Особое оружие Великой войны
У меня в руках относительно компактное, но непривычно массивное устройство (см. фото) – грозное оружие эпохи Великой Отечественной войны. Особое. То самое оружие правды, времени и надёжный фиксатор памяти. Именно оно видело Войну и Победу и первый крупнейший разгром полчищ врага под Москвой. Видело глазами отважных, забывающих о смерти ради кадра страшной и великой правды людей – 18 фронтовых кино-операторов, сжимавших в своих руках не винтовку или автомат, но репортажную кинокамеру СК или её «двойник» – аппарат «Аймо». В преддверии всероссийской премьеры отечественной картины – о них…
Война. Вооружение оператора
…22 июня 1941 года, в 03:15 немецко-фашистские войска пересекли границу и напали на СССР. Радио и газеты страны немедленно разнесли эту страшную новость. Но слов было мало. Врага и то, что он творил, надо было видеть и знать в лицо, в образину кровавого и жестокого хищника. И ещё более важное – видеть, как ему дают отпор. Уже на следующий день на фронт выехала первая группа военных кинодокументалистов…
Каким же было профессиональное оружие советских операторов-фронтовиков? Поначалу с ним была проблема. Тяжёлая. В СССР не было своих лёгких репортажных кинокамер… Совсем! До войны закупали в единичных экземплярах у американцев самую лёгкую на тот период ручную «Аймо» (Eyemo от фирмы Bell & Howell) с пружинным заводом. Личным распоряжением Иосифа Виссарионовича Сталина была срочно выписана дополнительная партия этих дорогостоящих съёмочных аппаратов. Была ещё советская камера КС (КС-4 и КС-5) – почти точная копия американской, но хотя они и выпускались с 1938 года, но в производстве оставались штучными и не менее дорогими.
Алюминиевая «боевая» «Аймо» имела в полной комплектации на специальной турели три объектива с различным фокусным расстоянием. (Никаких привычных качественных «зумов» в современном понимании этого обозначения, которые имеются сегодня в любой видеокамере, цифровом фотоаппарате и мобильном телефоне, позволяющих не сходя с места приближать или удалять изображение, тогда не существовало). Из-за тяжёлого пружинного механизма «Аймо» в снаряжении с одним объективом весила порядка 5 килограммов. Никаких плечевых штативов-упоров не имела. Внизу торчала ручка, и всё. Катушка вмещала 30 метров плёнки, её хватало всего на одну (!) минуту съёмки. Поскольку работала камера от пружины всего 30 секунд, то её приходилось периодически заводить вновь и очень часто – под пулями, снарядами, осколками…
Проект
С каждым месяцем войны сюжеты, снятые на передовой для «Союзкиножурнала», становились всё содержательнее и разнообразнее. Фронтовые операторы и режиссёры учились своей опасной работе. А немцы ожесточённо рвались к Москве.
25 ноября 1941 председатель Комитета по делам кинематографии СССР И.Г. Большаков был вызван в Кремль. «Мы собираемся нанести немцам удар огромной силы. Думаю, что они его не выдержат и покатятся назад… – сообщил ему Верховный главнокомандующий И.В. Сталин. – Надо всё это обязательно заснять на плёнку и сделать хороший фильм… О подготовке и ходе съёмок будете докладывать лично мне… Будущая картина может иметь большое значение… И будет она называться просто – «Разгром немецких войск под Москвой»».
Режиссёры. Операторы. Съёмки
Для ответственного задания вскоре были определены два опытных режиссёра-документалиста Леонид Варламов и Илья Копалин, за плечами которых было свыше полусотни кинолент. Была собрана команда из 18 не менее опытных и «обстрелянных» кинооператоров Центральной студии документальных фильмов и киногруппы Западного фронта. Перед каждым была поставлена конкретная боевая задача – снимать те или иные события и локации. Работать приходилось не только в тяжёлых фронтовых, но и погодных условиях: мороз до -30°, снег. Оптика запотевала и покрывалась льдом, механизмы камер забивались снегом, плёнка могла переохладиться и стать ломкой. Руки операторов коченели, камеры, несмотря на самодельные чехлы, приходилось нередко согревать своим телом. А некоторым кинофронтовикам было не суждено вернуться на базу (киностудию).
Фильм – победа
Но материал шёл с передовой ежедневно и несмотря ни что: из проявочной лаборатории он сразу же переходил к монтажницам, работавшим круглосуточно, – монтаж фильма не прерывался даже во время воздушных налётов гитлеровцев на Москву. Кинематографисты торопились – страна ждёт первого фильма о первой большой победе Красной Армии и о крушении мифа о непобедимости немецко-фашистской армии.
