И настал день очередной нашей встречи. Вновь пришла ко мне возможность, дарованная «Телеманией», продолжить речи, дабы усладить вас, о мои высокочтимые друзья, продолжением дивной истории появления удивительного кино-чародейства, потрясшего мир 65 юбилейных лет назад, имя коему «Старик Хоттабыч». Итак, начинаю… Трах-тибидох!..
Похождения с караваном и слонами
…Съёмки фильма начались в конце мая 1956 года. Картине Геннадия Казанского, набитой всевозможными спецэффектами, которые должны были поразить советского и зарубежного зрителя, требовались не только особая уникальная, революционная аппаратура и технические приспособления… Первой запланированной к съёмкам сцен был «Караван»: в обычный московский двор входит огромная процессия вьючных животных (ослики, лошади, верблюды, слоны), гружённых пряностями и сопровождаемых индусами-рабами.
Где на «Ленфильме» взять такое количество животных?! Своей зообазой студия не располагала, а ленинградский цирк на тот момент работал в основном с собаками, медведями и львами. К тому же лето 1956-го выдалось особо холодным и дождливым.
Предвидя все эти трудности, киношники заранее запланировали экспедицию в Сочи, где и погода замечательно тёплая, и в это время гастролировал знаменитый дрессировщик Александр Корнилов со своими многочисленными четвероногими питомцами. Он и предоставил для съёмок верблюдов и троицу слонов. Радость кинематографистов несколько омрачил тот факт, что слоны, обычно такие послушные на привычной, маленькой цирковой арене, почти перестали подчиняться на площадке съёмочной. Так, взрослая слониха Ранга всё время терроризировала маленькую и без того пугливую Зиту. Сердито трубила, норовила ударить хоботом «коллегу», а потом стала обливать из него водой всех подряд, не исключая и съёмочную группу.
Об индусах… натуральных
В сцене «Караван», как известно, действуют индусы-погонщики. Гримировать обычных актёров массовки в шоколадный и чёрные цвета Казанский не хотел и требовал максимума правдоподобия: никакой грим не мог скрыть явно европейские черты лица. Пришлось приглашать на съёмку самых настоящих индусов из различных ленинградских вузов и торговых представительств и брать с собой в киноэкспедицию.
Взрыв, пионер под люстрой и назад…
В июле начались съёмки в интерьерах и сложнейшая работа с массой комбинированных кадров и спецэффектов. Как вы помните, Волька, едва открыв таинственный сосуд с заточённым джинном, был подброшен взрывом под потолок и повис на люстре. Так вот, 12-летний Лёша Литвинов в течение недели ежедневно почти по часу висел на высоте пяти метров в специальном корсете-поясе, спрятанном под школьной рубашкой. Дышать было очень тяжело, а ещё нужно было произносить текст! Но юный актёр справился. На верхнем ярусе декорации, над потолком, находился человек с особым карабином, от которого шёл трос, крепившийся к металлическому кольцу на поясе Лёши. В нужный момент карабин открывался, и Волька падал на пол, «расколдованный» Хоттабычем. Так был снят прыжок с люстры.
На ковре-самолёте… по-инфракрасному
Захватывающий полёт на ковре-самолёте снимался с применением революционных технологий, недоступных в ту пору даже Голливуду. Для съёмок НИИ телевидения и НИКФИ (научно-исследовательский кинофотоинститут) были созданы специальная аппаратура и киноплёнка, позволяющая снимать в инфракрасных, невидимых лучах в особом режиме. В ленфильмовском павильоне №4 летом 1956 года можно было наблюдать совершенно необычную сцену: в гигантском пространстве, в кромешной тьме (на высоте 15 метров!) свободно парил, трепыхаясь в потоке ветра, ковёр-самолёт с «пилотами» на борту – бородатым старцем и пионером. Актёров заливал не только видимый свет, но и невидимый, инфракрасный, который излучало 10 000 ламп. Поскольку съёмка велась одновременно и на инфра-, и на обычную плёнку, то на первой фиксировались только силуэты Вольки, Хоттабыча и ковра, а на второй – их «нормальное» изображение. Затем отснятый материал проявлялся, но не фиксировался. Обе плёнки сушились в тёмном помещении и вновь заряжались в камеру. Чёрные силуэты с инфра-плёнки точь-в-точь перекрывали изображение с актёрами, а на свободное пространство снималось нужная картинка – в нашем случае, панорамы Москвы и неба с облаками внизу, снятые с самолёта. Материал ещё раз проявлялся, и зритель видел чрезвычайно реалистическое изображение полёта ковра-самолёта с людьми.
Кстати, старт ковра-самолёта снимался в Москве, на крыше строящейся высотной гостиницы «Пекин».
Такой же эффект использовался, когда Хоттабыч в финале фильма творил чудеса – держал в руках арену цирка, на которой кувыркались акробаты, а гигантский джинн, улыбаясь, смотрел на их искусство. Этот метод киносъёмки, названный «блуждающая инфрамаска», был абсолютно уникален для того времени.
