Пираты века кино СССР

(к 45-й годовщине культового боевика) Часть 3

Они были готовы пойти в атаку 45 лет назад, в XX веке. Выждали некоторое время и отважно ринулись на многомиллионную «флотилию»… И вот уже залихватский клич: «На абордаж!»

Море, корабли, пальба, борьба за груз и жизнь, жестокие схватки, кровь, коварство, благородство, доблесть и захватывающие, порой просто сногсшибательные и зубодробительные (зачастую в прямом смысле этих слов) авантюрные приключения с большой буквы. Они вышли победителями, взявшими в плен эту «флотилию» – нас, зрителей. Они не собирались останавливаться, и к концу 1990 года пленённых оказалось свыше 120 миллионов (до сих пор непревзойдённый рекорд за всю историю отечественного кинематографа). Счёт продолжается и в новом веке.

«Пираты XX века» с «главарём» – режиссёром Борисом Дуровым и его «подельником» – автором сценария Станиславом Говорухиным. Сегодня мы продолжаем историю рождения этой культовой «пиратской» легенды кино СССР. Напомню, что мы остановились на отборе актёров, который начался в декабре 1978 года. Итак, все мужские – «наши» и «пиратские» – роли были распределены. Оставались…

Девушки, полиция, аборигены

Женских ролей, как и задумывали сценаристы, в фильме было всего три: буфетчица Маша, судовой библиотекарь Айна и экзотическая туземка-островитянка Маа. На эти роли утвердили уже имевших достаточный опыт в кино Марию Хорохорину, Майю Эглите и довольно известную узбекскую актрису Дилором Камбарову. В сюжете картины женщины занимали далеко не последнее место, но вот говорить им сценаристы, а потом и режиссёр особо «не позволили». Каждая произнесла порядка трёх-четырёх фраз.

Что же касается полиции – охранников спецгруза, фигурирующих в начале фильма и далее, аборигенов-островитян – таких внешне чрезвычайно убедительных и «настоящих», то для массовки были приглашены иностранные студенты Симферопольского мединститута.

…Итак, «натура» – локации, суда – «Нежин» (в миру – сухогруз «Фатеж») с лакомым для пиратов грузом, пиратская «посудина» Mercury (она же грузопассажирский теплоход «Адмирал Лунин») и актёры были найдены. К маю 1979 года почти всё было готово к съёмкам. И «пиратская» кинокоманда во главе с кэпом – режиссёром Борисом Дуровым взяла курс на побережье Крымского полуострова

Пираты, абордаж и… итальянцы

Давно известно, что кинематографисты снимают фильмы в силу самых разных причин не по порядку, не линейно, как в сценарии, а с середины, иногда с финальных сцен, в общем, как того требуют ситуация и производственная готовность локации и объектов съёмки. «Пираты» сломали данный «стереотип» и начались сниматься буквально с первых кадров, прописанных в сценарии: «Иностранный порт», «Особый груз в сопровождении полиции», «Погрузка «Нежина».

«Роль» иностранного порта с успехом «исполнил» порт города Жданова (ныне Мариуполь), да так искусно, совместно со смуглолицей полицией, что зритель и по сей день не сомневается: «заграница», однозначно. А вот дальше съёмки пошли по привычной «кривой дорожке».

«Абордаж» советского сухогруза пиратами снимали, как говорится, не отходя от кассы – там же, в порту Мариуполя. Летели абордажные «кошки» – крюки, свирепые «джентльмены удачи» карабкались на палубу, палили из автоматического оружия, бились с бандитами и падали сражённые пулями моряки, грохотал пулемёт пиратов…

А в это время неподалёку закончил швартовку итальянский грузовой корабль. Рядом происходило нечто смертельно опасное и… кровавое. Итальянские моряки в ужасе повалились на палубу: «Бандиты захватывают русское судно!!!» Далее, кто ползком, кто на полусогнутых, ломанулись в трюм и моментально задраили все люки. Лишь после команды «Стоп мотор! Снято…» перепуганным итальянцам разъяснили ситуацию и извинились, что не успели предупредить о съёмках. Вскоре иностранцы, разделив с киношниками несколько мировых бутылок «рома», уже смеялись «йо-хо-хо»…

Сухогруз горит

Далее оба судна перешли Азовское море и «легли в дрейф» неподалёку от Коктебеля – места гибели «Нежина». Здесь советский сухогруз подрывался, горел и должен был затонуть, а уцелевшая команда под прикрытием разлившегося и подожжённого фальшфейером топлива скрывалась от пиратов на шлюпке. Палить, а уж тем более взрывать вполне даже рабочий, ещё в неплохом состоянии «Фатеж» в реальности, конечно, никто киношникам не разрешил, а потому дымный пожар «изобразили» несколько запалённых на палубе тазов со смолой. Вышло, да ещё с правильным дальнейшим монтажом, очень даже убедительно. Что же касается подрыва, то см. главу «Сухогруз гибнет».

Подводно-ныряющие

Пока группа Бориса Дурова занималась этими съёмками, известный в СССР мастер технологических спецэффектов Ялтинского филиала Горьковской киностудии, инженер-конструктор и постановщик трюков Валерий Павлотос («Остров сокровищ», «Отроки во Вселенной», «Русалочка», «Акванавты», «Через тернии к звёздам») вместе с коллегами соорудили полномасштабную декорацию внутренних помещений сухогруза (каюты, коридоры с парой лестничных пролётов). В ней, по сценарию, старший механик Дед, он же Сергей (актёр Николай Ерёменко-младший) должен был спасать запертых пиратами в судовой библиотеке молодых женщин – буфетчицу Машу и библиотекаря Айну.

