Плата за электроснабжение, воду, тепло, связь и проезд в общественном транспорте растёт из года в год, и с этой неизбежностью сталкиваются все без исключения. Как обосновываются повышения тарифов, и есть ли со стороны государства контроль организаций-монополистов, рассказывает руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю Микаил ГОЙГОВ.
Золотая сотовая связь
– Микаил Багаудинович, хотелось бы начать разговор с повышении тарифов на сотовую связь. Известно, что центральный аппарат Федеральной антимонопольной службы признал в действиях одного из крупнейших операторов сотовой связи – компании МТС – нарушения антимонопольного законодательства. Напомню, что в январе 2022 года их услуга повысилась в среднем на 9,5% для более 28 млн абонентов. В августе некоторые тарифные планы увеличились в среднем на 8,4%. Оставшиеся тарифы в сентябре и октябре взлетели уже на 9,7%. Таким образом, общее повышение составило более 20%.
– Действительно, повышение было. Как пояснил оператор, оно связано с увеличением расходной части. Но в процессе рассмотрения дела Федеральной антимонопольной службой (ФАС) компания документы не предоставила. И так как обоснований предоставлено не было, это было признано нарушением требований законодательства.
Сфера связи относится к нерегулируемой, но это не означает, что можно злоупотреблять представившимися возможностями. Это недопустимо. Тем более что в рамках рассмотрения ФАС признал оператора нарушителем законодательства. Это значит, что был установлен факт его доминирования на рынке либо коллективного доминирования. (Нарушения в нерегулируемой сфере могут быть выявлены на основании злоупотребления в доминирующей сфере либо в результате согласованных действий между участниками рынка.)
Государство не регулирует действия, связанные с установлением цен. Это экономические процессы. Но в любом случае тариф должен устанавливаться из экономически обоснованных расходов, предполагаемой прибыли и установленной плановой рентабельности.
– Я пользуюсь сотовой связью МТС, и получается, что растущий тариф – это моя проблема?
– Повторюсь, что компании уже выдано предписание, факт нарушения установлен, но по конкретным фактам, по которым ФАС проводил проверку. Если тариф у потребителя пока не снижен, значит, будем продолжать контролировать этот процесс. ФАС выдаёт предписание с установлением срока на его исполнение, и необходимо дождаться ответа от самого оператора. Но на сегодня информации об исполнении нет.
Ещё раз отмечу, что ни мы, ни центральный аппарат не диктуем, какую цену установить. Мы можем указывать на то, чтобы эта цена была экономически обоснована.
У ЖКХ свой календарь
– Если сотовая связь – сфера нерегулируемая, то ЖКХ – регулируемая, и там тарифы устанавливает Региональная служба по тарифам и ценообразованию (РСТ). Уже известно, что Правительство РФ поменяло периоды индексации стоимости в сфере ЖКХ. То есть сейчас идёт период принятия тарифных решений?
– В этом году индекс потребительских цен возрос по сравнению с предыдущими годами, причём, больше, чем мы планировали. Соответственно, было принято положительное заключение с целью поддержания работоспособности всей системы ЖКХ. Но при этом было решено, чтобы индексация не проводилась до 2024 года.
То есть на сегодняшний день максимальный предел индексации будет составлять 9%. Но при этом до июля 2024 года никаких изменений в этой части вноситься не будет.
– Нередко о повышении тарифов в коммунальной сфере приходится узнавать случайно – при получении квитанций или из новостей. Должны ли поставщики услуг извещать нас, простых потребителей, о грядущих изменениях?
– Все решения, принимаемые Региональной службой по тарифам, обязательно размещаются в средствах массовой информации, а также на сайте РСТ. Но на сегодняшний день говорить о том, какой у нас будет предел повышения индекса, мы не можем, потому что решение ещё не принято (оно должно быть принято до 1 декабря 2022 года). И, конечно, РСТ учитывает необходимость сделать так, чтобы население от повышения существенно не пострадало.
Не платишь – вычтем с пенсии
– Могу привести немало примеров, когда с личной банковской карты неожиданно, как говорится, без суда и следствия, могут снять 5… 7… 10 тысяч рублей в счёт долга за тепло, воду или электроэнергию. Такие же суммы снимаются и с пенсий. Ресурсоснабжающие организации хоть как-то должны уведомлять о своих действиях?
– К нашим банковским картам эти службы прямого доступа не имеют. Действия, когда с карты или с пенсии снимаются денежные средства, возможны только по решению суда, это сфера мировых судей. Издаётся судебный приказ о взыскании денежных средств в пользу заявителя, и только по решению суда банк может списать эти деньги.
