Ему 85 юбилейных, но он, презрев время и годы, продолжает спокойно взирать с вершины своего киноолимпа на мир, где он по-прежнему молод, и легионы своих верных поклонников самого разного возраста и новые поколения искателей приключений, жаждущие любви, подвигов, славы. Вечный благородный красавец и такой же вечный романтик, статный голубоглазый любимец всех женщин, вечный крутой парень без страха и упрёка, особо известный также как защитник справедливости – Зорро. Зорро по имени Ален Делон. Сегодня мы продолжаем рассказ о нём…
Роман с кинематографом
Небольшие роли в первых фильмах Алена – криминальной драме «Когда вмешивается женщина» (1957), комедии «Будь красивой и молчи» (1958), где актёр впервые встретился в кадре со своим другом и «конкурентом» Жан-Полем Бельмондо (см.фото), последующая историческая мелодрама «Кристина», где Делон уже исполнил главную роль, – окончательно и страстно заставили влюбиться его в кинематограф. Не имеющий специального образования, кроме диплома об окончании училища Конфедерации французских колбасников, Делон принялся усердно учиться актёрскому мастерству «без отрыва от производства» – прямо на съёмочной площадке. Ален, словно забыв своё недавнее бесшабашное, хулиганско-криминальное прошлое, как-то вдруг окончательно образумился и начал трудиться над собой: брал уроки фехтования, работал над речью и мимикой.
1959 год стал знаковым для 25-летнего актёра – именитый режиссёр Рене Клеман пригласил молодого самоучку в свой детективный триллер «На ярком солнце». Делон создал образ бедного авантюриста, дьявольски обаятельного, сообразительного и абсолютно аморального типа, готового на всё – от подделки документов до убийства друга, лишь бы присвоить чужую, богатую жизнь. 10 марта 1960 года в Париже состоялась премьера картины. Зрители и критики были в полном восторге. О Делоне начали говорить как о ярком таланте, отмечая у молодого актёра драгоценное для фильма сочетание «души дьявола» и «лика ангела».
Рокко бьёт и побеждает
После выхода «На ярком солнце» в мировой прокат Ален впервые получил то, чего добивался: известность далеко за пределами родной Франции и новую роль, на сей раз у знаменитого итальянского режиссёра Лукино Висконти. Новая работа мэтра представляла собой кинороман о семье Паронди, переехавшей из нищей сицилийской деревни в промышленный Милан в поисках лучшей доли. Рокко – младший из братьев Паронди – вынужден стать боксёром, чтобы содержать мать и братьев. Рокко в исполнении Алена Делона – красивый и добродетельный молодой человек, не теряющий своего благородства, несмотря на все трудности и испытания, предоставленные ему судьбой. На съёмках шедевра «Рокко и его братья» Алену пришлось выходить на ринг (см. фото на иллюстрации-заставке). Тренировки по боксу давались нелегко, актёр выматывался настолько, что непосредственно на съёмках он не единожды терял сознание от нагрузок… Картину Висконти немедленно раскупили десятки стран мира. В СССР «Рокко и его братья» стал одним из лидеров проката 1961 года.
Обольститель и кореш мафии
На протяжении 60-х Ален работал на износ, как говорится, «ковал успех, не отходя от кассы»: каждый год на экраны выходило по 3–4 фильма с его участием. Интересно, что поначалу за Делоном закрепился образ обольстителя, а затем, после того как ему пришлось публично признаться в своей дружбе с представителями французской (марсельской) мафии, он начал много снимался в детективах. Так, следующей заметной работой актёра в кино стала гангстерская лента Анри Вернея «Мелодия из подвала», вышедшая на экраны в 1963 году, где актёр снялся вместе с легендарным Жаном Габеном. В 1964 году картина была номинирована на «Золотой глобус» как лучший иностранный фильм года.
Ален за океаном
Голливуд просто не мог не заметить новую талантливую кинозвезду. Воротилы из MGM предложили мистеру Делону заманчивый контракт. И вот в первой половине 1965 года вместе с молодой женой Натали (о личной жизни актёра – чуть позже) и годовалым сынишкой Энтони Ален выезжает в США, где вскоре снимается в криминальной драме «Рождённый вором». В следующем, 1966-м, – в драме о войне в Индокитае (актёр сам был участником событий) «Пропавший отряд», следом – во франко-американском проекте Клемана «Горит ли Париж?». В 1967-м Делон впервые снялся в новом для себя жанре – вестерне-комедии «Техас за рекой» (см. фрагмент постера на заставке) и т.д. Увы, Голливуд Алену так и не принёс какого-либо серьёзного успеха. Фильмы не то чтобы провалились, а просто шли незамеченными, собрав крепкую, но всё же среднюю кассу.
Зорро по имени Ален
70-е годы стали для актёра самыми хлопотными. Драма, детектив, боевик, «политический» фильм и даже фантастика с авантюрными приключениями – такое разнообразие жанров помогло Делону окончательно закрепить себя на мировом «звёздном» кинонебосклоне. Начиная с 1974 года Делон начал свой знаменитый цикл «полицейских» фильмов («Борсалино и компания», «Полицейская история», «Банда», «Смерть негодяя», «За шкуру полицейского» и т.д.), где исполнял роли «железных» блюстителей французской законности и полицейских-«оборотней».
