В начале лета исполнилось 220 лет со дня рождения русского композитора Михаила Ивановича Глинки (1804–1857). Если русская наука началась с Михаила Ломоносова, поэзия – с Александра Пушкина, то русская музыка – с Михаила Глинки. Именно его творчество стало отправной точкой и примером для всех последующих русских композиторов.
Славному юбилею композитора была посвящена персональная книжно-иллюстративная выставка «Творец русской музыки» (12+), оформленная в зале литературы по искусству краевой библиотеки им. А.С. Пушкина.
Первый раздел выставки посвящён жизни М.И. Глинки, его становлению как музыканта и композитора. Здесь представлены биографические очерки, исследования, избранные статьи, а также воспоминания современников.
Творчеству Михаила Ивановича посвящён раздел экспозиции, включающий труды композитора.
Оперные сочинения Глинки открыли новый этап в развитии российского музыкального театра. Сочинений было два – «Жизнь за царя» («Иван Сусанин») и «Руслан и Людмила», и оба они предопределили дальнейший путь русской национальной оперы. Эти произведения представлены на виниловых пластинках и в клавирах.
Особое место в жизни и творчестве Глинки занимает период знакомства композитора с Александром Пушкиным. Их дружба длилась около 10 лет, до самой трагической гибели поэта. В творчестве же они оказались связанными на века.
Пушкину нравилась музыка Глинки, и он внимательно следил за появлением его новых произведений. После оглушительного успеха оперы «Жизнь за царя» Пушкин написал такие строки:
Слушая сию новинку,
Зависть, злобой омрачась,
Пусть скрежещет, но уж Глинку
Затоптать не может в грязь.
В 1836 г. Глинка и Пушкин рассуждали о путях русской оперы, и тогда поэт высказал мнение об опере лирической, в которой помимо музыки были бы и хореография, и декоративность. Глинка выразил желание взять в качестве либретто «Руслана и Людмилу» (поэму Пушкина).
Несомненно, композитор прислушался к чаяниям Пушкина, создав грандиозный спектакль с танцевальными эпизодами, яркими сценическими решениями, лирической нитью, самобытностью образов, – оперу «Руслан и Людмила».
Известно, что М. Глинка написал 10 романсов на стихи А. Пушкина. Настоящей жемчужиной, соединившей поэта и композитора, является романс «Я помню чудное мгновенье», представленный на выставке как в нотном варианте, так и на пластинке в исполнении А. Ведерникова. Пушкин, как мы помним, посвятил своё сочинение Анне Керн, а Глинка – её дочери Екатерине Керн.
Русский критик В. Стасов писал: «Глинка в русской музыке имеет такое же значение, как Пушкин в русской поэзии. Оба – родоначальники нового русского творчества, оба создали новый русский язык – в поэзии и музыке».
Вниманию посетителей выставки были предложены также журналы, справочные издания, нотные сборники песен и романсов, фортепианные сочинения и этюды.
Глинка, ставший первым в России композитором-классиком, оставил немногочисленное, но впечатляющее творческое наследие.
Светлана Мирсанова,
зав. сектором литературы по искусству Пушкинской библиотеки
Татьяна Рушкулец,
библиотекарь