В прекрасное далёко, сто лет тому вперёд. Часть 4

Уже вторую неделю через порталы-экраны кинематографов нашей страны и всех семи краевых кинополигонов Забайкальской государственной кинокомпании происходит, казалось, невероятное! Захватывающее противостояние между бывшими главарями галактического криминалитета, жаждущими реванша, власти и контроля Времени и обыкновенной девушкой-старшеклассницей Алисой из Будущего с её новыми друзьями из прошлого, или точнее – из настоящего! В общем, вместе всё это — «Сто лет тому вперёд» (6+) – супер-кино-приключение по мотивам «первоисточника», появившегося ровно 40 лет назад!

…Внимание! Всем вам, друзья, зрители-читатели, вновь добро пожаловать на борт нашей киномашины времени «Телемании»! Сегодня мы вновь уходим в прошлое, транзитом через настоящее, в прекрасное далёко. Наша цель – изучение истории одного из самых успешных кинопроектов СССР – легендарной, культовой картины режиссёра Павла Арсенова, снятой по книге Кира Булычёва «Сто лет тому вперёд» (1978) – «Гостья из будущего». Запуск бортового генератора искривления временного континуума. Параметры в норме. Запуск хронодвигателя. Исходная точка старта: 21 век, финал апреля 2024-го. Хронодвигатель на максимум! Транзитная Точка-финиш: 20 век. Весна, 1983 год. Начало съёмок.

Институт Времени

Определённые проблемы режиссёру Павлу Арсенову создавал внешний облик института Времени. Финансов построить большую полномасштабную декорацию просто не было. Пришлось прибегнуть к помощи комбинированных съёмок. Вначале был построен макет института – вертикальное строение необычной формы. Снимать было решено на большой поляне, утопающей в зелени (на территории московского Ботанического сада). Макет был подвешен в воздухе и масштабно совмещён с поляной. Актёры – Алёша Фомкин и Евгений Герасимов действовали на свободной от макета, правой стороне кадра. Результат – отличная комбинированная сцена.

Для справки: весь институт Времени имел высоту менее 50 сантиметров! (см. фото)

Флип – «Жигуль» будущего (хроно-сектор: февраль 1983 – май 1984)

О светлом будущем художниками-любителями и профессионалами разных стран и времён, нарисовано, написано немало фантастических картин и, что интересно, едва ли не на каждой, в небесах непременно изображены пассажирские необычные летательные аппараты всех мастей: гравиелёты, автолёты, летающие кресла, винтолёты, флаеры, флипы. Понятное дело, тоже происходило и в кино, а потому «прекрасное далёко», создаваемое Павлом Арсеновым и его коллегами, просто не могло обойтись без последних. Одноместные изящные флипы – индивидуальный воздушный транспорт будущего, были разработаны художником-постановщиком киногруппы, а затем заказаны на одном из закрытых авиазаводов – в Литве. К весне 1984 года было изготовлено пять штук полноразмерных, тяжёлых, антигравитационных машин – они не имели аналогов мире и строились вручную. Каждая такая летающая «тачка» стоила ни много ни мало – порядка 5000 рублей (почти стоимость популярного тогда автомобиля «Жигули»)!

Все пять антигравитационных пассажирских машин к началу лета 1984 года перегнали в Москву.

В первый съёмочный день полётов новенькие флипы доставили к месту их парковки обычными бортовыми грузовиками 20 века и разгрузили прозаически – просто столкнули на землю. Две машины были сразу поломаны: от удара треснули и разлетелись обзорные, выгнутые особым способом стёкла. О быстрой починке не могло быть и речи, так что в первый же съёмочный день у Арсенова осталось лишь три флипа. Огорчённому режиссёру пришлось начать работу с ограниченным флипо-парком.

Флипо-авто – антигравитация

При помощи какой антигравитации киношники заставили летать эти чудесные, но пока не слишком охочие до полётов, машинки? А вот как – полноразмерные тяжёлые флипы с Колей и пиратами устанавливали в кузове грузовиков на специальные агрегаты в виде торчащих по бокам машин брусков. В сценах погони несколько раз два флипа неслись параллельными, сближающимися курсами, для чего грузовикам-носителям приходилось мчаться со скоростью до 50–55 км/час., сближаться друг с другом с ювелирной точностью и максимально плавно, чтобы толчки не выдали приземлённость воздушного полёта.

В остальных сценах фильма, флипы с пассажирами на борту летали при помощи кранов. На общих и средних планах использовалось полтора десятка моделей размерами от 10 до 80 сантиметров. Флипы подвешивали на тончайшие проволочки (для каждого кадра их подкрашивали под цвет неба, чтобы подвеска полностью сливалась с фоном, и её не было видно), цепляли к 20-метровой стреле крана и вели по воздуху в нужном направлении. Ныне такую подвеску даже не маскируют – просто стирают при помощи компьютера, или же просто рисуют нужный объект в 3D.

