Точка притяжения – Арей

На прошлой неделе на берегу озера Арей в Улётовском районе прошёл I Межрайонный фестиваль народно-художественного творчества «75 мастеровых сёл Забайкалья». О результатах мы говорили в прошлом номере (хотя не против ещё раз поздравить с победой село Зуткулей из Дульдургинского района), в этом же – расскажем и покажем, что привезли на фестиваль мастеровые забайкальцы.

Из века в век

«Мы приехали из района, который одной стороной граничит с Монголией», – Марина Савина, директор борзинского районного центра культуры, с гордостью обводит рукой экспозицию, представляющую таланты Борзинского района. Говорит, приехали маленькой машиной, но постарались привезти всё, что можно считать народным промыслом.

«Вот, посмотрите, это панно, выполненное в технике пэчворк. Каждое панно – это отдельное село. Вот это Билитуй, в нём проживает всего 170 человек. Казалось бы, чем может гордиться такое маленькое село? А жители построили самый красивый дом. Вот это Соловьёвск – село, пограничное с Монголией. Мастер постаралась на одном панно разместить три основные темы – Даурский заповедник, Торейские озёра и Соловьёвская погранзастава. А вот эта работа очень сложная, на ней изображён Адон-Челон, тоже в стиле пэчворк, но расшит зигзагом. Получается, подобрали материал и прошили таким вот образом. Очень кропотливая работа», – рассказывает Марина Александровна.

Ещё одно панно, на которое обращает моё внимание Марина Савина, изображает Кондуйскую церковь. Её особенностью является то, что церковь построена из камня, который был взят с развалин средневекового дворца монгольского хана Исунке. Дворец располагался в 10 км от современного села Кондуй на территории средневекового города, ныне известного как Кондуйское городище.

Жара — не помеха

Под палящим солнцем (до +36 в тот день доходило!) расположилась улётовская делегация. Привезли туески мастера Николая Швецова, который едва ли не единственный в Улётовском районе делает такие вещи.

Николаю Ивановичу 71 год. Родился и вырос в селе Шебартуй, всю жизнь проработал шофёром. Уйдя на пенсию, занялся работой с берестой. Сам заготавливает материал для поделок; технологию выделки перенял от отца, с удовольствием пользуется стародавними рецептами. В его коллекции – туески, вёдра, солонки и многие другие предметы быта.

«В этих туесках не портятся ни сметана, ни творог, – рекламирует работу мастера Елена Козлова, заведующая сельским клубом села Шебартуй. – Долго ли готовились к фестивалю? Разве что по вокалу приходилось постоянно репетировать».

Рядом расположились вязаные вещички Ольги Страмиловой, 38 лет. Ольга Владимировна в детстве занималась в кружке вязания крючком, так и пронесла это увлечение через всю жизнь. Начинала с салфеток, игрушек, ягод и цветов. Недавно попробовала вязать шали. На суд людской свои работы выставила в первый раз.

Конечно, не шалями и туесками едиными. Привезли улётовцы ткацкий станок, вкуснейшие шаньги, прекрасных, совершенно необыкновенных кукол и много-много рукоделия.

 

Корзинки-лукошки

Из Линёва Озера Хилокского района на фестиваль свои изделия привезли Инна Удалова и Владимир Коноваленков.

«У нас корзинки, у нас лукошки, у нас ткацкий станок, у нас половики, у нас вязаные скатерти и лоскутные одеяла», – перечисляет Инна Константиновна в ответ на мой вопрос, с чем приехали на фестиваль. В это время за стол подсаживается Владимир Филиппович и начинает показывать, как выглядит берёзовая кора, из которой плетутся корзины. «Это называется пестерь, – показывает он на плетёную корзинку. Корзинка симпатичная – очень компактная и лёгкая, но вместе с тем вместительная. – Сырьё добываем в июне, можно до половины июля, потом берёзовая кора непригодна для плетения. Когда только сокодвижение пошло – берёзка годная, а потом она закрепнет, и кору не снимешь. Да и больно потом дереву».

Ещё плетут корзины из лозы, но лозу уже добывают зимой, по морозу.

