Творить всегда, творить везде

2022-й – Год культурного наследия народов России. Какой простор для творчества, повод для ярких, самобытных, невероятных мероприятий! Наш сегодняшний собеседник – заместитель директора муниципального учреждения культуры «Центральная клубная система» Петровск-Забайкальского района Юлия ПОЙМАНОВА.

– Юлия Викторовна, сохранение и возрождение народных традиций – одно из приоритетных направлений развития культурной жизни района и вашей работы, которую вы планомерно ведёте с земляками всех возрастов. Как продолжите эту работу в нынешнем году, кто и что вам для этого в помощь, и есть ли проблемы?

– Учитывая местные особенности и условия, проводим народные праздники и гуляния, детские и молодёжные вечера и игрища, тематические концерты, которые не утрачивают популярности и, без сомнения, будут включены в культурный марафон 2022-го. Давно вошли в добрую традицию праздники села, активно возрождаются календарные и семейные обряды. В клубных формированиях по самым разным интересам мы просвещаем и обогащаем знаниями и умениями юных селян, которых в нашем районе более четырёх тысяч.

– Наслышана о вашем проекте «Детская интерактивная площадка по изучению русского фольклора»…

– Реализация его началась ещё в первом полугодии 2021 года. Годом ранее проект вошёл в число победителей Гражданского форума Забайкальского края, его цель – формировать у молодых жителей села познавательный интерес к русской народной культуре. Знакомясь с народными промыслами, традициями, обычаями с нашей помощью, ребята творчески развиваются, проникаются уважением к культуре своего народа. Например, в канун важного христианского праздника – Светлого Христова Воскресения в районе прошли мастер-классы по росписи деревянных пасхальных яиц. Все подручные материалы – деревянные заготовки, акриловые краски, художественные кисти – мы закупили на средства гранта.

Увлекательно прошли мастер-классы у учащихся Детской школы искусств п. Новопавловка. Как водится, перед началом детям рассказали об истории возникновения символа праздника Светлой Пасхи. О том, почему принято красить яйца в Чистый четверг, о видах росписи. Затем под руководством педагогов Веры Шишкиной и Натальи Чикичёвой дети погрузились в творческий процесс. Расписные яйца получились яркими, красочными, необычными. Росписи выполнены в растительных мотивах (цветы, листочки, веточки вербы) и детских сюжетных (цыплята, вымышленные персонажи, геометрические узоры).

В с. Баляга мастер-класс по росписи яиц прошёл в средней общеобразовательной школе для учащихся 4-го класса. Своими знаниями с ребятами щедро поделилась преподаватель отделения «Живопись» Детской школы искусств Татьяна Шестопалова. Наибольшее количество участников мастер-класса ожидало организаторов в храме Святой Троицы с. Тарбагатай. Около 30 детей с большим интересом и энтузиазмом принялись за занимательное занятие, следуя советам преподавателя. Первый урок росписи по дереву для начинающих мастеров не прошёл напрасно, каждый пасхальный сувенир отличался яркостью и индивидуальностью.

– Ваша цель – расширить знания юных селян о народных традициях. Но дети есть дети, и знания желательно давать им не в форме скучной лекции, а ненавязчиво, весело, интересно? Удаётся?

– Конечно, мы это учитываем! В тёплые солнечные дни с фольклорной игровой программой» в рамках проекта по сохранению русской народной культуры «Русские забавы» у юных жителей сёл Баляга, Катаево, Обор побывали специалисты Централизованной клубной системы. Удалась цель организаторов – расширить знания ребят о народных традициях. Знакомство с народными играми, пословицами, поговорками, считалками, скороговорками, загадками, русскими народными музыкальными инструментами, предметами быта прошло в самой непринуждённой обстановке.

– Расскажите…

– Начиналась фольклорная программа со знакомства с детьми через дразнилки – разновидность детского фольклора. Издавна от взрослых к детям переходило обыкновение давать друг другу прозвища, поддразнивать. Этот обычай развивал чувство юмора и, что ещё ценнее, открытость при выяснении отношений. Редкие ссоры сверстников заканчивалось не дракой, а словесной перепалкой «кто кого», а потом возобновлялась совместная игра.

