В прошлом году я стал пенсионером, отчасти не по своей воле. Так сложились обстоятельства. Поэтому хочу рассказать вам историю о том, как я, коренной волжанин, нашёл своё призвание и свою судьбу за много тысяч километров от родной Казани – в таком же родном для меня теперь Забайкалье. Фактически, это история моей жизни. И не только моей, но и моей жены, наших детей и внуков.
Коренные волжане
Я родился и вырос в Казани. В начале пятидесятых годов, когда я только начал ходить в детский сад, численность населения Казани не превышала полумиллиона человек. Да и качество жилья было не таким, как сейчас. Мы жили в коммуналке рядом с железнодорожным вокзалом, где кроме нас проживали ещё пять семей.
Папа мой, Николай Степанович, в 1914 году родился и вырос на родине Деда Мороза – в г. Великий Устюг, там же окончил строительный техникум. После этого он был направлен в Забайкалье, в Вершино-Дарасунский, где ему предстояло строить только что основанный посёлок золотодобытчиков. Но проработал там он около года, и ему пришла новая разнарядка – прибыть в Казахстан на строительство Балхашского полиметаллического комбината, объявленного комсомольской стройкой. Скоро началось Великая Отечественная война, и папа был мобилизован на Дальневосточный флот – радистом на сторожевой корабль.
Вернувшись с фронта, в конце 1945 года он приехал в Казань, где после окончания вуза трудилась всю войну его старшая сестра Нина Степановна. Тут он и познакомился с моей мамой, Валентиной Васильевной, проработавшей всю войну на том же заводе, что и Нина Степановна. Они создали семью и вскоре появилась моя старшая сестра Оля, а в 1950 году – ваш покорный слуга, Валерий.
Мы ещё долго (практически до конца 1958 года) жили в той же коммуналке. Только потом получили отдельную хрущёвку. Ходили на волжские пляжи купаться (плавать я научился в четырёхлетнем возрасте) и ездили на рыбалку с маминым братом, дядей Жорой, тоже прослужившим всю войну на фронте и закончившим войну в Таллине. Он жил в посёлке в 15 км от Казани, работал диспетчером на железной дороге и имел лодку. Так что я с малых лет был приобщён к купанию и рыбалке, знал все тонкости этого дела. Ловил и судаков, и килограммовых лещей, и другую рыбу.
А моя будущая жена Лидия Михайловна родилась и выросла в райцентре Чистополь, в 120 километрах от Казани, на реке Каме. Её отец тоже, конечно, воевал и дошёл до Берлина. Был, к несчастью, дважды ранен и скончался, когда Лиде было ещё только 6 лет, она его почти не помнит. Мама её всю жизнь работала бухгалтером (как раньше говорили – счетоводом) на Чистопольском часовом заводе. Дедушка её был крепким крестьянином, потомственным казаком и во время коллективизации отказался вступать в колхоз, за что был отправлен в ссылку. Но, слава богу, не был расстрелян, через некоторое время был отпущен и увёз свою семью в Ташкент – «город хлебный». Только после войны Лидина мама вернулась в Чистополь, там и познакомилась с Лидиным папой – участником войны, который в то время работал на заводе гаражного оборудования. Так появилась Лида.
А как мы, коренные волжане (Кама – это крупнейший приток Волги, впадающий в неё в 80 километрах ниже Казани), оказались в Забайкалье и живём здесь почти 44 года – это уже следующая история.
Учёба и работа
Судьба определила так, что после окончания школы я надумал поступать в Казанский инженерно-строительный институт, хотел выучиться на строителя. Но в том году подобных абитуриентов набралось очень много. Хотя я и неплохо учился в школе, в основном на 4 и 5, мне не хватило баллов для зачисления. И у меня оставалась одна дорога – поступать на вечерний факультет, устраиваться на работу, а дальше, когда исполнится восемнадцать, – армия. Я устроился в трест «Казаньхимстрой» учеником бетонщика. Мы строили тогда в Казани первый подземный переход. Поскольку большинство молодых людей, совмещавших работу с учёбой, учились в Казанском химико-технологическом институте на механическом факультете, я тоже решил поступать туда, благополучно сдал экзамены и был зачислен в число студентов.
