Его Величество андроид – к его приходу нас не первое десятилетие «усиленно готовит» кинематограф и уже даже дал вполне определённые образы искусственных металло-пластико-бионических созданий, которые начинали на экране как жестокая мыслящая машина в облике женщины. Её целью в классической немецкой картине Фрица Ланга «Метрополис» от 1927 года было погубить гигантский город… А что сегодня?
А сегодня, особенно последние полтора десятка лет, роботы продолжают действовать в мире кинематографа, абсолютно не отличаясь от homo sapiens как внешне, так и характерно (включая эмоционально-духовную составляющую). При этом телесно-железные, но разумные создания, порождённые человеческим гением, не желают считать себя машинами! Отсюда масса морально-этических проблем и противоречий, нередко приводящих к драматическим, а то и трагическим последствиям (о робото-комедиях речь сегодня не идёт). Андроид нового времени отождествляет себя с создателем или даже ставит выше оного…
Вот цепочка фильмов – предсказаний и предупреждений: «Из машины», 2014; «Морган», 2016; «Закат цивилизации», 2018; «Алита: Боевой ангел», 2019; «Мой создатель», 2020; «Я создан для тебя», 2021; «M3ГАН», 2022; «Сбой сознания», 2022 и т.д.
Фильм канадского режиссёра Эйприл Маллен, премьера которого грядёт 29 июня, в очередной раз в драматической форме воссоздаёт проблему будущего сосуществования человека и машин, желающих быть людьми, быть свободными, быть «Больше, чем люди» (так называется фильм). Впрочем, давайте начнём разговор с реальности…
Андроиды. Начало
Удивительно, но в реальной жизни всё началось гораздо раньше, чем в кино. Один из первых чертежей человекоподобных машин был создан ещё в 1495 году! Леонардо да Винчи начертил схему механического рыцаря, способного сидеть, двигать руками и головой, поднимать забрало. Проект был разработан на основе исследований анатомических пропорций человеческого тела. Пытался ли построить эту машину автор чертежа, неизвестно.
Спустя три века, с 1768 по 1774 годы швейцарский часовщик, механик и изобретатель Пьер Жаке-Дро вместе со своими сыновьями создал знаменитую тройку механических «роботов» (автоматонов), первых андроидов: органистку, художника и писателя. «Органистка» вполне реалистично «дышала», ёрзала на стуле и играла на небольшом органе. Именно играла, используя свои пальцы для извлечения звука путём нажатия на клавиши. «Художник» был запрограммирован на рисование либо портрета женщины, либо собаки, ну а «Писатель» («Пишущий мальчик») мог написать любой предварительно заложенный в него текст (до 40 букв). При этом он обмакивал перо в чернильницу и следил за текстом глазами.
RUR. Роботы…
Однако только в 1921 году эти странные металлические создания получили собственное название-обозначение – «robot», «робот» – благодаря фантастической пьесе чешского писателя Карела Чапека «RUR». А всего через 17 лет специалисты американской компании Westinghouse соорудили из алюминия человекоподобного робота по имени Электро весом в 120 кг, ростом в 2 метра 10 см, с «классическими» (для роботов в нашем представлении) квадратными очертаниями тела и головы. Он мог ходить (правда, больше это напоминало движения инвалида, так как двигал он лишь одной ногой, подтягивая за собой другую, оборудованную колёсиками), говорить, проигрывая записи с магнитной плёнки, курить сигареты, надувать шарики и отличать красный свет от зелёного.
Экспериментальных роботов начали создавать в Германии, Англии, Франции, Австрии…
Роботы для работы, роботы для военных целей, роботы для выставок, рекламы и шоу-бизнеса. Заострим внимание на «выставочных», как наиболее близких к теме нашего разговора.
«Политический» робот
В СССР первый робот был построен за год до американского – в 1936 году, а в 1937-м экспонировался на Всемирной выставке в Париже. Его создатель – 16-летний школьник из Новочеркасска Вадим Мацкевич. Робот B2M был андроидом. Интеллектом он не блистал, зато умел поднимать правую руку-манипулятор. Мотор, правда, был слабоват, и рука поднималась лишь чуть выше плеча, что не смущало восхищённую иностранную публику. Робот был хорош. Не обошлось и без «курьёза». Почему-то особый восторг робот Мацкевича вызвал у немцев. Оказалось, что, по мнению делегатов из Германии, робот приветствует посетителей жестом «Зиг, хайль!», и все немцы радостно бегали в советский павильон сниматься на фото с «политическим» роботом.