Организаторы не отступили от давней традиции. А после озорной забавы перешли к подвижным играм, предварительно при помощи считалочки выбрав водящего. Считалочка – тоже жанр детского фольклора, возникший в глубокой древности и игравший важную роль в жизни людей, помогая им распределить работу.

Приятно отметить, что некоторые ребята уже знали такие игры, как «Гуси», «У медведя во бору», «Золотые ворота». А вот с игрой «Как у бабушки Тамары» участники фольклорной программы познакомились впервые, но быстро её освоили и активно участвовали.

Подвижные игры чередовались с развлечениями на смекалку и сообразительность, развитие речи и памяти. Детвора охотно проявляла свои способности в жанрах народного устного творчества: загадках, пословицах, скороговорках.

Потом пришло время познакомиться со старинными предметами быта наших предков – коромыслом, ухватом, чугунком, рубелем, пышницей. Это добавило дополнительный колорит в зрелищное действо. Но наибольшее оживление вызвала игра на шумовых музыкальных инструментах: деревянных ложках, маракасах, тамбуринах, треугольнике, трещотке. Их мы приобрели также за счёт победы в конкурсе мини-грантов Гражданского форума.

Освоив навыки игры на каждом из представленных музыкальных инструментов, юные участники программы с радостью и восторгом демонстрировали коллективную игру в шумовом оркестре, заинтересовав всех пришедших на праздник русского фольклора.

Ну а после игр и забав было угощение русским лакомством – сушками.

– Наверное, в каждом поселении фольклорный праздник получился по-своему ярким, насыщенным и колоритным?

– Вот именно! И надо было видеть азарт в глазах детей, улыбки взрослых, хорошее настроение, которое сопровождало фольклорную программу, проходившую в каждом поселении района на высоком эмоциональном подъёме, в тёплой дружественной атмосфере.

Продолжаем в рамках проекта проводить фольклорные мероприятия с дошколятами и селянами младшего школьного возраста. Площадкой служат оснащённый всем необходимым автоклуб, приобретённый в рамках национального проекта «Культура», а также образовательные учреждения и детские игровые площадки на открытом воздухе.

Благодаря Многофункциональному культурному центру многие дети, проживающие в отдалённых сёлах района, видят тематические выставки фотографий, обучающие фильмы, знакомятся с современной мультимедийной аппаратурой, посещают передвижную выставку старинных предметов крестьянского быта, там и ухваты, и чугунки, и деревянные ложки, а ещё коромысло, пышница, туесок, чугунный утюг!.. Тесное взаимодействие специалистов культуры с преподавателями Детской школы искусств помогает детворе разнообразить свои навыки прикладного искусства.

– В некоторых домах культуры доводилось видеть уголки со старинными предметами быта и одежды…

– Да, есть такие в сёлах Малета, Хохотуй, Катаево, Обор, Баляга, Новопавловка. Для сохранения и возрождения народных традиций мы все сообща ведём целенаправленную работу с детьми и подростками. В реализации проекта активно участвуют специалисты районного организационно-методического Центра, заведующие филиалами централизованной клубной системы, преподаватели декоративно-прикладного искусства детских художественных школ, преподаватели-музыканты районных ДШИ…

– Юлия Викторовна, стоят ли на вашем благом пути препятствия?

– Добавлю ложку дёгтя в бочку мёда. К сожалению, в большинстве сельских культурно-досуговых учреждений слабая материально-техническая база, нет музыкальных народных инструментов, сценических костюмов, отсутствует мультимедийное, а в некоторых домах культуры и звукоусиливающее оборудование. И над этим тоже предстоит работать в Год культурного наследия народов России.

– Желаю, чтобы поскорее закончилась пандемия, сняли вынужденные ограничения, и вы снова могли свободно творить во благо землякам. Успехов!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
:wacko: 
:yahoo: 
B-) 
:heart: 
:rose: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-)