Сохранить память о заводе

Последнее оборудование машиностроительного завода было перевезено на территорию станкозавода в 2017 году, где и продолжилась его ликвидация. Спасибо городским властям, что ещё сохраняют память о бывшем градообразующем предприятии, не переименовывают остановку общественного транспорта по улице Новобульварной, напротив уже не работающего завода…

В настоящее время многие предприятия, вокруг которых строилась жизнь, прекратили свою деятельность. С утратой этой экономической составляющей стирается и память о прошлом. Известно, что есть инициативные люди, прилагающие усилия к сохранению коллективной памяти о советском периоде, тружениках и достижениях ныне не существующих заводов и фабрик.

И ветераны машзавода не дают вычеркнуть из истории славные годы работы на нём. Председатель совета ветеранов Тамара Ломанченкова с инициативной группой многое делают для сохранения памяти о заводе. Баннер со списком участников войны, заводчан, награждённых орденами и медалями за трудовые успехи, и просто ветеранов труда расположили они в 2020 году на бывшей центральной проходной. Также на стене здания детского центра «Орешки» (бывший ДК машзавода) была открыта мемориальная доска. Одна её часть обозначает дату и кем построено это здание, вторая часть посвящена 80-летию завода и основателю его (Наркомат авиационной промышленности).

Несколько десятилетий на заводе существовал музей, в который по крупицам собирались ценные исторические экспонаты. Это фотографии ветеранов войны и труда, вымпелы и грамоты, снимки знаменательных событий и будней коллектива. Сейчас всё это передано в краеведческий музей.

Чувствуя свою ответственность, Забайкальский краевой краеведческий музей имени А.К. Кузнецова совместно с автономной некоммерческой организацией «Забайкальский центр развития музейного дела» выступил инициатором проекта «Наша история – моё Забайкалье! Коллективная память локальных сообществ региона», который получил высокую оценку независимых экспертов и стал победителем конкурса грантов Президентского фонда культурных инициатив.

Говоря простым языком, проект направлен на объединение усилий небезразличных к истории родного края людей и сохранение памяти о работниках предприятий и их славном трудовом прошлом.

Читинцам, которые работали на Читинском машиностроительном заводе, да и их родственникам есть чем гордится и есть что вспомнить. Работа на флагмане Читинской области всегда сопровождалась неким уважением и даже белой завистью соседей, знакомых, друзей. Ведь завод всегда был передовым предприятием, берёг свои традиции, гордился внутренней дисциплиной, работой коллектива, как говорится, от и до.

В связи с непростой политической обстановкой в Европе в 1939 году на северо-восточной окраине города Читы был размечен участок, для строительства парашютной фабрики. Началось строительство нескольких цехов. Эти работы проходили по решению Наркомата авиационной промышленности, но в начале войны, в 1941 году, тот же наркомат переменил планы строительства. На недостроенных площадях решили развернуть завод по производству деталей для авиации. Так заработал военный завод № 117, который уже в 1942 году выпускал элементы шасси и другие детали самолёта.

Династия Сайко

Этот год стал знаменателным для династии Сайко. На завод поступил токарем Георгий Никитич, открывший семейственность работы на Читинском машиностроительном заводе. Его трудовой стаж в 21 год был уже 5 лет. В него вошла учёба в школе фабрично-заводского ученичества (ФЗУ), после окончания которой ему был присвоен 4-й разряд токаря. Потом работа на ПВРЗ, а затем, в 1941 году, служба в РККА, откуда был списан, как не годный к строевой. На заводе так и работал до ухода на заслуженный отдых.

Рассказывает Юрий, сын Георгия Никитича: «Папа родился в Чите в 1921 году. Отец его, Никита Иосифович, 1896 года рождения, приехал в Забайкалье из Белоруссии 17-летним юношей и осел здесь. Женился на местной девушке, Анне Васильевне Вершининой. Дед работал кондуктором на железной дороге, а бабушка в ликбезе преподавала. Отец мой после поступления на завод в 1942 году встретил маму, Тамару Мироновну, она тоже работала на заводе, и вскоре они поженились. Я же родился в 1950 году. С 1945 года отец работал мастером, это был период, когда на различные подсобные и строительные работы привлекались военнопленные японцы. И снова он работал токарем, освоил профессию фрезеровщика. В конце 60-х годов вместе с инженером Анатолием Панкратьевым, опытными слесарями Павлом Белявским и Юрием Епифанцевым начали освоение винтового компрессора. В последствии этот компрессор заменил поршневой ДК9 и стал основной продукцией завода».

Георгий Никитич не был на фронте, за что он полностью отдал себя производству. Его качественная работа никогда не имела сомнений со стороны ОТК и Военпредов. Если на детали стояло клеймо Георгия Сайко, значит эта деталь отличного качества. За свой безупречный труд он награждён орденом Трудового Красного Знамени и орденом «Знак Почёта», а также медалью «Ветеран труда». В 1985 году Георгий Никитич с почётом ушёл на заслуженный отдых. Но на этом трудовая династия Сайко не остановилась. Тамара Мироновна, его супруга, тоже 30 лет проработала на машзаводе.

В 1968 году после окончания школы пришли работать на завод сын Юрий с супругой Светланой Ильиничной. Юрий по стопам отца освоил профессию токаря, а Светлана работала в сфере технического контроля. Так уж сложилась судьба, но Юрий Георгиевич в 1991 году сменил профессию на водителя. А Светлана Ильинична проработала до ухода на заслуженный отдых. Стаж всего семейства получился 140 лет.

И таких династий на заводе работало не один десяток. Вот на таких династиях работали практически все предприятия страны. Помните начало пятилеток, фильм «Большая семья», где на судостроительном предприятии работали несколько поколений рабочих и инженеров с фамилией Журбины?

Начало 80-х годов знаменательно тем, что в машиностроении стали активно внедряться станки с числовым программным управлением. Промышленность встала на рельсы перестройки. И перестроились, но не в ту сторону.

И всё же история машиностроительного завода будет увековечена в аллее, что расположится на месте центральной проходной…

фото из архива машзавода

Один ответ на “Сохранить память о заводе”

  1. с67 -69 до призыва работал на карусельном станке. служил 3.5 года на флоте срочную был старшиной трюмных в нашем заведовании были холод машины чит. маш. завода. работали отлично больше пол года тропики и без остановки. горд тем что по году выпуска есть и мой труд именно в тех машинах

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
:wacko: 
:yahoo: 
B-) 
:heart: 
:rose: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-)