров, приглашённых на съёмки, включая тех, кому было поручено играть пиратов. Выяснилось, что Касьянов к тому же имеет неплохие артистические данные, и ему предложили исполнить роль боцмана Матвеича, на что он с радостью согласился.

Интересно, что в знаковой сцене на вступительных титрах «Пиратов» Матвеич лихо ломает толстую доску напополам одним чётким ударом. Так вот, доска для эффектного кадра не была подпилена! Всё было по-настоящему!

Два капитана

Мужественным капитаном советского судна практически без проб утвердили крепкого, надёжного, обстоятельного даже по внешнему виду Петра Вельяминова. Пётр Сергеевич из всей актёрской команды «Пиратов» был почти единственным, негласно признанным обладателем статуса звезды, так как был известен по многосерийным телесагам «Тени исчезают в полдень» и «Вечный зов», а также по фильмам «Командир счастливой «Щуки», «Сладкая женщина», «Версия полковника Зорина» и др.

Его антагонистом – расчётливым и жестоким пожилым франтом, капитаном и главарём пиратов, было предложено стать известному эстонскому актёру и в прошлом хоккеисту таллиннского «Динамо» Рейно Арену («Озорные повороты», «Гамлет», «Красная палатка», «Мировой парень», сериал «Вариант «Омега»).

Интересно, что эти актёры были почти ровесниками: Вельяминову на момент съёмок «Пиратов» было 52 года, Арену – 51 год. И ещё, забегая вперёд: в течение всего фильма пиратский кэп (он же Р. Арен) щеголял исключительно в своих собственных пижонских костюмах, которые ему сшили на заказ, а говорил в фильме, дабы избежать характерного прибалтийского акцента, голосом актёра Владимира Сошальского.

Что же касается женщин в «Пиратах», а также экзотики, то здесь, как говаривают на флоте, «Стоп, машина». Продолжение истории главного «пиратского» супербоевика с рекордной кассовой «добычей» за всю историю кино СССР – в следующий вторник. Кар-рамба!

Сергей БАЛАХНИН,
иллюстрации автора

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
:wacko: 
:yahoo: 
B-) 
:heart: 
:rose: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-)