Главный зелёный-презелёный «ляп»
Любопытно, что с ковром-самолётом связан один из главных ляпов фильма.
На ковре-самолёте появляется прибывший из индийского «рабства» Женька со здоровенной связкой бананов. А бананы-то… изумрудно-зелёные! Зритель и по сей день находится в недоумении. Курьёз случился из-за того, что в ту пору экзотический тропический фрукт почти не завозился в СССР, а если такое случалось, то бананы появлялись только в зелёном виде. Мастера-реквизиторы, сделавшие бананы из папье-маше, спелыми эти дары тропиков отродясь не видывали, потому и придали им «привычный», «натуральный» цвет.
Джинн и мороженое… кусками!
Кстати, о вышеупомянутом цирке! Именно там с Николаем Волковым случился единственный за все восемь месяцев съёмок нервный «гастрономический» срыв – «джинн» праведно разгневался на… эскимо. В фильме Хоттабыч с удовольствием наворачивает морозное лакомство. Есть мороженое в таком количестве в течение репетиций и многих дублей без риска для здоровья, да ещё глотая огромные куски, – вещь просто нереальная. Для съёмок было заказано более полусотни глазированных в шоколаде сладких сырков, «замаскированных» под эскимо на палочке.
Актёру пришлось съесть почти всю партию (!) этого «мороженого»… с аппетитом! Волков едва дышал после съёмок.
Пионер-миллионер
Работали юные актёры наравне со взрослыми, а поскольку на проект, призванный обогнать по киночудесам Голливуд, финансов не жалели, то и гонорары им платили немаленькие. Тому же Лёше Литвинцеву платили вдвое больше, чем получали его родители! «Волька» получал 1000 рублей в месяц, тогда как его мама зарабатывала 600. «Пионер-миллионер», как в шутку называли его друзья, с первой получки купил фотоаппарат, велосипед и сенсацию для того времени – телевизор «Темп-2», смотреть который приходил едва ли не весь дом, где жил Лёша.
Стадион, штанга и фанат Хоттабыч
В августе группа приступила к съёмкам в Ленинграде: там снимались и знаменитые сцены футбольно-чародейской баталии между командами «Зубило», «Шайба» и Гассаном Абдуррахманом ибн Хоттабом. Основные съёмки велись на маленьком стадионе «Светлана». Интересно, что все задействованные в съёмках игроки были настоящими футболистами. Поскольку стадион был невелик, пришлось при монтаже «дорисовывать» на общих фонах прожекторы, табло и массовку – болельщиков, которые были сделаны из… картона! К чести мастеров комбинированных съёмок, зритель и сегодня принимает эти сцены за чистую монету.
Крупные планы сидящих на трибунах болельщиков доснимали уже на центральном ленинградском стадионе им. Кирова. Ворота для матча, коими «управлял» новоявленный футбольный фанат Хоттабыч, были специально изготовлены в столярных цехах «Ленфильма». Например, штанга, которая по сюжету изгибалась и «подыгрывала» соперникам, была сделана из резины, а сами ворота изготовили раздвижными, чтобы они могли в нужный момент стать больше или меньше. Также они могли бегать взад-вперёд – когда требовалось, ассистенты тянули за трос, и ворота по специальным рельсам мчались куда надо. А чтобы мячи посылались точно в намеченную цель, на поле была установлена специальная катапульта, которая в реальности служила (и служит ныне) для тренировки футболистов.
Гассан Абдуррахман и «Оскар»
Готового «Старика Хоттабыча» худсовет «Ленфильма» при полном одобрении принял в ноябре 1956 года, но поскольку ленту уже хотели закупить многие зарубежные страны, пришлось ленфильмовцам заняться также и дубляжом, хотя обычно в таких случаях этот делали студии самих покупателей.
Официальная же премьера картины состоялась в Ленинграде только на следующий 1957 год, 12 июля. Фильм был встречен громом аплодисментов. Триумф «Старика Хоттабыча» можно сравнить ныне разве что с «Властелином колец» или «Гарри Поттером».
Фильм шёл во всех кинотеатрах СССР на все сеансы, включая «взрослые» вечерние! Только за четыре месяца «Хоттабыча» увидело более 40 миллионов зрителей! Картину, явно оставившую по оригинальности сюжета и революционным спецэффектам Голливуд лет так на десяток позади, «Ленфильм» собирался отправить за океан, на «Оскара», как в легендарном «Левше» русские отправили аглицким мастерам подкованную блошку. Увы, руководство Госкино по неясным причинам этого сделать не разрешило. А зря. По мнению ряда самих экспертов из мировой «фабрики грёз», «Хоттабыч» забрал бы явно не одну золотую статуэтку…
Что ж, на том, пожалуй, и закончу дозволенные мне речи, о мои пытливые, высокочтимые друзья. Да пребудет мир со всеми вами!