В прекрасное далёко, сто лет тому вперёд

Пролог: будущее, прекрасное далёко… Увидеть его мечталось многим, особенно молодым гражданам великого СССР с его грандиозными стройками, открытиями, освоением космоса. Живопись, многочисленные иллюстрации к фантастическим книгам и периодическим журнальным изданиям, подобным «Технике – молодёжи», где, кстати, устраивались большие всесоюзные конкурсы среди художников-любителей и профессионалов, предоставляли такую возможность. Фантастические картины, рисунки грядущего нашей страны были удивительными, захватывающими, нередко поражающими воображение. Но хотелось видеть это прекрасное далёко ещё живьём, пускай даже киношным, хоть глазочком, как пелось в одной из кинокартин, героине которой в предыдущем фильме приходилось перемещаться во времени, хотя и в противоположную сторону. Впрочем, о ней, как и об истории до сих пор невероятно популярной, поистине культовой телекартины и о премьере её новой киноверсии, – немного ниже. А пока, уважаемые друзья, займёмся предварительной информационно-исторической подготовкой к путешествию через пространственно-временной киноконтинуум.

В прекрасном киноДалёко СССР

Отечественный кинематограф, породивший массу киношедевров (включая и фантастику), был чрезвычайно скуп на изображение зримого прекрасного далёко – его городов, зданий, строений, техники. Правда, с персонажами, людьми и роботами повезло больше, но речь сейчас не о них. И всё же это случалось – в нашем кино первый вид Москвы будущего, с космодромом на её окраине и стартовой эстакадой, появился в сценах классической научно-фантастической ленты Михаила Журавлёва «Космический рейс» от 1935 года о первом пилотируемом полёте на Луну. В следующий раз советское грядущее мелькнуло десятилетия спустя в виде совсем небольших, но достаточно эффектных кадров фильмов, которые не имели к фантастическому жанру никакого отношения, – «Дело было в Пенькове» (1957) и «Начальник Чукотки» (1966). В первом в одной из сцен главный герой фильма тракторист Матвей (актёр В. Тихонов) представляет, как он в будущем, сидя за пультом, дистанционно управляет несколькими беспилотными тракторами-роботами, распахивающими ниву. Во втором – комсомолец Алёша Бычков (М. Кононов) видит прекрасное далёко снежной и солнечной Чукотки с гигантскими серебристыми ярангами – небоскрёбами и парящими в небесах цельнометаллическими супер-дирижаблями.

Уже на следующий 1967 год прекрасное ослепительное будущее со счастливыми людьми развернулось перед зрителями в картине-экранизации одноимённого романа М. Ефремова «Туманность Андромеды». Правда, города режиссёр Евгений Шерстобитов масштабно не показал, но комфортабельное жильё наших отдалённых советских потомков было продемонстрировано как надо (включая интерактивное интернет-телевидение и даже компактный персональный компьютер – ноутбук)!

Через четыре года свою версию города будущего предложил Андрей Тарковский в «Солярисе» (1972), правда, предпочёл, чтобы эту роль исполнил современный на тот момент Токио – стремительный в движении, почти безликий и чёрно-белый, холодный, хищно-урбанистический, автомашинный и безлюдный. Своё будущее, лучезарное и, видимо, на этот раз действительно прекрасное, продемонстрировал Ричард Викторов в фильме «Через тернии к звёздам» (1980). Правда, и здесь обошлось без мегаполисов, которые, в принципе, ёмко заменил великолепный футуристический двухэтажный загородный коттедж дружной семьи учёных и космонавтов Лебедевых, в котором даже поселилась на время инопланетянка. Здания и техника прекрасного далёко появлялись также в фильмах «Лунная радуга» (1983), «Семь стихий» (1987) и «Конец вечности» (1989), но весьма коротко. Ну и всё, пожалуй. Рисовать масштабные, зрелищные кинокартины будущего в большинстве своём советским (и зарубежным) кинематографистам не позволяли не только бюджет, но, в первую очередь, технические возможности. По большому счёту, здесь даже не спасало появление первых, весьма топорных компьютерных спецэффектов. Приходилось работать по принципу «голь на выдумки хитра».

Что же касается современного российского кинематографа, вооружённого цифровыми технологиями, то с воплощением отечественного грядущего (включая и его альтернативные версии) можно сказать, он научился вполне эффектно и ёмко справляться. Тому доказательство – картины «Шпион» (2012), «Черновик» (2018), «Вратарь галактики» (2020) и ещё некоторые. (О художественной и коммерческой ценности этих крупнобюджетных проектов речь не идёт.)

