Начало в номере 27
Удивительно чувство привязанности человека к своей малой Родине! Оно, конечно, имеет не рациональную природу, а эмоциональную. С малой Родиной связаны не только воспоминания детства, самого счастливого периода жизни человека, но и сам процесс становления человеческой личности. Поэтому малая Родина, она в нас, в нашем нутре, в нашей личности.
Сегодня мы продолжим рассказ о малой родине – Шелопугинском районе, который стал главным героем многочисленных литературных произведений местных авторов.
***
Здание Шелопугинской больницы было таким ветхим, что с потолка сыпалась штукатурка, иногда большими кусками. Однажды на голову больного упал кусок штукатурки с аршин диаметром. Больного спасло то, что спал в папахе, и он отделался только испугом.
В Шелопугине я имел возможность познакомиться с бытом казачьего населения, выезжая в соседние посёлки. Громадное большинство населения жило зажиточно, по российским меркам, богато: хлеба сеяли достаточно, почти у каждого хозяина был запас от прошлого и позапрошлого года, скота было в изобилии. Питался казак так, как не снилось российскому крестьянину.
Казачьи дома по Куренге и Унде отличались чистотой, просторностью, станицы после русских деревень казались поместьями, а казаки – помещиками. Все имели по нескольку сундуков одежды, как покупной, так и домашнего производства. Особенно много было меховой одежды. Многие казаки имели сельскохозяйственные машины и усовершенствованные орудия, рабочие руки были дороги, а земли для обработки – огромные площади. С обширными хозяйствами еле справлялись старики и бабы, которые роптали, что самые ценные рабочие руки ушли на войну.
Праздники. Семейные торжества проводили так, как я и вообразить не мог. Свадебные гулянки продолжались неделями, в них принимали участие чуть ли не всей деревней. Пьянство процветало среди мужчин, женщин и детей с пятилетнего возраста.
Люди были равнодушны к цветам. В Шелопугине я встретил приятное исключение: купец Толстоногов уставил все залы прекрасными цветами и сам с любовью за ними ухаживал.
В Шелопугине и окрестностях я обнаружил «бековцев» (поражённые уровской болезнью), из которых один, Скуратов, ездил с доктором Беком в Петербург. Ещё в 1900 году было ясно, что название болезни «уровская» не выдерживает никакой критики, так как здесь протекает река Унда, относящаяся к другому бассейну. Сами больные считали причиной своей болезни воду из озерца, которую они пили во время покосов. Воду из Шелопугинского колодца жители считали минеральной, так как она пахла сероводородом. Пришлось их разочаровать. Я предложил в течение нескольких часов откачивать воду из колодца и вычистить колодец. После откачивания воды в колодце обнаружили трупы зайцев, крыс, мышей. Запах сероводорода исчез полностью. Думаю, что по такой же причине пахнет сероводородом вода Шивиинского источника. В декабре 1900 года Шелопугинская больница закрылась, в разгар здешних морозов, в январе, мы возвратились в Сретенск. Местный пристав, барон Дершау, при прощании сказал, что нас ценили на вес золотника. Ранее, когда я на два дня уезжал в Сретенск, он говорил, что ждал меня, как «манной каши»».
О казаках и фольклоре
Отмечу также работу Н. Смирнова «Слово о забайкальских казаках». (Исторический очерк-хроника. Под ред. к.и.н. С.И. Рябова и Ю.Ф. Болдырева).
«В низшем звене в конном войске было 36 сотенных, а в пешем 12 батальонных управлений. Три пешие бригады были расположены по долинам рек Газимуру, Унде, Онону и Ингоде, а три конные бригады размещались в основном вдоль китайской и монгольской границ. Штабы батальонов были сильно разбросаны по занимаемым бригадами территории. Например, штаб второй пешей бригады находился в Шелопугино, а штабы её четырёх батальонов находились по всей Унде – в станицах Шелопугинской, Жидкинской, Ундинской и Ново-Троицкой (ныне г. Балей)».
Бесценны, на мой взгляд, работы Зиновьева Валерия Петровича (1942 – 1983). Уроженец Нерчинска, советский учёный в области фольклористики. Уникальна его работа «Русский фольклор Восточной Сибири». Личное, порой дружеское общение с носителями народной забайкальской словесности позволило собрать огромный материал, в котором и воспоминания о старинном крестьянском и казачьем быте, сказки, былички. Всё это на нашем любимом забайкальском говоре. Среди собеседников Валерия Петровича были и наши земляки: Фёдор Абрамович Балагуров (1903 г.р.), Татьяна Зиновьевна Балагурова (1899 г.р.), Даниил Сергеевич Егоров (1909 г.р.), Ефимия Павловна Верхотурова (1906 г.р.), Николай Саввич Шепетов (1889 г.р.), Иван Семёнович Банщиков (1930 г.р.), Татьяна Ивановна Уфимцева (1901 г.р.), Степан Григорьевич Сысолятин (1923 г.р.) и др.
Представляя данную статью, преследую основную, главную цель – привлечь внимание потенциальных читателей к краеведческим работам, в особенности, молодое поколение. А также с Благодарностью и большим Уважением хочу отметить местных авторов и их труд. Ныне здравствующим авторам желаю крепкого забайкальского здоровья и творческого долголетия! Вместе сохраним и приумножим!
Андрей Кириллов
Фото из архива автора