Видя такое дело, вмешалось НКВД, но всё быстро поправилось, общими усилиями технарей в советской группе из робота быстро «выбили» «политическую дурь», добавили «силёнок», и он стал приветствовать людей как полагается, а Вадим Мацкевич получил диплом выставки.
Роботы в рекламе
В том же 1937 году в нашей стране появился говорящий робот-рыбак – первая машина, рекламировавшая товары для спортивной рыбалки. Лидерство в роботах-рекламистах СССР сохранял и в 1946 году. Полутораметровый механический Дед Мороз был выставлен в витрине Центрального универмага Москвы. Сначала робот сидел на пеньке, потом вставал и поднимал левую руку с ёлочными украшениями, правой «дедуля» держал рюмку. При этом он смотрел на зрителей, стоявших перед витриной, весело им подмигивал и лихо выпивал рюмочку. Затем робот исполнял весёлую песенку, произносил новогодние пожелания. После этого он садился и отдыхал до следующего выступления.
Всё было хорошо вплоть до… новогодней ночи. В эту ночь Дед Мороз разнёс всю витрину и уничтожил ёлку. Два сильных сторожа едва могли удержать взбесившегося робота. Причиной оказался скачок напряжения в сети. Программный механизм робота, приводимый в движение электродвигателем, заработал в ускоренном темпе. «Дед» без перерыва вставал, садился, глушил «спиртное» и махал рукой. При этом его платформа с пеньком бегала по всей витрине, всё сметая на пути. Это был первый прецедент, когда машина «спятила».
Танцы роботские и…
Из мира рекламы роботы шагнули в сценическое искусство. Так, в 1956 году в театре Сары Бернар в Париже в программе «Ночи поэзии» впервые выступил кибернетический танцор. Это была металлическая конструкция, напоминавшая усложнённый семафор. Танцор перемещался по сцене под влиянием разницы в освещении, приводя в движение все 16 элементов своей конструкции.
Кроме искусства танца, роботов «заинтересовал» и театр. Американская кибер-актриса «Роза Босум» в 1966 году выполняла на сцене почти все движения, присущие человеку. Правда, «Роза» не блистала ни изяществом линий, ни красотой, а являла собой лязгающую тумбу, с «руками» и «ногами». «Голову» представляли гигантские «накрашенные» губы.
Влюблённый робот
Спустя всего три года у американцев в лаборатории «Дженерал Моторс» появился «Робби» – первый робот, который… влюбился! Обычно спокойный и послушный, он вдруг переставал быть исполнительным или вообще замирал. «Капризы» робота начинались, когда недалеко от него находилась самая хорошенькая сотрудница лаборатории. После долгих исследований выяснилось, что робот реагировал на… цвет её губной помады. Эксперты попросили девушку сменить её цвет. Андроид моментально «разочаровался» в избраннице.
Такие же и…больше, чем люди
С появлением в начале XXI века многоядерных, компактных и мощных компьютеров, а также благодаря успехам в области синтеза искусственных материалов, похожих на кожу человека, в шоу-бизнес ринулись андроиды (преимущественно японского производства), с трудом отличимые от homo sapiens. В ноябре 2008 года в Осаке состоялся первый спектакль «Я, работник». В 20-минутной пьесе о проблемах будущих взаимоотношений между людьми и искусственным разумом играли и люди, и роботы-андроиды «Вакамару» производства фирмы Mitsubishi.
А в 2010 году в столице Польши открылся первый в мире театр роботов! Это первый театр, где спектакли с участием роботов (без присутствия людей-актёров) поставили на коммерческую основу. Ежедневно автоматизированные актёры показывают от 8 до 10 спектаклей. С аншлагом! Пьеса «Принц Феррикс и принцесса Кристалл», где робот-мужчина влюбляется в робота-женщину, по мотивам рассказов польского писателя Станислава Лема была специально написана для роботов!
…Что же касается внешности, то современные андроиды всё больше и больше походят на людей, а 29 июня они станут «Больше, чем люди» на всех киноплощадках Забайкальской государственной кинокомпании. В фильме вновь рассматриваются вечные проблемы: может ли искусственный человек иметь душу, любить, жертвовать собой ради любви, бороться за свободу и «умирать» за неё…
P.S. Тема роботов, андроидов, искусственного интеллекта в истории кинематографа не закрыта и ещё продолжится…
Сергей Балахнин,
иллюстрация автора