Как бы нам его сберечь?!
Село моё неброское –
Мне милое село.
Живу здесь с детства я
И знаю всех в лицо.
Пройду и поздороваюсь,
А старцу – поклонюсь.
Всех уважать умею я,
Селом своим горжусь!
Как в детстве, босоногая
По улице пройдусь.
У речки Загдачейки
Чуточек задержусь.
Я помочу ладони в ней
И низко поклонюсь.
А вспомнив, как купались
И ловили хариусов в ней,
Украдкой улыбнусь.
Какой же полноводной
Загдачейка была!
Теперь же ручейком спешит,
Спешит, чтоб встретиться с Ундой!
А я горжусь своей судьбой и благодарна ей за то, что здесь живу, в укромном уголке моей большой России!
Люблю своё село. Здесь я родилась, росла, училась в школе. Здесь я живу. Всё у меня связано с моим до боли родным селом. Село было большое, красивое. В 1960 –1970-х годах строились колхозные объекты: фермы, кошары, гаражи, мастерские, жилые дома. Разрабатывались земли, кругом были поля с посевами, огромные отары овец, гурты скота, табуны лошадей. Гудели машины, трактора. Люди спешили на работу.
Круглый год в трудах
Чуть-чуть рассветёт, и уже с песнями доярки шли на ферму. Тарахтели трактора на полях. Весной пахали, сеяли зерно, а осенью собирали комбайнами большой урожай, который радовал всех. Колонны машин увозили зерно на сдачу государству. Колхозники тоже тоннами получали за свой труд.
Жители села стремились жить. Огромное строительство было тогда, не хватало жилья, селяне, кто мог, сами строили себе жильё. Была и нанятая колхозом бригада строителей. Строили клуб, школу, контору, зерноток, склады.
Люди после трудового дня спешили вечерами в клуб, в кино, на танцы. Допоздна горел огонёк в клубе. Жители по-настоящему отдыхали после тяжёлого трудового дня.
Любители сцены спешили на репетиции. Сколько было в селе гитаристов, балалаечников, гармонистов! Они были самоучками, но как красиво могли играть! Если где-то заиграют, никому не приходилось унывать. Нам весело жилось, село мы все любили.
Балалаечники и гитаристы супруги Яшкины, гармонист Прокопий Карлин были в почёте у селян. Семьёй выступали супруги Владимир и Юнкома Такмаковы – сильный дуэт. Без шуток двух бабушек, Полины Орловой и Прасковьи Карабановой, не обходился ни один концерт. Мама и дочь Буравы, молдаванки, красиво исполняли разные танцы.
Центр нашей вселенной
А утром – снова на работу с шутками-прибаутками. Дети гурьбой спешили в школу. Все друг к другу ходили запросто – двери были открытыми всегда. Делились друг с другом, если у кого-то чего-то не хватало.
В село приезжали специалисты из западных областей – бухгалтеры, учителя, агрономы, инженеры. Село жило полноценной жизнью. Все жили дружно, независимо от образования, веры, национальности. Часто устраивали воскресники по благоустройству села. Выходили на них семьями с детьми. Во всех мероприятиях активно принимала участие школа во главе с директором Г.К. Лесковой. Это они с пионервожатой Е.М. Скрипченко в 1965 году создали первую музейную сельскую комнату в школе. Дети из четырёх сёл собирали материал о сёлах, о жителях, о трудовой деятельности колхоза, школы, о защитниках Отечества 1941–1945 гг.
Кроме вещей быта, дети приносили бивни мамонта и зубы, найденные ими в пади Пронькино. Записывали рассказы о жителях, их промыслах, о своеобразном говоре и многом другом. Сейчас этот материал находится в сельском клубе. В 2007 году под руководством Н.М. Зимирёвой там открыта музейная комната.
В 1965 году в селе установили памятник воинам-селянам, павшим в 1941–1945 гг., а в 2018 году – сельчанам, вернувшимся с фронта. У активистов села есть задумка: увековечить память труженикам тыла – детям.
Современность
В 2018 году при сельской библиотеке организован клуб ветеранов «Матусяночка». Женщины встречаются, обсуждают теперешнюю жизнь села, одновременно знакомятся с историей села. Гордятся, что они здесь живут, а когда уныло – умеют скрасить жизнь села. Женщины красиво поют, читают стихи. В селе теперь ни один праздник не обходится без «Матусяночки». Они и свои песни, частушки, стихи сочиняют.
А село живёт своей жизнью. Работы нет, кроме бюджетной сферы, население сокращается. Дома, что куплены на материнский капитал, люди бросают и уезжают. В дальнейшем дома разрушают, разбирают на дрова. Село живёт в надежде, что кто-то организует коллективное хозяйство (колхоз), тогда оно заживёт новой жизнью, но пока таковых смельчаков нет. Мужчины, женщины ездят на работу в другие районы, пенсионеры живут подсобным хозяйством, огородом.
Трудолюбивые жители обустраивают свои усадьбы, высаживают деревья, разводят цветы. В селе не перевелись ещё добрые люди, уважаемые пенсионеры, ветераны.
Сейчас помощь воинам СВО оказывают женщины. Перечислю их: А.В. Деденцева, М.С. Шумилова, Е.В. Кибирева, Г.П. Чупрова, О.В. Веселкова, Е.Н. Юринская, Н.М. Зимирёва, Л.В. Иванова, Е.М. Баранова. Они ежедневно плетут сети, делают свечи, собирают деньги на покупки материалов.
Наши сельские парни с честью защищают границы Родины, все желают им, чтоб они с победой скорее вернулись. Жители помогают, даже те, кто по каким-то причинам уехал из села. Охотно откликаются и хотят, чтобы село наше жило. Как-то помогают сохранить его.
Я тоже хочу, чтоб село моё жило.
Чтоб в нём слышался смех детворы.
Чтобы новые семьи рождались,
Многодетными были они.
Я хочу, чтобы школа вновь среднею стала,
Чтоб детишки за знаньями спешили туда.
Я хочу, чтоб в вузы они поступали,
А с дипломами возвращались обратно сюда.
Я хочу, чтоб колхоз возвратился,
И работа селянам была.
Чтобы труд вдохновлял всех на подвиг,
И зарплата достойной была.
Я хочу, чтоб специалисты в село приезжали
И трудились на благо, работу любя.
Я хочу, чтобы село они моё полюбили
И остались здесь жить навсегда.
Так живи же, село моё Матусово,
Окружённое сопками возле богатой золотоносной Унды-реки!
Сохраните село для потомков!
Берегите село, земляки!!!
Евгения Баранова,
с. Матусово, Балейский район,
фото из архива группы села Матусово «ВКонтакте»