Сага о Крёстном отце: 100 лет – автору, полвека – фильму. 2 часть

Режиссёр-скандалист

В конце 1970-го, после того, как был закончен сценарий «Крёстного отца», Коппола взялся за подбор актёров. Ожесточённо споря с продюсерами, он добился того, чтобы на главные роли – дона Корлеоне и его преемника, младшего сына Майкла, – были утверждены Марлон Брандо, считавшийся в то время популярным, но не коммерческим актёром, и почти никому не известный 30-летний Аль (Альфредо) Пачино. Затем выбил у студии максимальный бюджет: вместо двух – шесть миллионов «зелёных»! А в конечном итоге по разным причинам умудрился так расскандалиться с продюсерами, что Копполу было решено немедленно отстранить от съёмок и вообще уволить из кинобизнеса с «волчьим билетом». Только вмешательство Брандо и его угроза покинуть перспективный проект помогло миру сохранить впоследствии великого мастера кинематографа.

Корлеоне – Брандо

Съёмки «Крёстного отца» начались 29 марта 1971 года со сцен, которые зрители увидели в первых кадрах: к Вито Корлеоне во время свадьбы его дочери приходят с поздравлениями и личными просьбами простые трудящиеся – соседи уважаемого дона: булочник, портной и т.д. Благородный, заботливый дон, согласно обычаю, никому не отказывает…

Стремясь создать образ Корлеоне-старшего как можно более колоритным, 47-летний Марлон Брандо согласился на пытку, которую ему пришлось выносить на протяжении всех съёмок. Во-первых, гримёрам-визажистам каждую рабочую смену приходилось превращать его в старика, которому за 70. Во-вторых, чтобы глава мафиозного клана выглядел грозно, а его челюсть смотрелась особо «хищно», почти по-бульдожьи, актёр был вынужден постоянно носить во рту специальное пластиковое приспособление – капу, которую обычно спортсмены используют для предохранения зубов от травм. Кроме куска пластмассы, за щеками Брандо были помещены ватные тампоны. Остаётся лишь догадываться, какие ощущения испытывал он ежедневно в течение многих съёмочных часов.

Что касается манеры дона Корлеоне говорить знаменитым придушенно-хрипатым голосом, то Брандо позаимствовал эту «аудио-особенность» у вполне реального гангстера – Фрэнка Костелло (его судебное слушание в 1951 году актёр видел по телевизору). В детстве Фрэнку случайно повредили голосовые связки во время операции по удалению аденоидов.

…Знаменитого ещё до начала съёмок «Крёстного отца» Брандо многие в группе боготворили и даже боялись. Так, актёр Ленни Монтана, исполнивший роль зловещего наёмного убийцы Луки Брази (напомню, что в фильме это был самый огромный по габаритам гангстер), работавшего на семью Корлеоне и впоследствии удушенного «конкурентами», настолько трепетал при виде Брандо, что никак не мог чётко проговорить свой текст. Копполе невероятно понравилась такая натуральная нервозность, и он вставил в фильм сцену прямо со спутанным текстом.

Корлеоне- младший – Пачино

Никому не известный тогда Аль Пачино исполнял в картине одну из главных ролей – младшего сына Вито Корлеоне Майкла. Ветеран Второй мировой войны, образованный, интеллигентный Майкл, не желавший иметь никакого дела с «семейным бизнесом», к концу фильма становится мудрым, жестоким, «повязанным кровью» прагматиком, заступившим на пост главы клана Корлеоне. Несмотря на старания 30-летнего актёра сделать роль как можно интереснее, руководство «Парамаунта» было недовольно его работой. Продюсеры всеми силами пытались заставить Копполу уволить Аль Пачино. Просматривая отснятый материал, они постоянно задавали режиссёру один и тот же вопрос: «Когда же он, наконец, начнёт играть?» Только увидев сцену, в которой Майкл Корлеоне убивает комиссара полиции, они поняли гениальную режиссёрскую прозорливость Копполы, открывшего миру новую кинозвезду. Много лет спустя, уже в наше время, Аль Пачино признался, что роль Майкла была самой сложной в его карьере.

