Возрождение духовности, обращение к памяти, к своей истории – это не мода, не дань времени. Отрадно, что в наше время мы всё больше внимания уделяем своему историческому и духовному прошлому. Долгожданное возрождение всем известной церкви в с. Курлыч заставляет побольше узнать об истории единственного сохранившегося храма Чернышевского района.
Церковь Спасская в с. Курлыч – одна из древних церквей Забайкалья. Когда-то приход Спасской Курлыченской церкви относился к Нерчинскому уезду Нерчинского округа Читинского духовного правления, которое находилось в ведении Иркутской духовной консистории Русской православной церкви.
Село Курлыч называлось ранее Курлыченским (XVIII–XIX вв.), а в конце XIX в., находясь в ведении Управления 3-го Военного отдела Забайкальского казачьего войска, стало называться станицей (по материалам ГАЗК).
Церковь Спасская в с. Курлыч имеет древнюю историю. В архивных документах содержится несколько дат, указывающих на время постройки храма в с. Курлыченском.
История церкви включает в себя три этапа своего существования: первый – с 1709 по 1830 гг.; второй – с 1830 по 1903 гг.; третий – с 1904 по 2012 гг.
На первом и втором этапах церковь Спасская существовала как деревянный двухпридельный храм. Первый придел во имя Нерукотворного образа Господа Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа, второй – во имя святых мучеников Флора и Лавра. На третьем этапе церковь Спасская существует как каменный трёхпридельный храм: к первым двум приделам добавляется третий – во имя святой великомученицы Параскевы, наречённой Пятницею.
Данный придел добавляется в память о том, что когда-то в с. Курлыч было две церкви.
В метрических книгах церквей Иркутской епархии о родившихся, бракосочетавшихся и умерших за 1774 г. содержится: «Книга троечастная Иркутской епархии Нерчинского уезда Курлыченского села Спасской церкви священника Николая Мичурина о рождающихся, сочетающихся и умирающих (1774 г.)» и «Книга записная Иркутской епархии Нерчинского уезда Курлыченского села Спасской церкви священника Николая Мичурина о венчании бракосочетающихся (1774)», что свидетельствует о том, что Спасская церковь в с. Курлыческом в указанном в 1774 году уже действовала.
Из архивного дела №399 мы знаем, что «в сем селе вторая церковь каменной постройки была построена на слабом и опасном месте в 1787 году тщанием бывшего купца Нестора Епифанцева с прихожанами. Престолов в ней был один во имя святой мученицы Параскевы, нареченныя Пятницы, тёплая, в которой святые образа в иконостасе пришли от сырости в ветхость». Церковь была построена неудачно – близко к берегу реки. Началась её деформация. Пользоваться храмом стало опасно.
Также об этой церкви мы знаем из дела № 2934: «В 1787 году в селе Курлыческом была ещё Церковь. Каменная, без колокольни, во имя святой мученицы Параскевы, которая потом покачнулась, своды в ней треснули, почему и была упразднена в 1852 г., а в 1872 г. разобрана. На местах престолов в сих Церквях существуют каменные памятники». Остатки храма до сих пор видны на берегу реки Курлыч на выезде из села в сторону Кулана и Усть-Наринзора.
В архивном деле №2894 на листах 69–81 помещён «Доклад по делу о постройке нового каменного храма в станице Курлыченской» временно исполняющего обязанности столоначальника хозяйственного стола Забайкальской духовной консистории М. Смирнова от 12 ноября 1900 г., где на странице 72 содержится пояснение о том, что сохранилась надпись на хранящемся каменном памятнике о старой церкви: «Храм во имя Спасителя сооружен в 1709 году, а разрушен в 1831 году».
В 1828 году в селе была заложена, а в 1830 году закончена и освящена новая деревянная церковь, также названная Спасской. В Ведомости о церкви за 1833 г. в фонде 282 говорится о том, что вместо ветхой церкви была построена новая «в 1830 году тщанием священника Саввы Мичурина с приходскими людьми. Зданием деревянная, с таковою же колокольнею, довольна прочна Строением. Кроме холодного Спасского придела, окончена. Тёплый придел во имя святых мучеников Флора и Лавра освящен в 1831 г., утварью довольна».