Топить построенное никто не собирался, поскольку в естественной среде, на глубине, с учётом неконтролируемой видимости, подобное снять бы не удалось, а потому всю декорацию погрузили в открытый бассейн гостиницы «Ялта», что расположена в посёлке Массандра.

Небольшое киноподводное отступление. В этом же 1979 году при помощи всё того же инженера Павлотоса и его команды впервые в мире была создана и погружена в естественную морскую среду (Чёрное море) на глубину восемь метров полномасштабная кинодекорация (высота 5 метров, диаметр 15 метров) подводной станции «Дейтерий 1010» для фантастической картины режиссёра И. Вознесенского «Акванавты».

…Снимать начали в последнюю декаду мая, но вода в бассейне была, мягко говоря, ещё не слишком тёплой, а потому актрисы Наталья Хорохорина и Майя Эглите не слишком-то горели желанием нырять, да ещё по многу дублей. Правда, девушкам повезло: и ту, и другую совершенно незаметно для зрителя подменили дублёршами. А вот бравому стармеху Деду – Николаю Ерёменко – «не повезло», он ведь с самого начала работы над фильмом твёрдо заявил, что все трюки будет делать исключительно сам. И что? «Мужик сказал – мужик сделал». В этих двух с лишним десятках сложных дублей «мокро-глубинных» сцен он нырял, нырял и нырял. Между дублями сидел часами в воде, приноравливаясь к разным вариантам ракурса съёмки, освещения и т.п. Вновь нырял в качестве репетиции. А потом начинала идти кровь носом – сосуды не выдерживали. Съёмку тогда приходилось прекращать и останавливать кровотечение. Снималась вся эта «подводная пытка» в течение целой недели, но это стоило того. В дальнейшем у зрителя при просмотре эпизодов этой сцены невольно перехватывало дыхание… А коллеги и приятели Николая после каждой съёмки время от времени добродушно подкалывали: «Ты это… Как закончишь, приходи к нам, мы тебя у соседнего бассейна подождём. Отдохнём, поныряем…»

Сухогруз гибнет

В шести километрах от Массандры, на этот раз уже в специализированном открытом бассейне Ялтинской киностудии, предназначенном для комбинированных съёмок на акватории, с использованием макета сухогруза был отснят подрыв «Нежина».

Ещё с одним видом макетов, причём довольно-таки грозного вида и в натуральную величину, также пришлось повозиться главному «пиратскому» инженеру-конструктору Павлотосу. И это были…

…МИНЫ!!!

Согласно сюжету, наши моряки, захватившие «посудину» джентльменов удачи Mercury, не смогли вывести её из бухты – кэп пиратов Мастер дал команду заблокировать выход плавучими морскими минами. Павлотос со своей компанией в считанные дни соорудил идеальные копии «рогатой плавучей смерти»: из дерева, в пяти экземплярах. Далее, умудряясь совмещать работу сразу над двумя картинами, он сообщил режиссёру «Пиратов», что находится на мысе Тарханкут (запад Крымского полуострова), где занимается «Акванавтами». «Борис, двигайте ко мне. Заберёшь мины… Всё равно ж вам здесь снимать этот сквозной грот, через который у тебя пираты будут шастать на вельботе…» – протелефонировал Павлотос. Режиссёр согласился и со всей командой перебрался морем на «пиратской» Mercury за почти 108 миль (порядка 200 километров, выражаясь по-сухопутному) курсом вест, а затем норд-вест от посёлка Новый Свет, в районе которого снимали бухту – базу морских разбойников.

На мысе киношники отсняли шикарный грот с проходами пакетбота с пиратами, затем, довольные, захватив «мины», расположили «рогатых» на палубе и пошли обратным курсом в район посёлка Новый Свет. Возле Севастополя попали в шторм. Не слишком сильный, но в какую-то минуту киношники обнаружили вместо пяти «мин»… четыре. Одну смыло волной. Киношники переполошились не на шутку – муляж «рогатой» на воде был абсолютно неотличим от настоящей! Немедленно дали радиограмму руководству Черноморского флота. Военные не совсем поняли сообщение и устроили жуткий скандал со специфической ненормативной русской военно-морской «терминологией»: «…@#**^*!!! Да как так, рядом с базой плавает «мина» @#^>***! Вдруг это дестабилизирует судоходство в районе? Вдруг она…» Кое-как перепуганные киношники втолковали военным, что «мина» – муляж. Военные на поиск «пиратской деревяшки» всё-таки отправили патрульный катер, но «мину» так и не обнаружили – видно, разбило о скалы…

Во второй половине июня пиратский Mercury вернулся в свою морскую «малину» – съёмочные локации близ посёлка Новый Свет и… И!!!

…Здесь, тысяча чертей, встанем, как говорится, пока на якорь. Продолжение истории легендарного «пиратского» супербоевика – в следующей нашей встрече. Кар-рамба!

Сергей Балахнин,
иллюстрации автора

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
:wacko: 
:yahoo: 
B-) 
:heart: 
:rose: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-)