Рисунки с маршрутов

Выставка Вячеслава Рачинского открылась в Чите. Всё, что на рисунках, автор – известный в крае путешественник, фотограф, краевед – самолично исходил, потрогал. За каждым штрихом – история! И Вячеслав Станиславович для читателей «Земли» эти истории рассказал.

Чёртово озеро

Это в Хилокском районе, на горах, в сторону Чикоя, к речке Блудной. О названии спрашивал директора районного музея, он тоже там неоднократно бывал и тоже не в курсе, но почему-то Чёртово. У нас же бывают подобные топонимы – Чёртов пик. Может быть, добраться туда далеко (сам чёрт бы ехал). Может, форма такая, в виде круга, – в горах оно находится… Были там наши археологи. Константинов Михаил Васильевич был.

Гора Зарод

Похожа? В 2010 году я принял участие в экспедиции краеведческого музея в Каларский район. Спасибо Виктору Кирилловичу Колосову – помог. Алексей Шипицын, краевед, с нами был. Гора находится примерно в 20 км от села Чара. Скалистая. Высокая. Почти точная копия горы Рорайма на стыке Бразилии, Гайаны и Венесуэлы. Про неё Конан Дойл писал свой «Затерянный мир». На нашей горе тоже есть плато, и она так же напоминает корабль. Сбоку – скала, напоминающая Кинг-Конга (чуть позже на рисунках увидим), она «смотрит» на восток. На Рорайме точно такая же скала, и она «смотрит» на запад!

Есть у Зарода и эвенкийские разные названия. И там наверху происходят всякие чудеса.

Ироньское зимовьё

Целую серию хочу сделать – ещё не до конца – про речку Читинку. Это илимское зимовьё (первопроходцев Забайкалья. – Прим. ред.). Около зимовья гора приметная, круглая, я на рисунке намеренно сделал её склоны ещё круглее и круче. Это в верховьях Читинки, в районе гольца Чингикан. На стыке современных границ Читинского района и Тунгокоченского. В 1949 году там хотели сделать (да он и был, существовал около десяти лет) заповедник.

Никишиха. Лангутский камень

Есть вариант этого же рисунка с дедом-эвенком. Что идёт он утром. Зима. Никишиха… Волков вживую я здесь не встречал, а росомаху видел. Камень же интересен тем, что по высоте он большой, и летом, когда купаешься, под ним яма глубокая. Люди пытались нырять, но их выталкивает. Не затягивает под камень, а выталкивает.

Лисица. Беклемишевские озёра

Это в 2020 году мы ездили с группой Романа Филенко в Иван-Озеро, в пещеру, что на вершине горы Амбонная. Кости внутри находили… И нам лиса всё попадала. Ещё у нас есть – фильмы делает – Павел Спартакович Кобелев. Так что в ту поездку лиса – на рисунок, а я в видеоряд попал!

Медведь у пещеры

С медведями в тайге, конечно, встречаться приходилось. Однажды он на меня пошёл, поднявшись на задние лапы. А товарищ мой в это время в зимовье дверь изнутри держит! Но медведь подошёл, понюхал, рявкнул и… отвязался.

Почему этот на брёвнышке сидит, как человек? Тут целая история. Притом печальная. Братья Лисихины в Красночикойском районе у деревни Шонуй добыли медведя. Они его били, видимо, в пещере. А возле неё пенёк был, он вышел, сел на этот пенёк, именно так сел – я со слов охотников рисовал, последний сделал вздох, отёр лоб лапой и после того упал замертво. Чучело нам в музей привезли (я тогда фотографом работал в краевом краеведческом музее, фотографом и проводником). Чучело достаточно уникальное. По форме и объёму черепа медведь этот – пещерный, один из самых древних подвидов. И жил он не в берлоге, а именно что в пятиметровой пещере, обложенной мхом.

Я его добродушным изобразил. Мол, просто мишка присел… Придёте когда в музей – обратите внимание.

Скала Кинг-Конг

Вот та скала в Каларском районе, похожая на Кинг-Конга. Ну вот же он! Не видите разве?! Маленький на скале. Сидит и смотрит вдаль. Луна. Волк воющий…

Это была экспедиция 2010 года. Мы ездили втроём. Я хотел сделать рубрику «Тропою проводника. Путешествие в затерянный мир». Мне нужна была гора – и я её нашёл. Каменный Кинг-Конг – и он там оказался…

Камень-Котёл

Ну, это известное место. Стык Агинского и Ононского районов. Чаша Чингисхана, или Камень-Котёл. Всадники – сегодняшние мальчишки-буряты, пасут там иногда скот на лошадях. А с орлом я ещё не определился: есть вариант, где он летит по часовой стрелке, а есть – против часовой.