Когда в 1851 году создавалось Забайкальское казачье войско, село Курлыч стало центром казачьей станицы. В состав Курлычинской станицы входили сёла Курлыч-Спасский (центральная станица), Адом, Абрамовка (Орхил – старое название), Кулан, Мыгжа, Чикичей, Алеур, Икшица (Яковлево), Укурей (Николаевск), Гаур (Ново-Покровское), Утан (Кожино), Поповский, Нижняя Икшица (Васильевка). Ближайшей соседней станицей была Куэнгинская. С 1872 по 1898 годы Курлычинская станица с казачьими посёлками входила в состав 3-го военного отдела ЗКВ, в 1898–1918 гг. – в состав 4-го (по информации «Энциклопедии Забайкалья», 2004). По имени храма станица названа Спасской.
9 апреля 1883 г. Иркутская духовная консистория разрешила прихожанам Курлыченской Спасской церкви строительство нового трёхпрестольного каменного храма. Начались сбор средств на строительство во всех посёлках станицы и заготовка строительных материалов.
В клировой ведомости Спасской церкви за 1903 г. указано, что деревянный храм «местами сгнил, и сама церковь ветха». Ещё в 1883 году возникла необходимость в постройке нового храма, поэтому прихожане Спасской церкви пришли к единому мнению – построить новый каменный храм, о чём спросили разрешения в Читинском духовном правлении. Прихожанам разрешили построить новую трёхпридельную церковь по прилагаемому плану с соблюдением правил, изложенных в уставе духовной консистории при постройке церквей, при этом отмечалось, что если прихожане Курлыченской церкви найдут идеальным соединить тёплую церковь с холодной посредством открытой арки, то они обязаны найти архитектора.
В 1885 г. из Иркутской духовной консистории поступил запрос о том, как идёт строительство церкви по утверждённому плану. Курлыченский священник Пётр Смирнов ответил, что строительство ещё не начато, так как денег собрано мало, и прихожане просят для удешевления строительства возводить не трёх-, а двухпрестольную церковь. Духовная консистория стояла на своём, а прихожане не согласились. В этом противоборстве рассматривались различные варианты строительства.
В Курлыч послан альбом планов и фасадов церквей, чтобы прихожане выбрали нужный им проект. Выбраны были план №14 и план Нерчинской Троицкой церкви протоиерея. Прихожане согласились на строительство трёхпрестольной церкви на 300 человек молящихся, но с сокращением некоторых размеров.
28 декабря 1886 года снова был собран приходский сход с участием членов причта и попечительства. Было постановлено: «Принимая во внимание предписание Иркутской Духовной Консистории, изложенное в указе, и предложение от благочинного, изложенное в подписях Его Высокоблагословение… изъявляем своё согласие и полное желание построить в приходе Курлыченском новую каменную церковь трёхпридельную, с двумя приделами тёплыми с южной стороны во имя Нерукотворного образа Спасителя и св. мученицы Параскевы, нарицаемыя Пятницы».
Прихожане и притч Курлыченской церкви твёрдо и настойчиво выразили «непоколебимое желание иметь в своём приходе новый каменный трёхпридельный храм с каменными сводами». На что Читинское духовное правление представило ответ владыки: «Бог благословит начинать постройку каменной церкви в с. Курлыченском, как выражено желание прихожан в последнем приговоре».
Желание прихожан о постройке каменного храма было выражено в 1886 году, однако к строительству храма приступили только в 1901–1902 гг. Причин задержки в строительстве было несколько. Это и недостаток материальных средств, и затруднение в выборе места для храма, и отсутствие архитектора, который бы мог выбрать место и составить план церкви.
