Прозвенел первый звонок на урок. Кто-то пока открывает путь к знаниям, а кто-то вернулся за парты после каникул. И для детей, и для их родителей важно, чтобы на уроках не только понятно объясняли сложные темы, но было тепло и светло, чтобы питание в школьной столовой радовало, а санузлы работали без поломок.
Всего в Забайкальском крае работают 627 образовательных учреждений. Готовы ли они к учебному году? Безопасно ли там получать знания? Об этом рассказала Динара Ульданова, заместитель руководителя Управления Роспотребнадзора по Забайкальскому краю, в прямом эфире регионального центра социально значимой информации.
– Динара Сафиулловна, очень важный вопрос для родителей: как Роспотребнадзор контролирует безопасность и доступность школ?
– Образовательные учреждения, как всегда, – в поле особого внимания ведомства. Сейчас не проводятся плановые проверки, но это не значит, что контроля нет вовсе. Традиционно ежегодно совершается профилактический визит в школы. На данный момент сотрудники Роспотребнадзора следуют правилу, цель которого – не выявить просчёты администрации школ и наказать, а предупредить нарушение. Поэтому так важны профилактические визиты: специалист приходит в образовательное учреждение, если видит какие-то нарушения, говорит о том, как их устранить. По результатам визита также составляется акт, где подробно прописано, что надо сделать.
В Роспотребнадзоре применяется риск-ориентированный подход при проведении проверок и профилактических визитов. Всего есть 6 категорий риска, от чрезвычайно высокого до низкого. В отношении объектов чрезвычайно высокого риска проверки проводятся ежегодно, а низкого – не проводятся вообще, только если сам хозяйствующий субъект не попросит провести профилактический визит на него объекте. Это сделано для того, чтоб снизить надзорное давление на хозяйствующие субъекты. Образовательные учреждения относятся к объектам чрезвычайно высокой категории риска, а потому к ним внимание пристальное.
– А какие нарушения в школах всё же остались?
– Специалисты Роспотребнадзора проводят обязательные профилактические визиты, и отказаться от них нельзя. Проверяем всё, что касается учебного процесса: как организовано питание, расставлена мебель, изучаем качество воды, степень освещённости, температурный режим, берём пробы. Дети 1–4-х классов, например, должны быть на 100% охвачены горячим питанием, и это в крае сделано. Нас интересует при проведении профилактических визитов соблюдение технологии приготовления блюд, сбалансированность питания по содержанию белков, жиров, углеводов, по калорийности согласно утвержденного меню.
Выявляя нарушения, специалисты ведомства выдают предписания со сроком устранения до начала учебного года, которые остаются на контроле ведомства.
– Что бы вы назвали болевой точкой в школах?
– Больше всего нарушений по питанию, не могут школы обеспечить обеды по качеству, зачастую блюда не отвечают требованиям по белкам, жирам, углеводам, продукты подменяются на менее биологически ценные. Где-то мебель не отвечает требованиям, где-то ремонт нужен, в том числе систем водоснабжения.
– А где больше нарушений, в краевом центре или в районах?
– Нарушения есть везде. Да, проблемы с материально-техническим оснащением больше характерны для районов, а вот питание затрагивает всех, хотя в последние годы по питанию подвижки в лучшую сторону есть. Сегодня в части школ кормление школьников осуществляется сторонними организациями, по аутсорсингу.
– Дали предписание по мебели, пришли проверять, а она на кирпичи поставлена. Средств на новое нет, школа сельская, что тогда?
– Требования и для села, и для города одинаковые, ведь права на образование и комфортные условия одинаковые у всех детей. Если нарушение не устранено, мы принимаем меры. Если попытки решения проблемы со стороны образовательного учреждения были, но по объективным обстоятельствам, не зависящим от них (нет средств), не была устранена неисправность, меры административного характера не принимаются. В данном случае предписание продлевается. В противном случае составляется протокол за невыполнение предписания. Когда проблема длится из года в год, образовательное учреждение обращалось в органы местного самоуправления о выделении средств, но проблема не решается, Управлением направляются исковые заявления в суды о понуждении к устранению выявленных нарушений. И здесь иски направляются не только в отношении образовательного учреждения, но и органов местного самоуправления, которые по действующему законодательству обязаны принять меры для обеспечения безопасных условий для организации и проведения учебного процесса.
– А что удалось улучшить в школах благодаря Роспотребнадзору? Есть пример, как в Сретенском районе, где было профинансировано обеспечение учебного заведения туалетами.
– Таких случаев много, когда школа годами работала, туалеты в наличии, но канализация пришла в негодность и санузлы не использовались, а дети ходили в надворные туалеты. Удалось всё это восстановить, и школа работает нормально. Было много случаев, когда ковшиками таскали воду на пищеблоки и в вёдра стоки сливали, и в данном случае проблемы решались, в том числе через суды.
– «Туалетная тема» в последние годы в Забайкалье благополучна, согласитесь с этим или нет?
– Бывали и такие ситуации, что в школах туалеты надворные. Проделали большую работу и со стороны края, и со стороны районных администраций, и самими школами, чтоб у детей были тёплые санузлы. Однако спустя время, проверяя, как всё работает, мы видим, что иногда в сельской местности туалеты не используются, закрыты.
– Неужели для галочки всё делалось?
– Санузлы надо обслуживать, откачивать канализацию, а, например, на селе нет ассенизационной машины или возникли какие-то другие причины. И снова предписания со сроками устранения проблемы, направление предложений органам власти, иски в суды. Рычагов много, которые Роспотребнадзор находит для решения вопроса.
