Встретил я бывшего коллегу по работе, с которым не виделись почти четырнадцать лет. Как водится, в неформальной обстановке разговорились, так как было о чём поговорить: у нас появились семьи, дети, новая работа, новые увлечения и прочее. Его метод воспитания детей меня не просто поразил, я был, откровенно говоря, в шоке. Итак, товарищ этот, назовём его Игорь, как только родился первый ребёнок, снял со стены и убрал в коробку телевизор, убрал компьютер и тщательно спрятал все телефоны. На вопрос, для чего такие крайности, Игорь ответил: «Чтобы дочь не видела той чернухи, которую показывают по ТВ и в интернете!» Многие читатели, я уверен, сейчас согласятся с Игорем, но позвольте мне поделиться свои мнением о данном методе воспитания, да и вообще о воспитании в целом.
Мир интернета
Итак, давайте вспоминать наше собственное детство и наши увлечения. Я перечислю лишь некоторых экранных героев и мультсериалов, от которых мы сходили с ума: «Черепашки-ниндзя», «Человек-Паук», «Трансформеры», «Чип и Дейл», «Утиные истории», «Том и Джерри». Вот теперь, спустя годы, можете ли вы смело заявить, что эти персонажи изменили вашу жизнь или как-то негативно повлияли на психику? Или от просмотра фильмов ужасов в детстве сейчас у вас появились фобии? Быть может, голливудские боевики подсознательно стимулировали вас убивать людей? Я уверен, что нет. А вот мой товарищ Игорь считает, что если он оградит своих детей от современных персонажей кинематографа и мультипликации, он сделает доброе дело. Нет, дорогие мои, не сделает. Детей нельзя отгораживать от реального мира, поскольку им в этом мире ещё предстоит жить. О чём в детском саду или в школе сможет поговорить со своими сверстниками ребёнок, если он не знает абсолютно ничего?
Дети впитывают всё как губка, формируют своё собственное представление об этой жизни, и это представление будет в корне отличаться от нашего. Вспомните молодость, когда наши родители были против того, чтобы мы слушали группу «Сектор Газа», поскольку считали, что такая музыка нас разлагает. Кто-нибудь из вас разложился? С какой стати современные дети должны слушать старые записи Людмилы Зыкиной или Надежды Кадышевой, а смотреть исключительно «Слово пастыря» только потому, что так захотели родители. Современный мир – это мир интернета, мир IT-технологий, мир телефонов, мир компьютеров. Почему мы этого не можем понять? В 90-е мы были предоставлены сами себе в большинстве своём, поскольку родители пытались выжить и нас накормить. Именно поэтому мы от нечего делать взрывали карбид, прыгали по гаражам, строили шалаши и прочее. Что дадут моим детям познания в карбиде или в прыжках по гаражам? Почему мы считаем, что наше детство было настоящим, а современное – лживо?
С недавнего времени дочка стала учиться готовить. Сама. Без всяких там понуканий. Подписалась на канал в интернете, где в микроволновой печи стряпают разные бисквиты, и тоже заинтересовалась. Потом стала смотреть уроки по рисованию, после которых захотела пойти на кружок изо, а после этого поступила в художественную школу. И это в десять лет. Всеми ненавистный интернет сделал доброе дело. Честно говоря, когда я только готовился стать отцом, я с удовольствием представлял, что научу своих детей, как ухаживать за пчёлами, как правильно рассаживать малину, как варить варенье и прочее, а сейчас понял, что это им не нужно. Наши бабушки и дедушки, наши матери и отцы не представляют своей жизни без дачи или без частного дома, но, по-моему, это последнее поколение, которому это всё ещё интересно.
Развивает, а не вредит
Я безмерно уважаю взрослых за их трудолюбие и с удовольствием слушаю рассказы про их детство, но для чего ребёнку в семь лет уметь готовить, стирать бельё, таскать воду с колодца, выбивать половики. Поймите, тогда было совершенно другое время. Тем не менее, есть одно «но», и это «но» прямо противоположно моей философии.
Мы с супругой занимаемся с детьми. Старшая дочь к первому классу умела писать, считать, а любимым увлечением для неё стало чтение. Все свои деньги, которые дарят ей на Новый год или дни рождения, она тратит исключительно на книги. Да, она очень не любит ездить на дачу, до слёз не любит, но при этом с удовольствием ходит в походы с классом, ездит с нами на природу, причём особенно любит ночёвки в палатке. С какой стати я должен заставлять её садить грядки или полоть траву? Интернет – это не её жизнь, это всего лишь небольшая доля её многочисленных увлечений.
У нашей знакомой ребёнок скоро пойдёт в первый класс. Когда мы поинтересовались, водит ли она сына на подготовительные курсы, она со смехом сказала: «Ой, какая подготовка, он ещё говорит-то плохо!» Хотел я её спросить, а что в этом смешного? Хотел, да не стал. Вот у таких детей интернет действительно занимает всю их жизнь. В саду у младшей дочери мальчишки устраивают страшные истерики, если мать или отец приходят их забирать без телефона, который стоит немедленно выдать ребёнку. И это не просто капризы, это настоящие истерики, сопровождаемые страшными криками. Если ребёнок не знает другой жизни, то интернет станет для него катастрофической заменой. Мол, на, возьми телефон, только не доставай меня, только не ори, только не мешай.
