Дисциплина водителей – гарантия безопасности
Железнодорожный переезд – это пересечение автодороги и железнодорожных путей, которое требует от водителей повышенного внимания и строгого соблюдения правил дорожного движения.
Главный инженер Забайкальской дирекции инфраструктуры Андрей Кучер рассказывает: «Одной из многолетних проблем на Забайкальской железной дороге является низкая дорожно-транспортная дисциплина водителей, которые грубо нарушают правила дорожного движения при проезде через железнодорожные переезды. Чаще всего нарушают правила и попадают в ДТП водители легковых автомобилей возрастом от 23 до 35 лет, с небольшим стажем вождения».
С каждым годом на дорогах становится всё больше дисциплинированных водителей, но одновременно увеличивается и количество тех, кто игнорирует правила и подвергает опасности себя и окружающих, поэтому необходимо усиливать меры безопасности на железнодорожных переездах и постоянно вести профилактическую работу. Чем больше водителей поймут, что сэкономленное время не сравнится с возможными последствиями от ДТП, тем больше трагедий удастся предотвратить.
Только за период 2016–2021 годов на переездах ЗабЖД произошло 59 дорожно-транспортных происшествий, в результате которых пострадали 25 человек, из них 13 погибли.
Особую тревогу вызывают 21 случай столкновения автотранспорта с пассажирскими и пригородными поездами, когда под угрозу были поставлены жизнь и здоровье не только пассажиров, но и локомотивных бригад. Кроме этого, необходимо обратить внимание на случай схода подвижного состава при столкновении с транспортным средством.
27 октября 2017 года на железнодорожном переезде перегона Гыршелун – Хушенга произошло столкновение автомобиля с пассажирским поездом №99 «Владивосток – Москва». В легковом автомобиле на момент происшествия находились водитель и пассажир, которые от полученных травм скончались на месте. А на железнодорожном переезде пострадала железнодорожная инфраструктура, были 9 грузовых и 2 пассажирских поезда.
Большинство ДТП на железнодорожных переездах заканчиваются для пострадавших на больничной койке. Кроме того, это огромный риск для пассажиров поездов и серьёзные издержки для железнодорожного транспорта, поскольку происходит сбой в графике движения поездов.
«ЗабЖД, ГИБДД Забайкальского края и Амурской области год от года увеличивают охват водителей в рамках проведения разъяснительно-профилактической работы. Особое внимание уделяется автотранспортным предприятиям, но применяется и принцип сплошного вовлечения, когда разъяснительная работа проводится непосредственно с участниками дорожного движения на железнодорожных переездах. Но несмотря на такие совместные усилия, транспортная дисциплина пока оставляет желать лучшего. Каждый год на ЗабЖД фиксируются случаи столкновения автотранспорта с железнодорожным подвижным составом».
Так, с начала 2021 года по вине водителей произошло 7 дорожно-транспортных происшествий, пострадали 5 человек. Основным видом нарушений ПДД при проезде через железнодорожные переезды является выезд на запрещающий сигнал переездной сигнализации. Только за 2021 год работниками, обслуживающими железнодорожные переезды, выявлено и зафиксировано 155 нарушений со стороны водителей автотранспортных средств. Но при этом необходимо учесть, что количество переездов, обслуживаемых дежурным работником, составляет всего лишь 12% от общего их числа. Сегодня на Забайкальской железной дороге эксплуатируется 282 железнодорожных переездов (145 в Забайкальском крае, 137 в Амурской области), из них 34 обслуживаются дежурным работником.
С целью снижения рисков возникновения ДТП на переездах железнодорожники ежегодно организуют информационные кампании, проводят капитальный и текущий ремонты железнодорожных переездов, оснащая их дополнительными устройствами безопасности. Так, например, в 2021 году на магистрали выполнен капитальный ремонт пяти переездов, кроме того, 6 переездов оборудуют 3D-разметкой, ещё 6 – комплексами фото- и видеофиксации.
В числе прочего ЗабЖД проводит работу по закрытию малодеятельных железнодорожных переездов. При малом потоке автотранспорта водители часто теряют бдительность, пересекают железнодорожные пути на запрещающие сигналы. Закрытие переездов – часть комплексной программы по повышению безопасности на железнодорожной инфраструктуре. В 2020 году на полигоне дороги был закрыт один железнодорожный переезд, в 2021 году планируется закрыть ещё один.
Снижение аварийности на железнодорожных переездах – проблема не только Забайкальской магистрали, но и местных властей и государственных ведомств. Вопрос можно решить только принятием совместных решений.
Игорь Тимошенко