Юрий Татаренко: артист, певец, журналист, поэт…

В Пушкинской библиотеке прошла встреча с известным литератором

Несмотря на то, что родные российские просторы ему довелось исколесить вдоль и поперёк, в Чите Юрий впервые. Различных премий и регалий у него – как груш на дереве. Однако разговор шёл не столько об авторских амбициях творчески одарённого человека, сколько о его мироощущении, понимании современного течения времени.

На все руки мастер

В «большую» литературу каждый приходит своим собственным путём. Здесь нет каких-либо особых правил или укоренившихся стереотипов, вопреки ожиданиям и общепринятому мнению большинства, как утверждает сам Юрий Татаренко.

Сам Юрий в прошлом – театральный актёр. Более того – с оперными «нотками», которому довелось исполнять главные партии в четырёх операх на новосибирской сцене. Более десяти лет выступал на сцене Томского областного театра драмы, ТЮЗа, играл в мюзикле… Понятное дело, что этому в полной мере способствовали как детская музыкальная школа по классу балалайки, баяна и трубы, так и дипломы театральной школы и консерватории. Именно в Томске обозначилось его литературное становление. В мае 2003 года Юрий Татаренко принял участие в областном конкурсе молодых поэтов имени Орлова и получил Гран-при, а вместе с ним и предложение издать дебютную книгу.

В разное время он был телеведущим авторских программ, пел в церковном хоре, писал пьесы и рекламные аудиоролики, синхронно переводил с французского, играл в трёх театрах одновременно, режиссировал городские праздники, корпоративы, выступал в КВН…

Он автор 7 пьес, 9 книг стихов и около 500 интервью со звёздами.

Сегодня Юрий Татаренко является собственным корреспондентом «Литературной газеты» по Сибирскому федеральному округу.

Тишина и понимание

К потоку своих премий относится более чем сдержанно, его отношение к наградам чисто философское. «Раз ценят, хвалят – значит, это кому-нибудь нужно?» – по-маяковски говорит Юрий Татаренко. А затем добавляет: «Поэзия на конкурсной основе, раздача дипломов и призов – это, по сути, ярмарка тщеславия, путь в самолюбование. Творчество требует тишины и понимания твоих читателей».

Но с пониманием не всегда получается так, как задумывалось изначально. «Любимая стала мамой, а ты до сих пор бездетный». Это финальные строки одного из его стихотворений. Казалось бы, смешного тут мало. Однако слушатели, столкнувшись с таким вот смысловым парадоксом, нередко начинают смеяться. Но гораздо печальнее, когда, прослушав вроде как забавные стишки, зрители даже не улыбаются. А ведь искусство предполагает интенсивный интерактив, и задача автора – добиться появления какой-либо обратной волны, встречной реакции. Важно понимать: поэты не потакают вкусам публики, не заигрывают с ней, желая понравиться и запомниться. Они делятся наболевшим, выстраданным. И плата за это – бессонные ночи, а не аплодисменты или критика.

Медленно, но всё же мы постепенно преодолеваем нигилизм в нашем обществе по отношению к литературе и книге в целом, порождённый лихими 90-ми. «Общий уровень культуры, умение владеть словом у нас в стране оставляет желать лучшего», – говорит Юрий. Но сегодня, пожалуй, очевидно, что сформировалась некая социальная потребность в поэзии, прозе, публицистике, и это вселяет надежду, что российская литература вновь на подъёме.

Половодье чувств

Но здесь, как утверждают начинающие авторы, в том числе и из Забайкалья, трудности на пути от рукописи к читателям сопряжены с отсутствием квалифицированных литературных агентов, людей, профессионально занимающихся «рождением» твоего произведения. В наше время система определения качества продукции и выхода её в свет в книжных издательствах практически канула в Лету. Поэтические сборники или прозаические эссе в состоянии увидеть свет во многом благодаря счастливому случаю и личным контактам. Будем говорить прямо. Или… за счёт собственных средств. И довольно немаленьких, что резко сокращает количество претендентов на издание авторского произведения.

Но как же всё-таки складывался творческий путь Юрия Татаренко?

«Поначалу, казалось бы, ничто не указывало на то, что мне предрасположено стать поэтом. В старших классах родилось лишь одно стихотворение. Понятное дело – о любви. Первый опыт дальнейшего продолжения не получил. После двадцати в моей жизни возник театр, который дал мне истинное представление о том, что такое, собственно, стихи и как их нужно читать. Лермонтов, Маяковский, Цветаева… Сколько в них экспрессии, это же «половодье чувств»! Ещё в театральном училище пристрастился к бесконечным капустникам, благо, поводов для них было предостаточно: бенефисы, юбилеи, премьеры, выпуски курсов… Требования к текстам были жёсткие, они должны были «держать» публику. Так мои навыки обретали свой собственный стиль. Поэзия может быть очень разной. Я опробовал различные поэтические формы, но меня по-прежнему тянет к сочинению каких-то ритмизованных историй», – говорит Юрий Татаренко.

Игра словами и смыслами

У каждого автора есть свои профессиональные хитрости. Одна из них – так называемый принцип хорошего вина. Не стоит, как сейчас поступают многие, с ходу отправлять своё только что родившееся произведение на всеобщее обозрение в интернет. Оно должно полежать некоторое время, «настояться», «высветить» свои слабые стороны. А нарочитая небрежность способна лишь свести на нет наши труды. Требовательность к самому себе, самокритичность избавят от ошибок. И это, как считает Юрий, просто необходимо взять многим поэтам за правило.

«Безусловно, Юрий Татаренко – человек неординарный. Многослойный, творчески одарённый, мастер короткого слова, тонко подмечающий различные нюансы нашей жизни, – говорит замдиректора Пушкинской библиотеки Наталья Тарасова. – Он близок поэзии Серебряного века, эпохе декаданса, играет словами, смыслами, стихотворными формами, смеётся, грустит, эпатирует… Да, бывает, стихи противоречат друг другу, разбегаются в разные стороны, но непостижимым образом складываются во вполне законченную картину. Его поэзия делает то, что и должна делать поэзия – «сшивает» конкретику с абстракцией в единую динамичную ткань художественных образов, избежав соблазна впадения в «журналистскую» поэзию, ставшую сегодня неким новым трендом. В своих стихах он достаточно умело балансирует на тонкой грани между площадным образом 60-х и современным интимным налётом, что он мастерски отражает в стиле верлибр.

Нельзя сказать, что в его творчестве всё идеально. Да это и невозможно! Трудно требовать от кого бы то ни было сплошного потока шедевров. Ни одному поэту не под силу писать так, чтобы каждое слово осталось впечатанным в века золотыми буквами. Но раз людям нравится, значит, как вопрошал Владимир Маяковский, это кому-нибудь нужно?»

Вадим Кругляк, фото автора

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
:wacko: 
:yahoo: 
B-) 
:heart: 
:rose: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-)