Ален Делон, наверное, единственный актёр в мире, кто согласился сниматься в фильме, сделавшим его ещё более знаменитым, по просьбе… ребёнка. Однажды десятилетний Энтони Делон увидел по телевизору старый фильм «Знак Зорро» и случайно узнал, что папе предложили сняться в новой версии этой картины. Поначалу Делон-старший ответил категорическим отказом итальянскому режиссёру Дуччо Тессари, мол, дескать, намахался шпагами ещё в «Чёрном тюльпане» (1964), где в одном лице исполнил роль графа – борца с монархией времён французской революции и жуликовато-вороватого «Робин Гуда», падкого до красивых дам, и его брата-близнеца Жульена. На следующий день Делон-младший закатил такую истерику Делону-старшему, что тот быстро сдался, нацепил чёрную маску, плащ, шляпу, вооружился клинком и прыгнул на чёрную лошадь. 6 марта 1975 года на экраны мира вышел один из самых лучших авантюрных мегабоевиков Алена Делона, «Зорро». Успех был просто сногсшибательный. Уже на следующий год в кассы кинотеатров СССР стояли длиннющие очереди зрителей-мальчишек всех возрастов и женщин, мечтающих увидеть завораживающий блеск синих глаз красавца-романтика Зорро-Делона в маске и плаще. Знаменитая финальная сцена поединка Зорро и его врага полковника-узурпатора длилась 15 минут. Фехтовали Делон и Стэнли Бэйкер (полковник Уэрта) для реальности самыми настоящими шпагами: заострёнными и тяжёлыми, не в пример голливудским Бандерасу, Хопкинсу и Зете-Джонс, работавшим в «Маске Зорро» от 1998 года с облегчёнными алюминиевыми клинками.
СССР, Делон и «полицейские»
В самом конце 1970-х Делон, не расставаясь с полюбившимся образом полицейского, впервые попал на советскую съёмочную площадку. Русские мастера, режиссёры Александр Алов и Владимир Наумов, запустили в 1978 году большой международный проект (СССР, Швейцария, Франция, при участии Италии) «Тегеран-43», рассказывающий о попытке гитлеровских агентов сорвать Тегеранскую конференцию и организовать покушение на её участников – глав правительств СССР, США и Англии. Делон исполнил небольшую трагическую роль полицейского инспектора Фоше, влюблённого в русскую француженку Мари Луни (Н. Белохвостикова) и погибшего за неё. «Тегеран-43» в СССР стал лидером проката 1981 года. Картина прошла на ура и во Франции. В США даже сделали её пятисерийную телеверсию.
Вначале 1980-х Делон зарекомендовал себя как сценарист и режиссёр. Продолжая успешно работать в амплуа одинокого законника, жёсткого циника с железным кулаком и точным прицелом, он создаёт полностью свои «За шкуру полицейского» (1981) и «Неукротимый» (1983). Обе ленты собрали немалую кассу как во Франции, так и за рубежом (включая СССР).
Зачем жениться, если разводиться?
В 1990-х нестареющий сердцеед Делон продолжал пользоваться популярностью как у зрителей, так и режиссёров. Если на профессиональной стезе Алена все эти годы почти беспрерывно «преследовала» Фортуна, то личная жизнь актёра сложилась, как ни удивительно, весьма драматично. Несмотря на успех красавца Делона у женщин, влюблялся по-настоящему он редко, неожиданно даже для себя, и не хотел жениться. Радости семейной жизни его не прельщали, к тому же даже в отношениях с противоположным полом ум его оставался холодным. Делон всегда говорил: «Зачем жениться? Потом придётся разводиться». Так и получалось в жизни. 1958 год – австрийская актриса Роми Шнайдер (шесть лет в качестве невесты Алена и расставание). 1962 год – немецкая певица и актриса Нико (рождение сына Ари Пэффгена, которого Делон так и не признал). 1964 год – актриса Натали Бартелеми (свадьба в 1964-м, рождение сына Энтони, развод через 4 года). 1968 год – актриса Мирей Дарк (расстались через 15 лет партнёрства). 1987 год – голландская манекенщица Розали ван Бремен (незарегистрированный брак, рождения дочери Аннушки и сына Алена-Фабьена, расстались в 2001). И это только официально-неофициальные жёны и подруги месье Делона…
Аве Цезарю!
Что же касается кино, то легенда Делон снялся почти в сотне фильмов и, будучи в 2000 году на московском кинофестивале, заявил, что решил уйти на покой, при этом скромно добавил свою любимую мысль: «Есть три типа актёров: плохие, хорошие и великие. С плохими всё ясно, они играют бездарно. Хорошие играют хорошо. А великие ничего не играют. Они просто живут перед камерой. Как Жан Габен, как Брандо. Как я!» Он ушёл красиво и… красиво вернулся. Вернулся в 2008 году в комедии «Астерикс на Олимпийских играх» в образе почти самого себя – великого Цезаря, любующегося собственным величием и произносящего: «Аве мне!» Что ж, уж на это право он заработал сторицей.
P.S. (Очень важно-одеколонный!) В знаменитой песне культовой рок-группы «Наутилус Помпилиус» «Взгляд с экрана» поётся: «…Ален Делон не пьёт одеколон. …Ален Делон пьёт двойной бурбон». На самом же деле французская звезда употребляет исключительно «Шато» урожая 1958 года. Американское виски «Бурбон» терпеть не может. Одеколон действительно никогда не пробовал.