Временно исполняющий обязанности столоначальника хозяйственного стола консистории Михаил Смирнов писал: «…казалось бы, что в деле постройки храма в селе Курлыченском положена добрая закваска, согласно с указом Иркутской Консистории за №2167 и с твёрдо выраженным желанием прихожан в 3-х приговорах, и с желанием притча церкви, в действительности не только не начаты работы во исполнение воли Архипастыря, но даже нет до сего времени ни плана, ни фасада, ни сметы на постройку храма, ни места для храма…»
Владыкин Николай Владимирович, первым взявшийся спроектировать курлыченскую церковь, окончил Институт гражданских инженеров в Петербурге и сразу же был назначен помощником архитекторов в строительное отделение Забайкальской губернии. Было это в 1883 году. Именно он и взялся за исполнение проекта, но, продержав у себя заказ более двух лет, так ничего и не сделал.
В 1891 году Спасской церковью занялся Иосиф Францевич Дзехцевич, приехавший в Читу в 1890 году, до этого времени он после окончания Петербуржской академии художеств успел поработать в Ярославской и Олонецкой губерниях. По дороге из Курлыча в Читу он умер. Это случилось 28 июня 1892 года. Смерть Дзехцевича затормозила строительство церкви.
В 1897 году священник Пётр Смирнов в рапорте в Иркутскую духовную консисторию просил назначить архитектора для составления проекта и сметы, а также проверки качества грунтов и стройматериалов. В октябре 1897 года в село приехал архитектор Готфрид Готфридович Шплет, который родился в 1866 году, окончил Кронштадтское реальное училище, а затем Институт гражданских инженеров в Петербурге. В октябре 1897 году Г.Г. Шплет назначен младшим инженером строительного отделения в Забайкальское правление, а в апреле 1901 года стал исполнять должность Забайкальского губернского архитектора. В Чите Шплет прослужил до 1908 года, когда вышел в отставку по состоянию здоровья. Он оставил в Забайкалье заметный след, разработав проекты Верхнеудинского городского училища, Читинского мужского духовного училища. Также он был производителем работ при возведении Читинского войскового собора, составлял смету и проект реконструкции Губернаторского (Атамановского) дома.
В апреле 1899 года была создана комиссия по постройке церкви. Её возглавил священник куэнгинской церкви Иоанн Малышев. Он и послал предыдущие чертежи, сделанные Дзехцевичем, архитектору Шплету. Шплет проект забраковал. В сентябре 1900 года, отправляя свои чертежи в духовную консисторию, Шплет писал: «Присланный мне отцом Малышевым проект храма исполнен настолько эскизно, что исправить и дополнить его с тем, чтобы он мог быть утвержден строительным отделением областного управления, нельзя, почему явилась необходимость составить новый проект, причем конструкция и тип в новом проекте несколько изменены в пользу большей устойчивости стен и сводов».
Кроме того, Шплет счёл своим долгом сообщить консистории, что исполненный им труд оценивается в сумме 404 рубля 29 копеек. Проект утверждён практически без изменений.
Подряд на строительство отдан китайскому подданному Ван Хоюану, потому что он просил за работу меньше сметной стоимости на 1929 рублей, а именно 38,5 тыс. руб. Для надзора за качеством работ и точным выполнением проекта комиссия пригласила архитектора Гавриила Власьевича Никитина, который был прикомандирован к строительному отделению Забайкальского правления.
Гавриил Власьевич Никитин родился в 1865 году в семье урядника Кубанского казачьего войска. Окончил полный курс в Академии художеств, получив звание классного художника III степени. Работал несколько лет в городе Ейске Кубанской области, а в 1896 году определён на должность Якутского областного архитектора. Здесь Никитин пробыл более 4-х лет архитектором Нерчинской каторги, через три года уволен со службы по тюремному ведомству, а ещё ранее перебрался в Читу с прикомандированием к строительству отделению Забайкальского правления. Здесь Никитин был назначен производителем работ по постройке семинарии, здания областного правления, участвовал в конкурсе на проект еврейской синагоги.