Днём мы работали, а четыре раза в неделю после работы с 18 до 22 часов грызли гранит науки. Нам даже руководители треста после окончания рабочего дня выделяли специальный автобус, чтобы мы не опаздывали на занятия. Таким образом, я не только был аттестован по основной работе на бетонщика 2-го разряда, познал, как говорится, основы профессии, но и сдал первую сессию в институте с весьма благополучными результатами. В результате мой декан предложил мне перейти на очное отделение вместо выбывших после первой сессии студентов. Посовещавшись с родителями, я согласился. Вот тут и поджидал меня случай, определившей мою судьбу. В группе студентов-очников я встретил будущую свою жену Лидию Михайловну, и подружились мы с ней на долгие-долгие годы.
Студенческие годы пролетели незаметно. Кроме изучения необходимых дисциплин, каждый год в сентябре мы ездили помогать убирать картошку или хлеб в колхоз. Кроме этого, мы собирались на праздники, чтобы их отметить. А если эти праздники попадали на весенне-летний сезон, то выезжали почти всей группой на природу. Ночевали в палатках, пели песни у костра, ловили рыбу и варили уху, если останавливались на речке. В общем, отдыхали по-молодёжному.
Друг без друга не можем
Когда подошла пора распределения, мы с Лидой, чтобы ещё раз проверить свои чувства, на два года расстались. Она распределилась в г. Алексин Тульской области (три часа езды от Москвы), а я остался на кафедре и поступил в аспирантуру. Но эти два года то я к ней ездил в гости, то она ко мне. И в результате мы поняли, что друг без друга прожить не сможем. 28 февраля 1975 года (в последний день зимы) мы поженились и стали жить вместе.
Родительский кров был занят – кроме родителей там проживали в то время старшая сестра с мужем и ребёнком. Мы снимали квартиры на протяжении трёх лет. У нас родился сын, за ним (через два года) – второй. И вот переехать в Забайкалье представился нам счастливый случай.
После защиты диссертации в 1978 году я устроился на работу в КазхимНИИ и через месяц поехал на конференцию в г. Горький (теперь – Нижний Новгород). После моего выступления был объявлен перерыв, и я вышел покурить. Тут ко мне подошёл человек достаточно молодой (лет сорока) и обратился ко мне: «Я ректор недавно образованного вуза – Читинского политехнического. Не желаете переехать к нам в Читу? Нам нужны талантливые люди». Далее он объяснил мне условия приглашения: зарплата – 320 рублей, в перспективе – заведующий кафедрой гидромелиорации. «Жена кто, инженер-механик? Отлично, будет работать на кафедре черчения старшим преподавателем. Зарплата 180 рублей устроит? Дети есть? Двое? Устройство в детские сады обеспечу в три дня. И самое главное – квартира. Но тут придётся подождать – через три месяца сдаётся дом, я гарантирую вам трёхкомнатную квартиру в нём. А три месяца поживёте в общежитии. Я вам напишу гарантийное письмо», – он вынул из папки фирменный лист бумаги, всё, что обещал, отразил в нём, поставил свою подпись и… как председатель колхоза, вынул из кармана печать и удостоверил свою подпись. «Подумайте», – сказал он.
Это был первый ректор Читинского политехнического Юрий Вениаминович Кулагин. В том числе и таким путём он подбирал кадры преподавателей. Вернувшись домой, я обсудил с женой его предложение, и мы решили перебраться в Забайкалье.
Едем в Читу!