В последних числах декабря 1941 года картина была смонтирована и озвучена. Сталин, вносивший некоторые поправки в киноленту, вместе с комиссией Государственного комитета обороны отсмотрели окончательную версию фильма «Разгром немецких войск под Москвой» и дали добро на её тиражирование.
К началу февраля было опечатано рекордное для того времени количество копий – 800! 18 февраля 1942 года полнометражная (55 мин.) хроникально-документальная картина режиссёров Л. Варламова и И. Копалина вышла на экраны страны. Лента прошла с огромным успехом во всех городах и сёлах СССР, собирая полные залы, и выполнила свою кинобоевую задачу – показала людям, что впереди будет только победа.
Первый «Оскар»
В июле 1942 года подлинно героический «Разгром» был закуплен во все страны антигитлеровской коалиции (фоторепортёры запечатлели невероятные очереди к кассам кинотеатров), где стал сенсацией. В США фильм был впервые показан 15 августа в Нью-Йорке, в кинотеатре «Глоб», а 1 октября лента, полностью адаптированная для американского зрителя (дикторский текст, частичный дополнительный монтаж, музыкальное сопровождение), вышла на экраны Америки и прошла с большим успехом под названием Moscow Strikes Back – «Москва наносит ответный удар».
В марте 1943 года на 15-й церемонии вручения наград премии Американской академии случилась подлинная сенсация – лента советских авторов получила первую в истории кинематографии СССР статуэтку «Оскара» в номинации «Лучший документальный фильм». Режиссёры при вручении награды не присутствовали: им было не до конкурсов – они уже работали над другими картинами, в том числе занимаясь и фронтовой хроникой.
Факт об «Оскаре». Во время Второй мировой войны в целях экономии металла золотые статуэтки кинопремии делали из гипса, покрывая их золотой краской.
Ныне первый советский «Оскар» (см. фото) находится в московском Музее кино. Американская киноакадемия обещала, что после войны гипсовую статуэтку заменят на золотую. Обещания так и не было выполнено – началась «холодная война»…
…На родине фильм также получил высокую награду – Сталинскую премию I степени, но главным достижением «Разгрома» были не призы и награды, а то, что фильм сыграл неоценимую роль в переломе общественных настроений в пользу СССР. Лента Варламова и Копалина выполнила огромную пропагандистскую работу, основываясь только на фактах и мастерстве советских фронтовых кинематографистов, с эффектом этой работы даже близко не могли сравниться усилия самых изощрённых дипломатов и влиятельнейших политиков. Именно в дни триумфа «Разгрома немецких войск под Москвой» Верховный главнокомандующий СССР сказал: «Один хороший фильм стоит нескольких дивизий…»
«Первый Оскар». 2022 год
Героическая и полная опасностей история появления легендарной картины в 2016 году заинтересовала российского режиссёра Сергея Мокрицкого («Битва за Севастополь», 2015, «Черновик», 2018). Спустя два года появился сценарий фильма. Съёмки «Первого Оскара» начались 31 января 2021 года и продлились до апреля.
Сюжет вкратце таков: 1941-й. Двадцатилетние студенты-операторы Лев Альперин (актёр Антон Момот – «Союз спасения», 2019) и Иван Майский (Тихон Жизневский – «Майор Гром: чумной доктор», 2021) соперничают за звание лучшего оператора курса и за любовь красавицы Юны (Дарья Жовнер – «Доктор Лиза», 2020) с актёрского факультета. Все трое отказываются от эвакуации и отправляются на фронт: Юне предстоит выступать в концертной бригаде, а Иван и Лев становятся военными кинооператорами. Их соперничество продолжается и здесь, но испытания и ужасы войны, мужество и подвиги советских солдат, свидетелями которых они становятся, меняют их взгляды на творчество и жизнь. Только благодаря этому им удаётся снять кадры, которые войдут в историю…
Фильм основывается на реальных исторических фактах и событиях, но его авторы пошли на определённые творческие допущения, сделав центральных персонажей «Первого Оскара» полностью вымышленными (как и всю эту любовную историю) на фоне ряда персонажей исторических, реальных…
Всероссийская премьера фильма «Первый Оскар» состоится 21 апреля во всех кинотеатрах страны и, конечно, Забайкальской государственной кинокомпании.
P.S. На официальном постере фильма «Первый Оскар» крупным планом фигурирует одна из «главных героинь» – штативная, довольно громоздкая кинокамера французского производства Дебри Парво (Debrie Parvo). По мнению авторов фильма, именно с такой камерой работали советские фронтовые операторы. Это, как вы помните из начала материала, не совсем соответствует действительности. В реальности в подавляющем большинстве Великую Отечественную снимали наши неприхотливые, компактные ручные КС и американские «Аймо». Ну что поделаешь, пусть это будет на совести авторов, фильм-то, видимо, всё-таки художественный!
А 29 апреля «Телемания» завершит «Путешествие в два космоса». До встречи!