Чингикан

Знаменитая гора в верховьях Читинки. Напоминает Алханай. Но если Алханай – священная гора бурят, то Чингикан был священной горой у эвенков. Я ходил туда очень много: она притягивает. И многое о ней ещё не знаю. Здесь десять лет банда пряталась ещё в Великую Отечественную войну, как Лесные братья. Много схронов.

Один раз экспедиция у нас сюда в 1979 году была в минус 54 градуса. Мы-то пошли в 38–40. Неделю прошли, и 54 – пришёл мороз! Столько бывает разве что на полюсе холода, где рудник XI лет Октября.

В 1978-м у нас чуть не повторился «сюжет» Дятлова. Группа должна была десять человек выйти, пошло шесть. И то, что у группы Дятлова происходило, нам многое понятно. Когда начинают сыпать версиями: бандиты там, всякие НЛО… Мороз! Вот что у нас было. Я отправил группу. Чувствую, говорю им, что в той стороне зимовьё есть, разведите костёр. А они зимовьё обошли и полезли на гору, девушка ногу вывернула – идти не могла. Вторая замерзала. У третьей сердечный приступ, пришлось откачивать. Мы могли так все по очереди погибнуть, и нас бы тоже так же нашли и гадали, что случилось.

…Мистическое тоже было. Только нам, в отличие от группы Дятлова, дали возможности выйти оттуда.

Ворота Чингисхана

Находятся в Акшинском районе. У села Нарасун, на хребте Эрмана. Эрман был исследователем пирамид, математиком, и геолог Герасимов в начале прошлого века назвал хребет в его честь.

Когда я туда впервые приехал, мох был вот таким, лошадь брюхом цепляла. Мы вдвоём с проводником ехали. С этой стороны были наскальные рисунки. Сейчас там этого леса нет, всё выжжено, пустошь. Рисовал частично по памяти. Но даже блогеры сюда до сих пор приезжают: ещё много что есть интересного. Вообще, ворота – место особой силы. Их существует несколько. Как, если помните, хрустальные черепа, если их собрать воедино… Но в некоторые вещи (темы) не стоит глубоко залазить. Поэтому остановимся вот на этом.

В верховьях реки Чита

Это охотничий домик. Если ехать на Бургень, там Авдей есть село. Стоял на краю вот такой домик. У местных лодки были, они переплывали, здесь было озеро. Это детство моё, мы сюда ездили. Однажды шпион в два часа ночи на парашюте приземлился, и мы сообщали в КГБ. А ещё тут у меня учитель был Андрей Алексеевич Данилов, 80 с лишним лет ему было. Охотник и всё прочее. Интеллектуал! Историю Читы мне рассказывал. Многое помнил. Интересовался математикой, русской историей. Царская школа, наверное, очень сильной была, универсальные знания давала. А ещё он яблоко всегда с собой носил – угостить.

На хребте Черского

…есть гора Камень в Иркутском районе. Но можно сказать, это одна из простых. Там такие интересные скалы… «Властелин колец» можно снимать. И замки, и скалы, и пещеры – всё, что хочешь.

По маршруту Хабарова

С Юрием Тимофеевичем Руденко мы ходили в начале XXI века. 450 км по тайге. Доехали из Могочи до Тупика. Потом до Гули нас довезли (село в юго-восточной части Тунгиро-Олёкминского района. – Прим. ред.), и мы оттуда на лыжах в сторону верховьев Урки. Волки кружили. Юрий Тимофеевич-то не видел, а мне пришлось на дереве от них пересидеть. Утром вышли. Желна (чёрный дятел) где-то стучит. Вот он – на рисунке.

Изюбрь у Ироньской пещеры

Если отсюда вот так пойти, то будет то зимовьё илимское (его сейчас, конечно, нету). Изюбрь встречается. Здесь я находил древние орудия очень хорошие. Наконечники из нефрита находил. Сюда экспедиция была краеведческого музея. Кириллов, сын Кириллова, Олег Игоревич, кандидат исторических наук, раскопки проводил. Научная статья участниками потом была написана. А всё потому, что в фондах музея хранится письмо урядника Перфильева с Бургени. Пишет, что есть в горе рутина (предполож. дорога. – Прим. ред.). Что ехать надо на Пасху, когда тепло. И там находится интересная пещера с наскальными рисунками. Высота четыре метра, глубина – семь. И там стоит кристалл из горного хрусталя! Пирамида такая.

Когда я ходил туда, кристалла уже не было. Но в один из походов нашёл хрустальный клык. Храню в бархатной коробочке.

…А мы сохраним воспоминания о встрече с художником и мечту встретиться теперь в верховьях Читы.