Пираты века кино СССР

(к 45-й годовщине культового боевика) Часть 4

Кар-рамба! Сегодня, в юбилейную 45-ю годовщину абсолютного рекордсмена по кассовым сборам и посещаемости за всю историю кинематографа СССР (впрочем, и современной России тоже), мы продолжаем историю появления легендарного авантюрно-приключенческого супербоевика сценариста С. Говорухина и режиссёра Бориса Дурова «Пираты XX века». Итак, напомню…

В конце июня 1979 года пиратское судно Mercury (в миру – грузопассажирский «Адмирал Лунин» Азовского морского пароходства), проделав порядка 108 морских миль от мыса Тарханкут, что на западе Крымского полуострова, вернулось в свою морскую «малину» – съёмочные локации близ посёлка Новый Свет, чтобы продолжить работу. Продолжим и мы. Кар-рамба! Сто тысяч морских чертей! Машины – полный ход!..

Механик, Пират и КА-РА-ТЭ!

Как известно, ни один уважающий себя кинобоевик не обходится без стрельбы, поножовщины, драк, схваток и прочей подобной «романтики» – это, как ни крути, непременные составляющие жанра. «Пираты» добавили ко всему перечисленному невиданный в советском кинематографе ещё более острый «ингредиент» – каратэ, впервые показав это разящее противника, пока ещё таинственное и экзотическое восточное единоборство на большом экране. Продемонстрировали его, так сказать, воочию, в действии и, надо отметить, весьма реалистично. Как мы помним из прошлого номера, главным постановщиком драк в «Пиратах», а также исполнителем одной из ролей фильма – боцмана Матвеича – выступил старший тренер Центральной школы каратэ СССР Тадеуш Касьянов. Именно он обучил всех «пиратов» правильно драться. Именно он на вступительных титрах фильма лихо ломает толстую (настоящую, не подпиленную для съёмки) доску напополам одним чётким ударом. Именно Касьянов инструктировал исполнителя главной роли Николая Ерёменко-младшего (стармех «Нежина» Дед – Сергей) и ставшего самым знаменитым после выхода картины в прокат Пиратом и Коварным Злодеем (с больших букв!) Салеха (он же Малыш) – актёра Талгата Нигматулина.

Правда, с этой парой проблем было меньше всего: Нигматулин, ещё обучаясь во ВГИКе, получил чёрный пояс – звание мастера каратэ – и был уже чемпионом по этому единоборству в Узбекистане.

Близкий друг Нигматулина и его кинопротивник – Ерёменко-мл. – также имел навыки японского единоборства и был в отличной физической форме. И тот, и другой предпочли работать в фильме без каких-либо дублёров-каскадёров.

Одну из драк режиссёр Борис Дуров решил снять с трёх разных точек, но такого количества камер не оказалось под рукой, и съёмку каждого нужного кадроплана пришлось вести по очереди. Эту сцену снимали почти двенадцать часов подряд, и всё это время парни со всей силы швыряли друг друга на бетонную поверхность декорации. «Удовольствие было ниже среднего, – впоследствии вспоминал Ерёменко. – Но терпеть было можно…»

Дрались два друга, как во время репетиций, так и во время каждого дубля… ПО-НАСТОЯЩЕМУ!

Было всё: и выбитые кости локтей, таза, повреждения суставов, самые различные растяжения связок мышц (всё это сказывалось на здоровье актёров и спустя годы), но они были молоды и горели энтузиазмом сделать крутое Кино. Нередко это даже пугало как режиссёра, так и всю группу: как бы друзья-приятели в порыве такого энтузиазма, убедительно применяя приёмы каратэ, не покалечили друг друга ради эффектных кадров. К счастью, всё обходилось, и команда «Стоп-мотор!» была сродни ледяному ушату воды, выливаемому на горячие молодые головы.

Дверью защемлённый

В одной из динамичных сцен фильма Дед, проникнув на пиратский корабль, пытается пробраться в отсек радиостанции и стучит в дверь «условным» стуком. Салех, исполняющий обязанности радиста, думая, что это один из его «подельников», приоткрывает узкую дверь и через мгновение голова пирата стремительным ударом оказывается защемлённой. Для съёмки этого кадра в переборку вбили страховочный штифт, чтобы дверь остановилась в нужный момент, не травмировав актёра. Сняли один дубль, другой, третий… Всё неудачно. Дуров раздосадовано плюнул: «Давайте ещё разик… Если не пойдёт, то…» Раздалась команда «Мотор! Съёмка… Начали…» Ерёменко-Дед вновь рванул дверь, что было силы, штифт в это время выпал из переборки-стены и… Нигматулин-Салех получил такой мощный «защемляющий» удар дверью, что завопил вполне даже по-настоящему. Именно этот дубль и вошёл в картину. Слава Богу, обошлось без особой травмы. Далее по сюжету шла серия эффектных ударов Деда, но о них ниже… А теперь о сцене, предваряющей вышеупомянутую, или легендарный…

Тот Самый Прыжок… (и «провокаторы»)

…стармеха Деда со скалы на борт, вернее, к жёстким металлическим леерам пиратской Mercury. Невероятно опасный трюк, о котором среди будущих зрителей (особенно мальчишек) ходило множество восторженных разговоров. А вскоре, ещё в первые недели проката «Пиратов», кто-то запустил информацию, что Николай Ерёменко во время съёмок не рассчитал и, не долетев до борта Mercury, упал в воды залива и едва не был размолот лопастями винтов судна! От этой «леденящей нервы» подробности трюк актёра казался ещё круче.