Следует сказать, всё, что он обещал в гарантийном письме, он выполнил. А квартиру мы получили даже раньше – через два месяца, правда, двухкомнатную, но через год переселились в трёхкомнатную рядом с институтом, где и живём по сей день. Вот так в 1979 году мы стали забайкальцами и большую часть жизни прожили здесь. И даже Лидину маму, когда ей исполнилось 80, перевезли в Забайкалье.
Таким образом, с сентября 1979 года вся моя работа связана с кафедрой гидромелиорации (впоследствии – водного хозяйства и инженерной экологии).
В начале, кроме меня, на кафедре было всего три сотрудника. Поэтому мы были оформлены приказом ректора в виде секции при кафедре деталей машин. Но уже с сентября 1981 года она была выделена в отдельную кафедру. Заведующим кафедрой был избран ваш покорный слуга. Кафедра занимала два помещения в корпусе «М» (на ул. Калинина). В одном была преподавательская, а в другом – примитивная (по нынешним дням) лаборатория. Но уже на следующий год ректором нам были выделены помещения в корпусе «Э» – «на горе», как мы называли данный микрорайон. Рядом находилось общежитие, строился главный корпус университета и роскошный по тем временам жилой дом для преподавателей. В конце восьмидесятых у нас родился третий сын.
Создание мощной, полноценной кафедры я, по истечении более чем четырёх десятков лет, разбил бы на четыре этапа. На всех этапах всем сотрудникам, от профессора до лаборанта, приходилось участвовать в решении этих задач. Мы жили единой семьёй и решали единые задачи на каждом этапе. Какие же этапы я бы выделил?
Первый этап (1980–1986 годы): постановка учебного процесса, минимально удовлетворяющего учебному плану и формирование стабильного коллектива преподавателей. Эта задача осложнялась тем, что многих профильных дисциплин природоведческого и экологического направлений ранее в институте не велось, и кафедра вынуждена была осваивать их заново. На этом этапе на кафедре сложилось несколько блоков дисциплин: биолого-почвенно-географический, водоресурсный, экологический и технический. Это позволило позднее довольно просто перейти к многоуровневой подготовке специалистов по трём специальностям – «Мелиорация, рекультивация и охрана земель», «Комплексное использование и охрана водных ресурсов» и «Инженерная защита окружающей среды». В это же время было начато создание методической базы учебного процесса и решение кадровой проблемы кафедры на перспективу. Большинство отправленных в ведущие вузы аспирантов защитили кандидатские диссертации, вернулись и до последнего времени работали и работают на кафедре в должностях доцентов. А позднее появились и собственные доктора наук.
Второй этап (1987–1993 годы) основной задачей имел развитие собственных научных исследований и активное их внедрение в учебный процесс. В эти годы объёмы научных исследований непрерывно возрастали и к началу девяностых годов превысили 100 тысяч рублей в год, что по тем временам для региональной кафедры было весьма немало (около 10% объёма всего вуза). Результаты НИР стали использоваться преподавателями в учебном процессе – при чтении лекций, на практических занятиях, в курсовом и дипломном проектировании. Развитие научных исследований позволило завершить этап созданием на базе кафедры Восточного филиала Российского НИИ комплексного использования и охраны водных ресурсов (ВостокНИИВХ) и открытием на кафедре собственной аспирантуры.
Третий этап (1994–1998 годы). На этом этапе были отработаны учебные планы, внедрены новые авторские курсы, по некоторым дисциплинам изменена методика преподавания, выполнения курсовых проектов и работ. В результате кафедра к 1998 году полностью «замкнула» цикл подготовки специалистов по системе «лицейский класс – начальная вузовская подготовка – бакалавриат – инженерная подготовка – магистратура – аспирантура – докторантура», которая успешно работает на всех уровнях этой системы.
