Дороги! Сколько дорог было, есть и будет в нашей жизни. Дороги судьбы, скоростные магистрали и замшелые захолустья. Сегодня мы с вами поговорим о дорогах реальных, которыми пользуемся каждый день, ну или почти каждый день. Зима в нашем регионе долгая и суровая, поэтому я на правах водителя со стажем расскажу на своём опыте, как не попасть в беду на трассе. Что же должен знать и уметь каждый шофёр, чтобы выбраться победителем из самой страшной ситуации?
Холодный путь
Температуры, передаваемые нам каждый день в прогнозе погоды, позволяют более-менее точно составить представление о грядущих холодах. Однако мороз в городе и мороз на дорогах – это два совершенно разных понятия. И это не спрогнозирует ни один гидрометцентр. Например, в Чите может быть ночью минус двадцать, а на федеральной трассе под Чернышевском – минус сорок семь! Каждый, кто хоть раз был застигнут холодами в пути, знает этот феномен. Машина мерно шуршит асфальтом и в определённый момент начинает замерзать прямо на ходу. Леденеют стёкла, повышаются обороты двигателя и остывает салон. В такие моменты жизненно важно не глушить мотор. Стоит отлучиться на десять минут по нужде, и можно попасть в очень неприятную, а порой и смертельную ситуацию. В такие морозы даже не выдерживают и отламываются металлические ручки открывания дверей, например, на автомобилях УАЗ. Нужда заставляет нас отправляться в путь в любое время суток при любой погоде, поэтому вы должны помнить первое правило – не глушить двигатель! Особенно если машина с техническими неисправностями, например, со старым аккумулятором, который в определённый момент не сможет запустить остывший двигатель.
Неприкосновенный запас
Автомобиль для водителя – это не только средство передвижения, но и второй дом. В нём должно быть всё нужное на случай непредвиденных ситуаций. Лично я выделяю три вещи, которые просто необходимо взять с собой в дальнюю холодную дорогу. Спички должны быть всегда. Не зажигалка, которая может легко замёрзнуть, а именно спички. Где есть огонь, там есть и жизнь. Заглохла машина на пустынной трассе? Жги костёр. Не жди, когда приедет помощь, которую можно и не дождаться. Сбережение тепла человеческого тела даёт шанс на выживание. Лопата. Стоит завязнуть в снегу хотя бы одним колесом, как автомобиль откажется везти вас дальше. Если буксовать на месте, наблюдая, как машина садится на брюхо, то шансов вырваться из западни не будет. Возьми сапёрную лопатку, освободи колесо и езжай дальше. Скользкий подъём тоже становится легкопреодолимым, если накидать песка с обочины под колёса автомобиля. Нож. Позаботьтесь о том, чтобы нож тоже был всегда. Им можно снять кору с дерева, чтобы развести костёр. Им можно перерезать ремень безопасности в случае аварии. Помимо этих предметов в багажнике должны лежать: буксировочный трос, пусковые провода, аптечка и знак аварийной остановки. И это продиктовано не прихотью ГИБДД, это правила жизни, написанные кровью.
Что делать, если…
От аварии или просто от поломки на трассе не застрахован вообще никто. И видавший виды «Москвич», и современный джип одинаково равны перед дорогой. Неправильный поворот руля или секундная заминка перед принятием решения оборачиваются катастрофой. Итак, на улице минус сорок пять, машина заглохла, а до ближайшего населённого пункта десятки километров. Как поступить? Я слышал много советов от водителей, что нужно присыпать машину снегом, как можно меньше двигаться и ждать помощи. Нет и ещё раз нет! Будешь сидеть в машине – замёрзнешь, заснёшь и больше не проснёшься. Пока вы не чувствуете холода после тёплой машины, начинайте действовать – разведите костёр. И не абы какой, а самый что ни на есть пионерский. В замёрзшем лесу сухих дров мало, однако, зная таёжный секрет, можно развести любой костёр. Когда дерево засыхает, соки в его стволе прекращают движение. Первым делом засыхает верхушка, так называемый верхушечник. Отламываем эти самые верхушки с поваленных и стоящих засохших деревьев. В качестве растопки можно использовать обшивку автомобиля, например, чехлы на сиденья. И не стоит жалеть. Чехлы вы купите ещё раз, даже лучше прежних, а вот жизнь даётся лишь однажды. Сверху на огонь наваливайте толстые стволы – пусть сохнут. Чем больше огня, тем теплее и тем больше шансов вас увидеть с дороги. Имейте в виду, что на самой трассе костёр разводить не стоит. Трассы отсыпают таким образом, чтобы они были выше болот и почвы. А чем выше, тем ветренее и холоднее. Сойдите с дороги в низину и сразу почувствуете разницу в температурах. Сейчас набирает популярность, по сути, правильный способ подать сигнал помощи. Водитель вывешивает на машине светоотражающий жилет, тем самым сигнализируя другим водителям о своём бедственном положении. Я однажды видел подобную ситуацию. В пятидесяти километрах от Читы на обочине пустынной трассы полыхал костёр. Остановился. Водитель поблагодарил за предложенную помощь, но сказал, что уже сообщил о поломке своего автомобиля друзьям и что останется ждать помощи.
Если стал свидетелем
Какую бы вы ни встретили аварию на трассе, обязательно помогите и ни в коем случае не берите деньги за свои услуги. Поможете вы – помогут и вам. И я имею в виду не только автокатастрофы, когда требуется доставить пострадавшего в больницу. Банальные случаи, когда требуется домкрат или запасное колесо. Поступки, в конечном счёте, и формируют личность человека. Если машина перевернулась, первым делом постарайтесь отключить аккумулятор, дабы предотвратить короткое замыкание и возгорание. Присыпьте лужи бензина снегом или песком и предупредите других людей, пришедших на помощь, об угрозе пожара. Если пострадавший не может пошевелить ногами, и у него болит спина, это может быть симптомами перелома позвоночника. Такого человека можно транспортировать строго в горизонтальном положении на твёрдой поверхности. На кладбище рядом с могилой моего деда лежит мужчина. Он выжил в дорожно-транспортном происшествии, но погиб при транспортировке. Его извлекли из покорёженной машины и пытались со сломанным позвоночником усадить в другой автомобиль. В результате – смерть от болевого шока.
Первым приди на помощь
Если горит на дороге машина, тушить можно не только огнетушителями. Забрасывайте снегом и песком, используя лопату, которая теперь всегда есть в вашем автомобиле. Если машина пострадала при столкновении, не спешите всеми силами извлечь пострадавшего из салона. Этим можно очень сильно навредить. Зажатые ноги при смещении моторного отсека можно освободить только с помощью специального оборудования. Посмотрите, на каком километре и какой трассы произошло ДТП. Сохраните в телефоне номера экстренных служб. Если пострадавшие в сознании, попытайтесь с их помощью сообщить о случившемся их родственникам. Обратите особое внимание на детей, попавших в катастрофу вместе с родителями. Как правило, детей стараются всегда пристегнуть. Поэтому они зачастую получают больше душевных травм, нежели телесных. Успокойте и обогрейте ребёнка. Пусть он не видит своих родителей без сознания или в крови. Иногда бывают такие ситуации, что ребёнок может рассчитывать только на вас.
Проедете мимо, подумаете: «Другие помогут», и может произойти непоправимое. Вы даже не будете об этом знать. Есть очень простые и очень правильные слова: «Не бойся врага, который может убить тебя, не бойся друга, который может предать тебя, бойся равнодушных, ибо от них исходит всё зло на земле». Берегите себя!