Этот «кто-то» оказался друзьями-«провокаторами» – Николаем Ерёменко-младшим и Талгатом Нигматулиным. «Ребята всегда были любителями пошутить и выдумали все эти страсти-мордасти со «смертельным» прыжком в рекламных целях, чтобы придать нашим съёмкам эдакую героическо-романтическую фишку, – вспоминал главный оператор-постановщик картины Алексей Рыбин. – А вот настоящий подвиг совершал в те дни капитан «Адмирала Лунина» (в фильме – пиратское судно Mercury). Так, он провёл этот здоровенный корабль буквально впритирку к скалам, причём в некоторых местах до каменных стен было менее полуметра – ещё чуть-чуть, и пропорешь борт. Тем более, что винт не работал, и судно шло по инерции…» Что касалось реальности, то прыжок был рассчитан до мельчайших деталей.

Актёр прыгал по направлению к движущемуся судну, затем падал в воду, там Николая подхватывали аквалангисты с запасным баллоном воздуха, опускали на дно и заплывали в небольшую естественную каменную нишу. Судно проходило, и актёра поднимали на поверхность. Отдельно сняли прыжок к поручням судна. Позже всё это действо эффектно и дольно чисто смонтировали, результат – один из самых эффектных кадров «Пиратов».

Героические дамы

Вообще в «Пиратах» хватало разного рода «рукоприкладства». Изрядно досталось и представительницам слабого пола из экипажа «Нежина». Особенно буфетчице Маше: когда она была в заложницах у пиратов, её избивал палкой всё тот же «неукротимый» в своей жестокости Салех – Малыш. Разумеется, Наталье Хорохориной под платье подложили плотно свёрнутый многослойный кусок ткани, который совсем не выделялся на спине. Нигматулин никак не решался бить актрису «как надо». Дубли выходили вялыми, пока Хорохорина не подозвала поближе «пирата» и не сказала: «Талгат, не беспокойся, колоти меня от души…» Салех через силу согласился и… В общем, когда в будущем фильме зритель видел сцену избиения привязанной к столбу Маши, дыхание перехватывало от зверства негодяя и ненависти к нему. К концу съёмочной смены, несмотря на, казалось бы, надёжную защиту – многослойную ткань, спина у Натальи представляла собой большой синяк с кровоподтёком.

Дилором Камбарова, исполняющая роль девушки-островитянки Маа, тоже отличилась, но в другом роде. Уже во время съёмок выяснилось, что узбекская актриса не только боится глубины, но и вообще не умеет плавать, а её героине, между тем, предстоял целый ряд сцен на воде и под водой. Никакими дублёршами полностью актрису заменить было невозможно. Ситуацию спас… пират Салех – старый знакомый актрисы Нигматулин. Он буквально за пару дней научил Дилором неплохо держаться на воде и даже плавать на небольшой глубине.

«Пираты» в «дрейфе»… генсек и Триумф

В конце августа съёмки «Пиратов» были закончены. В октябре 1979-го фильм был озвучен, смонтирован «под ключ» и был готов к запуску в прокат в ближайший месяц. Принимала картину строгая госкомиссия. Её вердикт: «Фильм к прокату не допускать!» Причина? Режиссёр Борис Дуров сразу понял, к чему всё пришло: «Избыток сцен насилия…» В фильме были убийство кока при помощи пиратской абордажной кошки, убийство Салехом радиста «Нежина» пожарным топором, избиение плетью буфетчицы-заложницы, жестокое избиение старшим механиком Сергеем пирата Салеха (включая реалистичный удар в пах, что являлось неким табу в отечественных фильмах) и т.д.

Причина №2: «Избыток и «смакование» в кадре атрибутов Запада» – виски, пива в банках, импортной музыкальной техники, одежды (джинсы) и т.п. В общей сложности фильм получился, конечно, захватывающим, но… каким-то, по мнению комиссии, «…не нашим» и, учитывая вышеназванные «причины», лёг на полку.

И лежать бы «Пиратам» в бесконечном «дрейфе», если бы, как уже бывало, не личное вмешательство главного кинолюбителя СССР того времени и руководителя страны – генсека Л.И. Брежнева. В один из выходных дней конца весны уже 1980 года сотрудник особого отдела Госкино, услышав о желании Леонида Ильича посмотреть что-нибудь новенькое, приключенческое, «с морем», отправил к нему на дачу каких-то «Пиратов XX века». От увиденного генеральный секретарь оказался в полном восторге, сильно «болел» и переживал за «наших мужиков», а после финальных титров, узнав, что фильм «полочный», немедленно дал распоряжение подготовить картину к всесоюзному прокату и по первой категории. Итог известен: с 14 июля 1980 года «Пираты XX века» режиссёра Бориса Дурова начали своё победное, триумфальное «плавание-набег» по СССР, а затем – дальнему зарубежью, причалив вскоре к «золотой сотне» лучших фильмов классики отечественного кинематографа и обретя статус непревзойдённого рекордсмена по кассовым сборам и посещаемости.

P.S. После грандиозного успеха «Пиратов XX века» Станислав Говорухин предпринял попытку продолжения «пиратской» истории – написал сценарий, но ни Николаю Ерёменко-мл., ни Талагату Нигматулину написанное не понравилось, и они категорически отказались. Раздосадованный Говорухин в новой версии сценария полностью убрал привязку как к предыдущим «Пиратам», так и к исполнителям главных ролей. Так в конечном итоге появился ещё один «пиратский» советский фильм «Тайны мадам Вонг» (1986, реж. С. Пучинян). Но это было уже совсем другое кино.

Сергей Балахнин,
иллюстрация автора

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
:wacko: 
:yahoo: 
B-) 
:heart: 
:rose: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-)