Мафия и «Крёстный»

Съёмки более чем трёхчасовой картины длились всего четыре месяца и были закончены 6 августа 1971 года. За этот короткий срок будущий шедевр Копполы успел обрести некий ореол таинственности. В прессу просочились слухи о том, что против постановки фильма выступали некоторые руководители тайных структур США. В течение всей работы над фильмом члены съёмочной группы не единожды получали анонимные звонки с предупреждениями, письма с угрозами, а однажды машина одного из продюсеров, Альберта Радди, даже была обстреляна. По чистой случайности он остался жив. И это вполне реальный факт.

Но и слухи о том, что фильм снимался не только с одобрения мафии, но и на её деньги, тоже не выглядят беспочвенными. Первые показы «Крёстного отца» проходили при тройной охране полиции, так как в зале сидели самые что ни на есть настоящие «отцы»! Фильм Копполы пришёлся им по душе.

Удивительно, но эпическое кинополотно о жизни семьи мафиозного клана, где-то жестокое, где-то романтическое, оказалось не настолько кровавым по сравнению с современными боевиками и «гангстерскими» фильмами. В «Крёстном отце» было показано «всего» 18 жертв разборок «семейств», включая несчастную лошадь, чью голову подсунули в постель несговорчивому голливудскому режиссёру (см. главу ниже). Сравните с другим известным фильмом о гангстерах – «Лицо со шрамом», где трупов насчитывалось уже около трёх десятков, или, допустим, с «Рэмбо IV» (2008), где главный герой и его соратники «замочили» 236 человек…

«Зверский» натурализм

Одна из сцен фильма выделялась особой натуралистичностью и была весьма отталкивающей. Коппола решил провести довольно жёсткий творческий эксперимент: актёра, исполнявшего роль несговорчивого режиссёра Вольца, Джона Марли, ожидал «сюрприз» – ассистенты Копполы на одной из местных мясоперерабатывающих фабрик случайно обнаружили лошадь, предназначенную к забою, и попросили предоставить её голову для работы. Во время съёмок бутафорскую голову скакуна, используемую на репетициях, заменили настоящей, в результате крики ужаса Марли в кадре оказались самыми неподдельными. Актёр сперва хотел убить режиссёра и всю «кинобанду». Отпаивался водкой…

Та самая музыка и «жулик» Нино

Весь саундтрек к фильму (15 великолепных тем) написал блистательный итальянский маэстро Нино Рота. Подлинным шедевром сверкнули треки «Аполлония» (по имени погибшей первой жены Майкла Корлеоне) и «Тема любви», которые вскоре стали визитной карточкой «Крёстного отца», «трансформировавшейся» затем в песню (и инструментальную композицию) «Speak softly love». Рота номинировали на «Оскар», и он наверняка получил бы заслуженный приз, но вскоре стало известно, что маэстро «слегка» сжульничал – мелодия оказалась переработкой музыки самого Рота, но к старому итальянскому фильму «Фортунелла» (1958). Номинацию, естественно, сняли. Однако справедливость была всё же восстановлена спустя два года, когда Рота разделил «Оскар» с Кармайном Копполой (отец режиссёра Копполы) за вторую часть «Крёстного отца».

Заложник мафии

Премьера «Крёстного отца» состоялась 15 марта 1972 года. Успех был непредсказуемо оглушительным. Кассовые сборы шестимиллионного проекта составили почти 250 миллионов долларов! Такого ещё не бывало за всю историю коммерческого кинематографа. Фильм немедленно приобрёл статус «культового». Бородатый и лохмато-бунтарский Фрэнсис Форд Коппола, чья фамилия была малоизвестна в США, а в других кинодержавах вообще ничего не говорила, стал популярен, богат и знаменит. Но в скором времени Коппола понял, что крупно попался… Довольные ошеломляющим успехом киномагнаты «Парамаунта» решили «ковать деньги, не отходя от кассы» – стали предлагать режиссёру сделать вторую часть «Крёстного отца», но продолжение картины, вышедшее также с успехом в 1974 году, и заключительная часть трилогии, увидевшая свет в 1990-м, – это уже отдельная история…

…«Крёстный отец» и по сей день продолжает приносить немалую прибыль. Непрекращающиеся показы по телевидению, миллионы DVD- и Blu-ray-копий, диски с музыкой и масса всевозможных сувениров говорят о том, насколько «интересное предложение, от которого было нельзя отказаться» сделали для армии кинозрителей писатель Марио Пьюзо, режиссёр Фрэнсис Коппола и… сам дон Корлеоне.

Иллюстрации автора

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
:wacko: 
:yahoo: 
B-) 
:heart: 
:rose: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-)