– Когда-то в Забайкалье были школы, где учёба велась в три смены. Действует ли такой график сейчас?
– По имеющейся у нас информации, на данный момент в крае таких школ нет, в две смены учатся в 27% школ. Это потому, что не хватает мест.
– Это плохо или нет? Некоторые дети ведь любят поспать до обеда.
– Вторая смена допускается санитарными правилами, но есть классы, которые должны учиться только в 1-ю смену: 1, 5, 9–11. И это соблюдается в регионе. Всё-таки утренние часы считаются самыми плодотворными для получения знаний. Первый класс непрост тем, что это начало обучения в школе, идёт период адаптации, 5-й – переходный класс на предметное обучение, а в 9–11 классах высокая нагрузка в связи с подготовкой к экзаменам, проведением в связи с этим большого количества дополнительных занятий. А вообще, в идеале всё-таки всем учиться в одну смену, с утра.
– Соблюдается ли нагрузка по трудности предметов?
– Действительно, существуют требования в санитарных правилах о распределении уроков по трудности. Нельзя начинать день с физкультуры, после физкультуры нельзя ставить математику, так как после физических активностей внимание ещё не сконцентрировано. Расписание тоже проверяет Роспотребнадзор.
– Расскажите, как дела с новыми школами в Забайкалье?
– На данный момент строится 8 школ, они будут введены в эксплуатацию в 2025 году. На стадии строительства у Роспотребнадзора нет полномочий контроля, наша работа начинается, когда школа построена: проверяем её на соответствие требованиям.
– Требования сложные. Два года назад Роспотребнадзор не давал открыть школу, а почему?
– К сожалению, некоторые строители не успевают завершить свою работу, начинается гонка: доделать скорее. Понятно, что тут страдает качество. Если школа не соответствует требованиям, санитарно-эпидемиологическое заключение выдать нельзя. Да, санитарные правила меняются, последний раз они перерабатывались в 2021 году.
– А насколько важно освещение?
– Это тоже важный момент. Ведь большинство детей приходят в школу со стопроцентным зрением, а выходят в очках. На естественное освещение влияет площадь окон, стёкла. Бывает остекление из кусков, что недопустимо. Имеет значение и то, чтобы свет падал с левой стороны, расстановка ламп тоже не так просто придумана. Даже вид лампы, защитной арматуры важен.
– Сколько дней должна длиться идеальная учебная неделя: 6 или 5?
– Анализируя график, мы видим, что сложно уместить в 5 дней школьную программу: может быть нарушение расписания и длительности занятий. Нельзя совмещать два сдвоенных сложных предмета, а после физической нагрузки ставить предметы, требующие сосредоточения внимания. Есть требование повторения уроков. 55% школ в крае на шестидневке, всё-таки то, какую неделю выбрать, решает образовательное учреждение.
– Как Роспотребнадзор контролирует создание безбарьерной среды в школах?
– Обучение должно быть смешанное, среди обычных детей сегодня учатся ребята с особенностями здоровья. Проблемы в этой сфере есть, но в большинстве случаев они решаются.
– На что обратить внимание руководителям школ сейчас?
– Надо было вернуться к предписаниям, уточнить, что не доделано. Наступает осень, продолжается рост заболеваемости острыми кишечными инфекциями. Добавятся и простуды. Нельзя забывать, что кишечная инфекция – болезнь грязных рук и поверхностей.
Необходимо было завершить ремонты, а после провести генеральную уборку, проветрить, запаха краски не должно быть. Промыть системы водоснабжения, особое внимание – подготовке мебели, в столовых закупить достаточное количество посуды, проверить наличие моющих средств, рециркуляторов. Персонал должен пройти медосмотры, особенно пищеблока. К подготовке еды не допускать случайных людей, не обследованных на кишечные инфекции. Нельзя брать на работу человека, если он не прошёл медосмотр.
– Вспомните ситуацию, которая при оценке готовности школ потрясла и запомнилась?
– Пришли как-то раз на приёмку школы, осматриваем в классе вентиляцию. Мы точно знаем: вентиляции ранее тут не было. А на стене – красивая вентиляционная решётка. Думаем: странно, ведь глобального ремонта в школе не вели. Работу вентиляционной системы проверяем просто: достаточно прислонить лист бумаги, чтобы увидеть, есть ли тяга. Проверяем, а по факту оказалось, что просто купили решётку и прикрутили к стене. Руководство школы и не подумало, что специалист Роспотребнадзора пойдёт проверять, как вентиляция работает.
– Обрисуйте перечень вопросов, с которыми родители школьников обычно обращаются после начала учебного года в Роспотребнадзор.
– Запах краски, отсутствие горячего питания или его качество, освещённость, расстановка мебели, соблюдение режима. В учебных заведениях сейчас действует родительские комитеты и контроль: мамы и папы в любой момент могут узнать, а действительно ли дети питаются правильно? Едят ли? Вкусно ли? Горячее ли?
Родительский комитет делает проверки с представителем школы. Быть может, руководство учебного заведения и не знает о проблеме? Обычно решается всё на уровне администрации школы, если же нет, родители обращаются к нам. Подать обращение можно по адресу: г. Чита, ул. Амурская, 109, каб. 28, либо через портал «Госуслуги», что актуально для жителей районов.
– Динара Сафиулловна, что пожелаете детям, родителям и школьникам в новом учебном году?
– Желаю всем здоровья, мирного неба и удачи в учёбе.
Виолетта Вдовяк,
фото из архива пресс-службы Управления Роспотребнадзора по Забайкальскому краю