Белая «Газель» заполняется быстро – народу сегодня немного. Молодой человек до Богомягково, девушка, парочка пенсионеров, мама с ребёнком (за ними специально заехали в Антипиху) и мужчина с огромной коробкой. Несколько минут, чтобы все успели расплатиться с водителем, и ровно в 9:00 маршрутка «Чита – Верх-Усугли» отъезжает от автовокзала.
№562
Обслуживание этого маршрута, как и нескольких других, забайкальский перевозчик Сергей Пнёв выиграл в 2013 году, когда краевой администрацией был объявлен конкурс. И всё бы хорошо, говорит предприниматель, если бы не так называемые нелегалы.
– Ситуация с нелегальными перевозками у нас во всём Забайкалье стоит очень остро. Потому что тендер на обслуживание маршрутов старые перевозчики проиграли, но нашли лазейку в законе – использование заказных перевозок для оказания регулярного движения по маршруту. То есть он размещает трафарет «Заказной», набирает людей и под наше расписание выезжает. Соответственно, рентабельность официальных перевозок падает, – рассказывает Сергей Викторович.
И страдают от этого, в первую очередь, обычные пассажиры.
– Так как мы выиграли тендер и имеем официальное свидетельство, то обязаны везти людей, даже если три человека едут. Даже если один человек едет, мы всё равно обязаны его увезти. Потому что по закону за невыполнение условий могут отозвать свидетельство на обслуживание регулярного маршрута. А «заказные» могут собрать заявки и, если нужное количество пассажиров не наберётся, просто не поехать. Люди начинают метаться: «Что делать, на чём ехать?!» Поэтому мы хотим рассказать, что есть официальный маршрут, который ездит два раза в день, в любую погоду и с любым количеством человек, – говорит Сергей Пнёв.
С нелегальными перевозчиками предприниматель борется аккурат с того самого 2013 года. Пока – безрезультатно.
– Писал в разные инстанции: прокуратура, ГИБДД, налоговая, транспортная инспекция… Вон, целая стопка бумаг лежит. Несколько раз дело доходило до суда, но доказательная база была слабовата, поэтому результата никакого нет. Все маршруты движения проходят через пост ГАИ. Нелегальные извозчики пытаются либо рано утром проскочить, либо поздно вечером, когда на посту нет транспортной инспекции. Иногда, чтобы замаскироваться, вешают на лобовое стекло табличку с номером маршрута. Хотя на Верх-Усугли они ходят, когда инспекция есть, но, видимо, какая-то трудность существует у нашей транспортной инспекции, которая контролирует заказные и регулярные перевозки. Не получается у них привести ситуацию к какому-то окончательному решению, нелегальные автобусы как ездили, так и продолжают ездить, – объясняет предприниматель.
Также Сергей обслуживает маршрут «Чита – Сретенск». Именно на этом маршруте 1 декабря 2019 года случилась страшная катастрофа, унёсшая жизни 19 человек.
– Наш автобус в тот день шёл следом за автобусом, который попал в аварию. Этот автобус тоже принадлежал нелегальному извозчику. Я во многие инстанции так и писал: «У вас уже есть горький опыт, примите меры». Но тщетно, – говорит мужчина.
Выбирайте тщательно
Но кое-какие сдвиги в этом направлении всё же есть. Сергей Пнёв говорит, что по одному из его маршрутов нелегальным перевозчикам уже выписали несколько протоколов по 300 тысяч рублей, но по маршруту «Чита – Верх-Усугли» воз, как говорится, и ныне там. Правда, этим летом Сергей Викторович вновь подал в суд на одного из нелегалов, работающего на маршруте №562, на сей раз на горизонте маячит уголовное дело.
– В июне этого года был инцидент, когда в Верх-Усуглях нелегальный водитель напал на моего водителя, уголовное дело завели. Ударил монтировкой, сломал руку, часы, хорошо хоть водитель успел голову прикрыть….
Может быть, официальные перевозчики просто не покрывают потребность в перевозках?
– Нет, – говорит Сергей Викторович. – Машинный парк у нас большой. Если есть необходимость, на маршрут мы выпускаем и две, и даже три машины. У нас есть все страховки, лицензия, отчётность мы предоставляем, обязательно выдаём билеты с кассовым чеком по требованию, сейчас стали от дома людей забирать, чтобы пассажирам было удобнее. Можно купить билет, не выходя из дома, – онлайн, некоторые машины оборудованы видеонаблюдением. Стоимость проезда с нелегальными перевозчиками у нас одинаковая, разница в том, что как «официалы» мы полностью несём ответственность за пассажира, а нелегальные перевозчики никакой ответственности не несут. Все водители обязательно проходят предрейсовый и послерейсовый медосмотр, обязателен технический контроль транспортного средства, страхование жизни пассажира. Плюсов у нас много, и нужно, чтобы больше людей об этих плюсах и о нас узнало.
Заботиться о своей безопасности должен каждый пассажир самостоятельно, и к выбору транспортного средства подходить с осторожностью. Особенно если больше никаких альтернатив нет – до Верх-Усуглей из краевой столицы можно добраться только на маршрутке.
– Я так скажу. Если бы не было недобросовестных нелегальных перевозчиков, качество обслуживания было бы в разы лучше, так же как и рентабельность, и обновление парка автомашин, – говорит мужчина.
А что скажут пассажиры?
Марина ПЛАТОВА