– Но ведь в таком случае компания должна уведомить потребителя или попробовать договориться о дате погашения задолженности, наконец, вызвать в суд на заседание. А списание без предупреждения с наших небольших доходов, по моему мнению, нецивилизованно, некрасиво и даже коварно.
– Здесь надо подходить индивидуально к каждой ситуации, исходя из сложившейся практики и действующего законодательства. Повторюсь, что субъекты, которые осуществляют деятельность в этой сфере, не имеют никакого отношения к банковским картам. Поэтому снять средства просто на основании письма, например, ТГК-14, нельзя.
Но если вы не согласны с начисленной задолженностью, её можно оспорить. К нам тоже часто обращаются в случаях, когда выставляют неправомерные счета. Приведу пример, когда было возбуждено дело в нарушении антимонопольного законодательства в отношении одного из хозяйствующих субъектов в сфере электроэнергетики. После нашего рассмотрения они сделали перерасчёт в рамках 240 (!) тысяч рублей в пользу потребителя.
Поедем, если вывезем
– Общественный транспорт тоже добавляет свою толику в общую картину. И тариф здесь повышается, как и везде. К слову, маршрутные такси тоже относятся к нерегулируемой сфере, так как их содержат индивидуальные предприниматели?
– Да. Однако это не означает, что контроль отсутствует. При повышении тарифов они также обязаны предоставить в контролирующие органы все обоснования. Приведу пример с одним из маршрутов в краевой столице. В прошлом году к нам обратились сотрудники администрации Читы, которые занимаются выдачей карт маршрутов предпринимателям, чтобы мы проверили факты повышения тарифа за проезд. Мы начали проводить проверку, но владелец маршрутного такси не смог обосновать, в рамках чего была установлена новая цена. Опять же это было первое повышение за три года, и, конечно, здесь тоже надо учитывать инфляцию и то, что перевозчики несут определённые затраты.
У нас есть немало примеров, когда некоторые маршруты стали нерентабельными, предприниматели отказываются от них, а страдают люди.
– Скоро 1 ноября, и уже анонсировано повышение цен на проезд в троллейбусе до 30 рублей. Тариф обоснован?
– Да, инфляцией и изменением потребительского индекса. РСТ приняла решение о необходимости такого шага, чтобы, в первую очередь, не довести предприятие до банкротства. Хотелось бы, чтобы всё было подешевле, но не за счёт троллейбусного управления. Там тоже работают люди, они получают зарплату, да и троллейбусы горожанам нужны. Поэтому необходимо сохранять предприятие, которое оказывает услуги по перевозке. К сожалению, издержки повышаются, и они (троллейбусное управление) доказали в РСТ обоснованность повышения тарифа.
Горячая линия поможет
– Микаил Багаудинович, сейчас потребители более активно отстаивают свои права, обращаются во все контролирующие органы. Специалисты Управления Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю могут помочь в решении проблем?
– У нас есть горячая линия, которая начала работать с 2020 года, и с её помощью мы нередко узнаём о фактах повышения цен на продукты, услуги. Помимо этого, есть наш официальный сайт, где также предусмотрена возможность обратной связи, через него можно обратиться к специалистам, написав суть вопроса. И конечно, мы открыты, к нам можно прийти, сообщить информацию и написать заявление о злоупотреблениях на рынке товаров и услуг.
«Мы согласны с профессором»
Мало того, что повышение тарифов перешло в разряд «неизбежных». Мало того, что кара за долги – списание средств с банковской карты по судебному решению – наступает гораздо быстрее улучшения качества услуг. Так ведь ещё попробуй оплатить эти самые услуги…
Материал Валерия Заслоновского о закрытых кассах в №42 привлёк внимание подписчиков газеты в социальных сетях. Люди согласны с автором и приводят свои примеры из жизни, которые нельзя не опубликовать.
«Закрылись кассы не только «Энергосбыта». Везде объявления, что можно оплатить в электронном виде (с процентом и без), в терминалах и т.д., – пишет Людмила Овчинникова из Читы. – Людей в возрасте, больных, инвалидов просто выкинули из этой темы, не оставив им выбора, потому как они просто не могут управлять этими «онлайнами».
В Сбербанке принимают платежи с комиссией 3%, но минимальный платёж – 50 рублей за одну квитанцию. Приходится отдавать 300–350 рублей в месяц. Это сумма на хлеб в месяц! Большинство пенсионеров являются клиентами Сбербанка, получают пенсию и немного оставляют на счёте на «чёрный день». То есть деньги лежат на счёте, этими деньгами банк пользуется, получает доход, а с клиентов ещё и за свою работу берёт при расчёте за коммунальные услуги. Соседка пожилая, «дитя войны», плакала на днях…»
И ведь обижают кого? Самых добросовестных плательщиков.