Четвёртый этап (с 1999 года по настоящее время). Наиболее слабым звеном кафедры являлась материально-техническая база. На этом этапе кафедра при поддержке ректора университета Юрия Николаевича Резника и директора тогдашнего филиала института «Росгипроводхоз» Владимира Ивановича Капралова получила шикарный подарок – здание филиала института на улице Калинина (теперь – Амурской). В этом здании расположилась кафедра после переезда из корпуса «Э». Были созданы аттестованные гидрохимическая лаборатория, гидробиологическая лаборатория, а впоследствии от кафедры была отделена другая кафедра, готовящая специалистов МЧС. К строительному факультету присоединена кафедра БЖД. И в этом же корпусе стал располагаться лицей ЗабГУ.
Для благоустройства его потребовались годы внеурочной работы сотрудников. При этом часть работ финансировалась из средств университета, а часть – из средств хоздоговорных работ сотрудников, т.е. из средств их дополнительной зарплаты. Никто из сотрудников не роптал, все знали, что эти изменения делаются для блага учебного процесса и научных исследований. В результате корпус стал одним из самых обустроенных в университете, в нём стало приятно работать. В 2006 году кафедра открыла подготовку специалистов-гидрометеорологов по просьбе Забайкальского УГМС. А с 2002 по 2010 годы в университете на базе кафедры водного хозяйства и инженерной экологии, а также ряда других кафедр горного факультета и факультета строительства и экологии действовал Совет по приёму и рассмотрению докторских диссертаций по направлению «Геоэкология».
Я благодарен каждому сотруднику кафедры (преподавателям, учебным мастерам, лаборантам), а их (вместе с совместителями) за сорок лет существования кафедры было больше пятидесяти, за самоотверженную работу – учебную, научную, методическую, руководство практикой, создание лабораторий, за всё хорошее. За то, что мы вместе учили студентов и сами учились. Их выпущено к настоящему времени около двух тысяч (бакалавров, магистров, специалистов, кандидатов и докторов наук). А сколько было научных экспедиций, учебных и производственных практик, сколько памятных встреч в самом университете… Некоторые из коллег по кафедре уже ушли в мир иной, например, Анатолий Васильевич Соколов – замечательный проектировщик гидросооружений, преподаватель и мой большой друг, кандидат технических наук, Анастасия Мокеевна Русских – географ, ландшафтовед, ботаник, кандидат географических наук, Николай Михайлович Шарапов – один из первых выпускников нашей специальности, который достиг впоследствии учёного звания доктора технических наук, профессора, и некоторые другие. Мы все вместе жили и работали (от профессора до лаборанта) как единый коллектив, не гнушаясь никакими обязанностями.
Я здесь нашёл своё любимое дело, а значит – свою судьбу. Дети выросли здесь, летом ездили с нами на практику. Моя жена – зачастую вместе с нами. Из трёх детей двое обучались и стали специалистами в нашем же университете, один – в Иркутском политехническом, и успешно работают. Я и моя супруга (а тем более дети) по праву можем считать себя забайкальцами.
Ломать – не строить
И только в последние два с небольшим года нас постигло небывалое горе. После того, как наш корпус с помощью Юрия Николаевича Резника и коллектива кафедр стал одним из лучших (расположен он, кстати, весьма выгодно), его решено было изъять с баланса университета и передать на баланс Росреестра. Коллектив (в составе которого пять докторов наук, профессоров, около тридцати кандидатов наук) трижды просил бывшего ректора Сергея Анатольевича Иванова встретиться и обсудить возникшие проблемы, но он нас не услышал. Новый ректор Оксана Олеговна Мартыненко уделила этой встрече не более двадцати минут, ссылаясь на занятость, и уже после того, как дала добро в министерство на передачу здания. И вот кафедра после двадцатипятилетней работы вновь переехала в главный корпус и корпус механического факультета. Моё «забайкальское» сердце не выдержало этого, и я… ушёл на пенсию, которую, мне кажется, давно заслужил. У нас с женой три сына, три внучки и два внука – постараемся жить для них.
Валерий Заслоновский,
доктор технических наук, профессор, заслуженный мелиоратор России, заслуженный работник водного хозяйства России