Это касается не только интернета. Если проводить параллель с нашим детством, то дети, на которых плевать родителям, пропадали на улицах сутки напролёт. Это были улицы 90-х, где можно было пристраститься к курению, к алкоголизму, к наркомании, к воровству. Если не давать ребёнку смысла, то он эти смыслы найдёт сам. У младшей дочери тоже есть телефон, но она им пользуется в определённое время. В шесть часов приходит из детского сада, занимается математикой и чтением, а потом может посмотреть её любимые каналы. Стоит родительский контроль, который гарантирует отсутствие в видеороликах сцен насилия и матов, да и сами ролики весьма познавательные. Зачем запрещать то, что развивает, а не наносит вред?
Не преступать черту
У детей есть свои секретные чаты с одноклассниками, где они общаются, решают проблемы, ссорятся и мирятся или же просто собирают всякую ерунду. В школе или на прогулках они занимаются живым общением, а вечерами – виртуальным. Что в этом плохого? Ребёнок, например, как у Игоря, будет выпавшим из общества изгоем. Дети учатся жизни, конфликтуют, завоёвывают своё место под солнцем, идёт полноценное становление личности. И опять вспомните своё детство. В каждом классе были мальчик или девочка, которых родители провожали и встречали, запрещали приглашать гостей, заставляли играть на скрипке. Я знаю таких людей. Они выросли совершенно неприспособленными к жизни, поскольку ничего об этой жизни не знают. Святая обязанность родителей – чувствовать ту грань, когда можно говорить ребёнку: «Да!», а когда строго запретить: «Нет!»
Вы же сами, будучи детьми, ходили с родителями в гости к друзьям матери или отца. Весело вам там было? Под взрослые разговоры слушать на кассетах Пугачёву, давиться салатами и каждые пять минут спрашивать: «Когда мы пойдём домой?» И родители не понимали, как вам может быть в гостях невесело. Так и сейчас. У ребёнка свой круг общения и свои интересы, которые должен уважать каждый. Какая разница, слушать аудиокнигу в интернете или читать на бумаге? Сейчас вы возразите, что, мол, на бумаге интереснее, она пахнет типографией, её можно перелистывать, и так далее. Так это вам интереснее, а не детям! Почему они должны делать только то, что интересно родителям? В детстве я перечитал все книги, которые были дома, которых было немало, а теперь с удовольствием пользуюсь электронными изданиями в телефоне. И мне абсолютно всё равно, как читать, поскольку в чтении книг лично для меня важно только содержание.
Дети должны быть продолжением матери и отца, но никак не копией. Двести лет назад наши предки за сохой стояли, а сейчас мы покупаем хлеб в магазине, и это кажется абсолютно нормальным. Двадцать лет назад мы садили помидоры в теплицах, а теперь их можно купить на рынке. Я это понял относительно недавно, но всё-таки понял. Каждый, будь то ребёнок или взрослый, должен заниматься своим делом. Делом, которое интересно. Когда у меня ломалась машина, я чинил её сам. Загонял на эстакаду, надевал робу и по уши в масле и солидоле менял шаровые опоры или пыльники, потом долго чистил кожу ветошью, отмывался в душе, мазал йодом царапины и долго лечил ушибы, которые неизбежны при срывах гаечных ключей. В общем, полдня возился, зато делал сам. Однажды стал в очередной раз менять пыльник. Угробил полдня, но так и не смог извлечь привод. Плюнул и поехал на станцию технического обслуживания. За вполне адекватную цену мне профессионал сделал за полчаса то, на что я потратил шесть часов. А ведь я мог потратить это время на зарабатывание денег, которыми потом бы и оплатил услугу мастера. А так я и время потерял, и деньги.
* * *
У детей в их жизни сейчас происходит примерно то же самое. С помощью интернета они могут строить планы на будущее, начать зарабатывать первые деньги, обучаться удалённо и так далее. Моя родственница до двадцати пяти лет не работала и не умела готовить. Получала образование в университете. Сейчас у неё отличная работа, где её ценят как хорошего специалиста, хорошая зарплата, она полюбила кухню и уже планирует завести детей со своим молодым человеком. Каждый раскрывается в разное время, и обязательно раскроется, если получил хорошее воспитание.
Берегите себя!
Антон Доценко,
фото автора
Антон, здравствуйте!
Вы задали вопрос, а потом на него аргументированно и ответили! )
Согласен с Вами полностью! Нужна, как говорится, «золотая середина», мера.
Ну и, конечно, контроль со стороны родителей.
С детьми заниматься и общаться, чтобы они видели, что кроме виртуального мира, есть еще и мир физический!
А интернет — это, конечно. не зло, это окно в мир, средство для общения и пр. Инструмент, одним словом!
Статья интересная! Спасибо!