Хронопутешественникам «Телемании»

Весь этот, надеюсь, любопытный и познавательный экскурс-обзор был, по большому счёту, проведён мною не просто так. Это была подготовка, тренировка вас, уважаемые друзья, читатели-зрители, к большому хронопутешествию в удивительную историю появления легендарного, поистине культового первоисточника События с большой буквы, которое в новой версии случится 10 дней тому вперёд! А теперь всем взойти на хроноплатформу визирования. Внимание! Включаю киногенератор тахионно-темпорального поля. Вспышка. Несколько вспышек. И вот перед нами раскинулась удивительная панорама. Мы наблюдаем то, что будет происходить 18 апреля на всех экранах-кинопорталах нашей страны и порталах всех краевых кинотеатров Забайкальской государственной кинокомпании.

«Сто лет тому вперёд» (6+)

Перед нами захватывающее явление, которое представляет собой один из самых ожидаемых и вместе с тем непредсказуемых и крупных российских кинопроектов 2024 года с «космической» бюджетной массой аж в 615 000 000 отечественных денег. Его создатель – режиссёр Александр Андрющенко («Напарник», 2017, «Ёлки», 2010). Сюжет до боли знаком благодаря, во-первых, одной из самых популярных фантастическо-приключенческих книг у советской ребятни конца 1970-х и, во-вторых (самое главное!), знаменитой, феноменально популярной культовой её экранизации в пяти сериях от 1985 года. И всё же сюжет «Сто лет тому вперёд» нов по-своему. Как отчасти и его главные герои, ставшие явно старше класса на три-четыре, в отличие от первоисточников.

Итак, Колька Герасимов (Марк Эйдельштейн – «Праведник», 2023) – обычный современный москвич, тусуется с друганами, слушает рэп и отчаянно режется в видеоигры, нисколько не заботясь о будущем, пока сам не попадает в это самое прекрасное будущее далёко. Далёко, как выяснилось, бывало местами и не особо прекрасным: сто лет тому вперёд недавно отгремела межгалактическая война. Земная коалиция победила врага и стала жить вполне счастливо.

Где-то в этом мире вместе с отцом – профессором-космобиологом Игорем Селезнёвым (Константин Хабенский) – проживает его дочь Алиса (Анна Верещагина – сериалы «Оффлайн», 2022, «Сон нам только снится», 2023) – знаток инопланетной фауны, боевых искусств и истории галактики. Мама Алисы Кира Селезнёва (Виктория Исакова – «Остров», 2006) пропала без вести в одном из сражений последней войны, но выросшая дочка не оставляет надежды отыскать её. Тем временем у разбитых в сражениях пиратских сил остались предводители Весельчак У (Александр Петров – трилогия «Лёд», главная роль) и его подельник Глот (Юрий Борисов – «Калашников», 2020, главная роль, «Красный Призрак», 2021), которые готовятся к новому наступлению. Преступные главари намерены вернуться в прошлое и изменить результат войны, а Коля становится их невольным помощником в путешествиях сквозь время. В будущем Коля встречает ни на кого не похожую девушку Алису, которая нуждается в помощи, но не желает в этом признаваться. Удастся ли Коле помочь Алисе, спасти от пиратов Вселенную, восстановить ход времени, обрести любовь, дружбу и не завалить экзамены?

Щелчок. Обзор-панорама свернулась в ослепительную и быстро гаснущую точку. Всем сойти с хроноплатформы предварительного визирования. Что ж, уважаемые, друзья, насколько будет хорош новый фильм, решать исключительно вам.

Чита – Москва. Август 1984-го

А сейчас – внимание! Всем любителям кинематографа, а также многочисленным забайкальским фанатам и поклонникам одного из самых успешных кинопроектов за всю историю телевидения СССР – по сей день знаменитой пятисерийной картины, добро пожаловать на борт «Телемании», трансформированной в синема-машину времени. Отправляемся транзитом через настоящее в гости к легендарному прекрасному далёко: прошлому и будущему. Хронодвигатель запущен – три, два, один – старт! Вперёд – назад, в прошлое.

В тот далёкий и жаркий август автор этих строк и его друг, коллега и соратник по киноделу, отправились в Москву снимать один из своих первых короткометражных фильмов. Временно поселились в квартире одного из режиссёров киностудии им. Горького. Жена режиссёра, актриса, как-то предложила нам посетить эту студию. Устроила пропуски, и вскоре мы бродили, снедаемые любопытством, по многочисленным помещениям одной из крупнейших кинопроизводящих организаций страны. На дверях в бесконечных студийных коридорах висели таблички с названиями проектов и именами режиссёров, занимавшихся их производством. Увлечённые фантастическим кино, мы с особым восторгом читали: «Инопланетянка», группа режиссёра Я. Сегеля; «Семь стихий», режиссёр Геннадий Иванов. И вдруг – «Гостья из будущего», режиссёр Павел Арсенов. Да это же тот самый…

…Предупредительный сигнал нашей синема-машины времени! Стоп – хронодвигатель! Продолжим наше путешествие в следующий раз.

Сергей БАЛАХНИН,
иллюстрации автора

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
:wacko: 
:yahoo: 
B-) 
:heart: 
:rose: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-)