Рядом с транспарантом, оповещающим, что эта территория отдана под экспозицию Хилокского района, Инна и Владимир разместили ткацкий станок. Всем желающим показывают, как он работает. А работают ловко – и станок, и ткач. Владимир Филиппович говорит, что на плетение одной дорожки у него уходит несколько часов.

 

Посвистим

На соседней площадке мужчина что-то сосредоточенно лепит из глины. Оказалось, это (как написано на его визитке) петровск-забайкальский мастер декоративно-прикладного искусства Сергей Баженов, по совместительству – преподаватель детской художественной школы имени Н.М. Полянского, которой он отдал более 35 лет.

Пока я надоедаю ему своими вопросами, на которые он отвечает односложно. («Что вы лепите?» – «Свистульку». «Это специальная глина?» – «Нет, обычная, продаётся в магазине». «Где вы этому научились?» – «В Москве, на курсах».), свистулька готова.

Лепке Сергей Николаевич и вправду научился в Москве. В 2011 году проходил фестиваль народных промыслов России «Ладья», там, в мастеровой деревне, Сергей Баженов и научился работать с глиной. Говорит, на одну свистульку уходит до двадцати минут.

Вообще имя Сергея Баженова в художественной среде известно не только в родном районе или регионе, но и за пределами нашего края. Он является участником различных конкурсов и выставок. Так, стал победителем среди преподавателей Забайкальского края в конкурсе «Лучший учитель детской художественной школы – 2021» и прошёл во второй тур соревнований педагогов Дальневосточного округа.

В буклете, который лежит на деревянной лавке рядом с мастером, можно прочитать, что Сергей Баженов – заслуженный работник культуры Читинской области, награждён международной золотой медалью «Путь Чингисхана». Творчество автора разнообразно, но особого внимания заслуживают его картины из кедра и осины. По словам специалистов, его работы на дереве всегда узнаваемы и заставляют зрителя задуматься о гармоничном сосуществовании человека и природы, о добре и зле, о выбранном жизненном пути.

Вот такие люди собрались в тот день на берегу Арея!

 

3D-картины

В глубине леса расположилась делегация из Акши. Её руководитель – Галина Кравцова, директор муниципального учреждения «Межпоселенческое социально-культурное объединение» Акшинского района.

«Ехать далеко, конечно, но мы очень рады, что участвуем в фестивале. У нас очень много в районе мастеров декоративно-прикладного творчества. Есть люди, которые изготавливают мебель, очень много изделий делают из железа, но мы привезли всего лишь малую толику, потому что, во-первых, расстояние большое, во-вторых, люди, которые занимаются творчеством, – в основном пенсионеры и среднего возраста, поэтому многим тяжело ездить. Но свои произведения они отправили с нашей делегацией, чтобы люди посмотрели. Каждый мастер у нас занесён в специальный паспорт, где учитываются все его достижения, все конкурсы, выставки, фестивали, в которых мастер принимал участие», – рассказывает Галина Михайловна.

Акшинцы привезли игрушки, лоскутное шитьё, валяние из шерсти, костюмы для выступлений. Галина Кравцова говорит, что в районе есть два хореографических коллектива, имеющих звание образцовых, – «Вдохновение» и «Жарки», и народный хор. А костюмы для этих коллективов шьёт акшинская рукодельница.

Особое внимание в этот день привлекала к себе Елена Домашевская, которая работает с глиной и создаёт глиняные 3D-картины. Как это выглядит и делается, смотрите и читайте в следующих номерах газеты – с мастерицей у нас состоялся отдельный разговор.

 

***

Фестиваль длился три дня  — с 1 по 3 июля. Но основное действие – квест-игра, баттлы корзинщиков, вязальщиц, куклоделов, а также состязания среди изготовителей шанег, народные гуляния и вечёрки — проходили во второй день. Не всё удалось запечатлеть на фото, не со всеми получилось поговорить. Но этот год обещает много других фестивалей, на которых ещё не раз встретятся забайкальские мастера и рукодельницы.

фото автора

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
:wacko: 
:yahoo: 
B-) 
:heart: 
:rose: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-)