Вахта – романтика или суровые будни?
Люди разные нужны, люди разные важны! Выбирая в начале своего жизненного пути профессию, мы надеемся полностью реализоваться в ней, дабы потом она кормила семью. Мы гордимся одной записью в трудовой книжке, имеем множество похвальных грамот и наградных листов. Руководство ценит нас и ставит другим в пример. Но каждый ли человек выдержит такое? Можно действительно работать на одном месте, а можно сменить множество профессий в поиске себя. Можно вообще кардинально поменять сферу деятельности, разочаровавшись в результатах своего труда. Именно так и произошло с героем нашего материла, который из учителя русского языка и литературы превратился в экскаваторщика высшей категории и вот уже десять лет работает на различных вахтах по всей стране. Как такое могло случиться, и был ли от такой резкой смены деятельности толк, давайте разбираться. В гостях у «Земли» Александр САЗОНОВ.
– Саша, расскажи о себе. Чего ты хотел от жизни после окончания школы?
– Школу я окончил в 1998 году и чётких представлений о своей дальнейшей жизни не имел вообще. Да и понятия даже не имел, что это такое – «дальнейшая жизнь». Скорее, это было для меня очередным этапом, которого я очень ждал. Переезд из деревни в город, шумные улицы, высотные дома, троллейбусы – всё это казалось мне чем-то фантастическим. Я чувствовал себя частью общества, от которого был оторван на малой родине. Поэтому мне было абсолютно всё равно, на кого учиться, главное – удержаться в городе.
Родители настояли на «интеллигентной профессии», и я согласился. Выучился.
Началась производственная практика, затем стажировка, и, наконец, мне дали самостоятельные часы. Первые два года я очень гордился тем, что хожу в деловом костюме. Воображал себя этаким бизнесменом. Даже к себе в деревню приезжал в этом костюме, чтобы друзья полюбовались, каких высот я достиг. Дипломат купил для солидности.
– Как я понимаю, потом что-то пошло не так?
– Шло всё, как по накатанной колее. Уроки, работа с методическими материалами, проверка вечерами сочинений и изложений. Просто в один прекрасный день я решил, что пора найти себе спутницу жизни, как-никак двадцать пять лет уже. Решил, но тут же ужаснулся: куда я её приведу? В маленькую комнатку общежития? Да и что я мог ей дать, если зарабатывал столько, что хватало только на продукты, причём ровно на месяц, прямо день в день. Работа мне нравилась, но она всё больше напоминала мне хобби, а не полноценный труд. Учитель – профессия благородная, но за это благородство и зарплата должна быть соответствующая. Даже сейчас педагоги получают не ахти сколько, а тогда, в начале 2000-х годов, зарплата была очень несерьёзная. Честно говоря, не так я себе представлял жизнь в городе. Мой костюм был единственной одеждой, которую я носил, не снимая, два года, поскольку больше не мог себе позволить купить ничего другого.
– И ты решил резко сменить профессию? Как вообще происходил этот процесс?
– Да как тебе сказать… Я ведь единственный пошёл по учительской линии из своей деревни. Одноклассники выбрали рабочие профессии. Это сейчас я смеюсь над собой, а тогда я смеялся над ними. Мол, ничего не достигли в жизни. Поменялось всё. Помню, как-то по весне на улице меня окликнули из машины. Это был Митька, мы за одной партой сидели. Он хлопнул дверью солидного автомобиля и долго тряс мне руку. Зашли в бар, разговорились. Я делал вид, что у меня всё хорошо, а сам то и дело поглядывал на золотой браслет у него на запястье. Митька работал буровиком на севере. Ездил на вахту на три месяца, потом месяц отдыхал дома. Всё чин чином у него было: квартира, жена и ребятишки. Конечно, при общении в выражениях он не стеснялся, но я смотрел на Митьку заворожёнными глазами. Как так получилось, что я, просидев 16 лет за партой, – ничтожество, а вот этот человек, едва-едва окончивший девять классов, получает в десять раз больше меня? Нет, это была не зависть, это была злоба на себя за свою беспомощность. Вот тогда я и начал действовать.
– С этого момента подробнее. Может, некоторые наши читатели повторят твой путь.
– Да какие тут подробности. Сначала хотел выучиться на водителя грузовика, но их было много, поэтому вакансии попадались редко. Потом товарищ посоветовал выбрать экскаваторщика. Я так и сделал. Сначала хотел схитрить и купить удостоверение тракториста-машиниста с отметкой о допуске к работе на экскаваторе. Нашёл человека, занимающегося такими махинациями. Он запросил 65 тысяч рублей, то есть мою зарплату за три месяца. Решил сам. Записался на курсы одновременно бульдозериста и экскаваторщика. Получил категории C, D и Е, потом сдал экзамены в Гостехнадзоре.
Должен сказать, что получить документы – это самая лёгкая и быстрая часть в обучении профессии экскаваторщика. Сложнее всего было наработать навыки и стаж. Без стажа не брали вообще никуда. Я ходил по городу и искал, где работают экскаваторы. Наконец, нашёл подобный агрегат возле реки Читинки. То ли он русло чистил, то ли гравий забирал – не помню. Я чуть не на коленях подполз к машинисту, умоляя дать поработать. А там такой мужичок сидел в кабине, с пышными усами и хитрым взглядом. Он долго смотрел на меня, потом сказал, мол, 500 рублей в час и ради Бога, только когда прораба нет на объекте. Вот так я и ходил туда и каждый день по два часа осваивал японскую чудо-технику. Сначала просто перекладывал ковш гравия с место на место, потом учился делать полку и заезжать на неё, пытался также делать откос на крутом берегу реки. И это всё после уроков в школе, так сказать, в свободное от занятий время.