К наблюдению за ходом строительства курлыченской церкви Никитин относился спустя рукава. Так, в рапорте от 13 февраля 1902 года комиссия отмечала, что задержка в деле постройки церкви связана с техническим надзором, потому что «архитектор Никитин задерживает исполнение просьб комиссии».
Осенью и зимой 1901 года подрядчик заготавливал и подвозил строительный материал, готовил площадку под строительство церкви. Через несколько месяцев объём работ был выполнен на 10 тыс. рублей. Но комиссия выплатила подрядчику всего 800 рублей, Ван Хоюан отказался продолжать работу. Конфликт был с трудом улажен, и уже к осени 1902 года стены поднялись на значительную высоту.
Заказ и проект на изготовление иконостаса взял читинский мещанин Пётр Якушев. Кресты и кованые решётки на окнах изготавливались в мастерской читинского мещанина Ф.С. Бочарова.
В сентябре 1903 года кладка стен была завершена. Начались кровельные работы и настил полов. В феврале 1904 года остались лишь установка иконостаса и малярные работы.
1 ноября 1904 года комиссия по строительству храма сообщила, что храм готов к принятию его от строителей.
Благочинный 3-го округа Забайкальской епархии вместе с причтом Курлыченской Спасской церкви и присутствии 4 человек, выбранных от прихожан, произвели осмотр нового храма. В акте комиссия отметила: «Храм построен согласно плана, сметы и контракта. За исключением неправильной установки крестов, а именно: два больших креста покривились набок в правую сторону, от причины долговременного стояния без крепления цепями, что относим к вине подрядчика. Постановили: привлечь подрядчика к правильной постановке крестов, а впредь до исправления – удержать из следующих к выдаче денег 200 руб. Что же касается прочности и правильности самого здания церкви, то мы на основании постановленных актов архитектора Никитина от 29 августа 1902 года и 2 ноября 1903 года признаем соответствующим. Иконостас постановлен подрядчиком Якушевым согласно заключенного им с комиссией контракта». Церковь была принята комиссией.
Уничтожая в течение десятилетий материальные памятники истории и культуры, ретивые администраторы так и не смогли до конца вытравить в народе память о прошлом, его исторических корнях, традициях и обычаях. Мало-помалу начинает возрождаться душа человека, его историческое сознание. Со слов ветерана войны и труда Спиридона Ильича Володина, жителя села Курлыч: «Строили церковь китайцы, глина была рядом, они делали из неё кирпичи и выкладывали стены. Красиво всё было в церкви. И хор был. Три престольных праздника в Курлыче отмечали. Особенно во Фролов день было многолюдно, 30 августа съезжались в Курлычу со всех деревень, чтобы «освятить» коня, людей посмотреть, себя показать. Ведь казака без коня и не представляли».
А потом, в тридцатые годы, всё порушили. Подростками были тогда и Спиридон Ильич, и Капиталина Сергеевна, а помнят, как снимали с церкви колокола: «Забрались мужики наверх, скинули большой колокол прямо на землю. Упал он на крыльцо, но не сломался, а дал только трещину. Увезли его после в Нерчинск, а поменьше которые, сняли и увезли в Сретенск. А какие колокола были! Бывало, как заутреннюю заиграют – слышно в любой деревне и на 10 вёрст вокруг. Всё порушили».
История курлыченской церкви получила своё продолжение. В июне 2012 года была начата реставрация древнего храма. Фёдор Анатольевич Нечкин был так поражён красотой Спасской церкви, что решил провести её реставрацию. По предварительным данным, в октябре 2015 года состоялось торжественное освящение и открытие обновлённой православной церкви. Каждый желающий может услышать колокольный звон, войти в обновлённую церковь, прикоснуться душой к вечному источнику духовности.
Владимир ШЕВЧЕНКО,
директор Чернышевского краеведческого музея,
по материалам Государственного архива Забайкальского края, Чернышевского районного краеведческого музея, Чернышевского районного архива