Интересно, что один из консультантов «Гостьи», присутствовавший на съёмке этих сцен, сравнил работу водителей с действиями пилотов самолёта-заправщика, сближающегося в воздухе с клиентом.

Пираты и гаишники

И всё же наши дороги подводили киношников – выбоин в асфальте хватало, от чего в кадре, соответственно, хватало и «воздушных ям». Приходилось делать массу дополнительных дублей. Однажды флип с пиратами попал в такую здоровенную яму, что ободрал ехавшие по встречной полосе «Жигули». Пришлось платить немаленький штраф – 200 рублей. Слегка обалдевшему от вида флипа и одеяний Крыса и Весельчака У. экипажу подъехавших гаишников кто-то из съёмочной группы едко саркастическо-иронически посоветовал указать в протоколе причину аварии – столкновение автомобиля «Жигули» с воздушным индивидуальным транспортом – флипом. Причина столкновения – водитель флипа не справился с управлением. Гражданин планеты Крокрыс – Крыс является лицом, находящимся в интергалактическом розыске. Далее последовала неловкая пауза, гаишники переглянулись, а затем последовал всеобщий взрыв смеха.

Мыслеуловитель, флюорит и Чайковский (хроно-сектор: декабрь 1982 – апрель 1983)

Ещё до съёмок фильма Арсенов крепко задумался – как должен выглядеть главный «виновник» всех приключений Алисы Селезнёвой, Коли Герасимова, космических пиратов и всех остальных героев – уникальный прибор для чтения мыслей – миелофон? В первоисточнике фильма – книге Кира Булычёва «Сто лет тому вперёд» о внешнем его виде почти ничего конкретного не говорилось. Киношники стали ломать головы над его видом. Предлагались разные варианты, пока кто-то не напомнил, что в книге говорится о том, что прибор работал на основе декодера – кристалла гиперселенита с астероида Власта. Решено – миелофон должен быть кристаллическим!

Одно время поговаривали, что «устройство для чтения мыслей» было ничем иным, как уральским сувениром в виде друзы необработанного кварца в футляре, купленном в одном из московских магазинов. Это оказалось чистым вымыслом. В реальности миелофон был создан вручную, одним из дизайнеров съёмочной группы – женщина работала на оптико-механическом заводе и однажды принесла образец «сырья». Арсенов был в восторге от призмочек сверкающих всеми цветами радуги. Эти маленькие призмы из обработанного флюорита и кварца применялись в кинофотопромышленности (использовалась для изготовления особо высококачественных объективов камер и фотоаппаратов). Из таких вот призмочек и были склеены вручную (!) красивые кристаллы миелофона. Как известно, во время открытия футляра и работы, миелофон издавал тонкий и мелодичный, «кристаллический» звук. Это известно не каждому – этот звук фрагмент Первого концерта П. И. Чайковского, проигранный на большой скорости.

«Тител юлоп оп…»

Всякий уважающий себя фильм о путешествиях в грядущее, в подавляющем большинстве имеет сцены, связанные с покорением космоса и даже с инопланетным присутствием. «Гостья из будущего» не стала исключением. Помимо самих пришельцев, в фильме даже звучит необычная «булькающая» инопланетная речь. На космодроме папа Алисы радостно приветствовал на родном языке жителей системы созвездие Стрельца пирата Крыса, замаскированного в «стрельцианца». «Тител юлоп оп ьлып тыпок атопот то…» – трижды произнёс профессор Селезнёв. Перевести с инопланетного на русский, попытайтесь сами, уважаемые друзья.

КосмоЗоо (осень 1983 – транзит – весна 1984)

В книге, как и фильме, особое место было уделено московскому космическому зоопарку – КосмоЗоо, где Коля впервые стакивается с Алисой, и пираты пытаются умыкнуть миелофон. Съёмки проходили в мае 1984, на запасной локации – территории московского Ботанического сада, а вход в КосмоЗоо – неподалёку от метро ВДНХ. Почему запасной локации? Изначально Арсенов планировал снимать КосмоЗоо в Гаграх – природа там «экзотическо – космическая». Даже декорацию космического зоопарка там уже построили. Но в Гаграх в октябре-ноябре 1983 года начались затяжные дожди, вдобавок, ураганным ветром декорацию сдуло. Пришлось отступить на «аварийную» локацию, причём только на следующий год.

…Пронзительный звук зуммера предупреждения. Внимание! Нашему бортовому генератору искривления кинопространственно-временного котинуума требуется подзарядка. В связи с этим идём в режиме «реверса» назад, в будущее! 21 век, апрель 2024. Хронодвигатель – стоп! Режим ожидания до следующего вторника…

Сергей БАЛАХНИН,
иллюстрации автора

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
:wacko: 
:yahoo: 
B-) 
:heart: 
:rose: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-)