Первую работу нашёл быстро. Пришёл в маленькую строительную организацию и заявил, что у меня есть стаж полгода и что я работал на частника, который не делал отметку в трудовой книжке. Мне поверили и сразу повели на объект. Строилось здание. Экскаватор стоял на такой крутой полке, что я честно признался, что не смогу с неё съехать. Прораб странно так посмотрел на меня, залез в кабину и съехал сам. Я с дрожью в ногах взялся за рычаги, нажал одну педаль, стал разворачиваться и безнадёжно засадил гусеницы в мокрую землю. Уволили в тот же день.
Вот так я нарабатывал стаж в течение двух последующих лет, живя впроголодь, поссорившись с родителями, которые до продолжали верить в моё светлое педагогическое будущее.
А когда наступил май, я уехал на вахту в Магадан.
– Наверное, ты очень целеустремлённый человек, раз прошёл такой путь. Далеко не каждый выдержит.
– Нет, я легкомысленный человек, принимающий всё на веру. Два месяца проработал на колымской трассе, а когда пришло время платить, нас просто кинули. Дали только деньги на билеты домой. Вот тут произошёл некий надрыв. Если бы не товарищ, который порекомендовал мне надёжных работодателей, занимающихся добычей золота, я бы, наверное, спился.
– А что такое вахта, вообще? Расскажи, чем эта форма работы отличается от работы, скажем, на стройке в городе.
– Наверное, проще будет рассказать по пунктам. Начну с плюсов. На вахте ты реально можешь заработать по моей профессии от 80 до 130 тысяч в месяц. Сумму умножаем на количество месяцев. Этих месяцев может быть от двух до девяти. Хорошо то, что время вахты ты можешь выбирать сам, всё зависит от того, в какую артель попадёшь.
Помимо этих денег некоторые работодатели платят 30 тысяч сверху каждый месяц, чтобы ты мог отправить средства семье. Ведь на вахте платят только в конце сезона, а жена и дети должны всё это время на что-то жить.
Редко в межвахтовый сезон также платят «минималку», чтобы ценный работник вернулся именно в их организацию.
Идём далее. Обувь выдают не очень (сапоги я привожу свои), а вот спецовка добротная. Проезд к месту работы и обратно, а также проживание и питание – за счёт фирмы. Это существенный плюс, потому что при работе в городе ты тратишь немалые деньги, чтобы оплатить себе жильё, одежду и продукты. Вообще, на вахту едут не от хорошей жизни, а чтобы заработать, поэтому надо готовиться к спартанским условиям.
Теперь недостатки профессии. Нет выходных. Работаем семь дней в неделю. Бывают свободные часы простоя. Водители грузовиков иногда могут себе позволить подремать за баранкой, а экскаваторщик работает всегда. Зачастую на большую артель имеется всего один экскаватор, который пашет в две смены круглые сутки. Действует абсолютный сухой закон. Если ты едешь на вахту, и в аэропорту или на вокзале унюхают перегар – всё, можешь ехать домой. Ещё и вычтут стоимость билетов. У нас случай был этим летом. Вахта длилась девять месяцев, и в последний день бульдозерист в пьяном виде перевернул трактор. Всё. Поехал домой без денег. И ничего ты не докажешь, потому что в договоре этот вопрос чётко прописан. Некоторые начальники идут на хитрость. Подсылают к тебе мужиков с водкой, якобы отметить последний день вахты. Ты выпиваешь, и тут резко появляется бригадир. Пропали деньги.
Ещё из минусов – социальная удалённость. Никаких развлечений. Кругом тайга или степь, работники нещадно матерятся, в бытовках по ночам храп и запах немытых тел – к этому я дольше всего привыкал.
Ну, ещё хотел бы отметить технику. Бывает, попадается совсем новый экскаватор, «Кот» или «Комацуха», а бывает откровенный хлам, который ты каждый день шприцуешь, а у него масло всё равно из всех цилиндров льётся…
– Не пожалел, что так кардинально сменил сферу деятельности?
– Пожалел, что не сделал этого раньше. Сейчас у меня есть жена-умница, три пацана подрастают. Смышлёные такие. Уезжал на девять месяцев, зато сейчас три месяца дома. Вот, привёз почти миллион рублей! Будем решать вопрос с жильём. Переезжаем из Кадалы в город. Да и жене тяжело в частном доме. Дай Бог, квартира будет своя. Не знаю, может, мне этого и не хватало тогда. Может, никто не объяснил, что бывает и другая жизнь. Я понимаю родителей, которые работали, чтобы дать мне высшее образование. Они очень гордились этим. А оказалось, что это образование и не нужно вовсе в нашей российской действительности. У меня коллеги по учительству получают 28 тысяч сейчас, а друг сварщик имеет минимум 70.
Однако хочу ещё раз сказать: подумайте десять раз, прежде чем идти по моему пути. Придётся много спотыкаться и больно падать. Наверное, так везде. Лёгких путей не бывает.
– Спасибо тебе за беседу и удачи во всём! Береги себя!
– Тебе спасибо!