…Ну ещё бы! Мы всего в 24 часах от Самого Главного Весеннего Дня – 8 Марта! В связи с наступлением праздника Нежности, Красоты, Элегантности и Доброты, спешу поздравить всех вас, дорогие мои телемание-читательницы-зрительницы, и пожелать всем счастья, очарования, радости и любви! Разумеется, накануне главного дня Весны нет ничего актуальней разговора о дамах в кинематографе. А посему в этом весенне-предпраздничном спецвыпуске «Телемании» – только любопытные факты и курьёзы о представительницах прекрасного пола.
Фильм – это дама
До конца 1920-х годов в русском языке слово «фильм» писалось и произносилось исключительно в женском роде – «фильма». К примеру: «…Режиссёр Иван Перестиани отснял новую революционно-приключенческую фильму «Красные дьяволята».
Самая юная
Самой юной обладательницей статуэтки «Оскар» во взрослой категории «Лучшая женская роль» стала в 1974 году 10-летняя Татум О’Нил за роль в фильме «Бумажная луна» (1973). Картина повествует о мошеннике, который волей судьбы получил в нагрузку чрезвычайно хитрую девочку-сироту, которая становится компаньоном жулика в его аферах. По сценарию, героиня всё время держит в зубах сигарету. На съёмках табак заменяли на кочерыжку салата-латук, чтобы здоровье малышки не пострадало.
Самая не юная
Свою первую и единственную статуэтку актриса Джессика Тэнди получила в 1990 году за фильм «Шофер мисс Дейзи». На тот момент актрисе было уже 80 лет!
Кинопсихическое
В 1935 году в советской психиатрии, вскоре после выхода фильма «Весёлые ребята», появился новый термин, описывающий совершенно особую патологию душевной болезни. Причём исключительно у женщин – почти непреодолимую манию высветлять себе волосы, двигаться, улыбаться, даже петь, танцевать и вести себя как один избранный человек, а также записываться в родственницы к этому человеку. Термин носил название «синдром Орловой».
Минутка юмора. Во время съёмок «Весёлых ребят» одна из актрис восторгалась маленьким козлёночком:
– Ой, он такой хорошенький! У него даже рожек нет!
– Это потому, что он ещё не женат, – сострил Леонид Утёсов. Вся группа закатилась от смеха.
Самый скоростной рекорд заработка
Его поставила киноактриса Николь Кидман – за 4 минуты «закалымила» 3,71 миллиона «зелёных»! Она приняла участие в съёмках рекламного ролика Chanel, ставшего, кстати, самым дорогим в истории бизнеса – на съёмки было потрачено $11 000 000, почти 4 из которых достались исполнительнице главной роли – самой Николь.
Самая неженская кинопрофессия
Ею считается, согласно статистике, нелёгкий труд кинооператора. К примеру, из пяти сотен картин, созданных в США, лишь 5% сняты женщинами, в России (и СССР) цифра примерно такая же. Ещё более сложной и физически тяжёлой из операторского ремесла можно выделить профессию «оператор стедикама» – специального носимого ручного штатива с целым комплексом противовесов, позволяющего снимать кадры-проходы и панорамы с движения без тряски, не прибегая к помощи операторских тележек и т.п. Одной из первых женщин-операторов стедикама является англичанка Лиз Зиглер. Её мастерство высоко оценивали режиссёры Стэнли Кубрик и Пол Андерсон.
«Оскар» за «мини-роль»
Актриса Беатрис Стрэйт получила настоящий «Оскар», появившись в фильме «Телесеть» (1976), рассказывающем о нравах на американском ТВ, всего на 5 минут 40 секунд!
Первая русская женщина-режиссёр
Это Ольга Преображенская. В 1916 году совместно с актёром, сценаристом и режиссёром В. Гардиным она экранизировала «Барышню-крестьянку» А.С. Пушкина. Фильм был принят восторженно публикой, но, что интересно, фамилию Преображенской в рецензиях и на афишах нередко писали с мужским окончанием. Не верили, что хороший фильм может снять женщина.
Анатомия, биология
Самая анатомически одарённая звезда всех времён была Чести Морган, грудь которой 185 сантиметров в обхвате (!) можно лицезреть в криминальном триллере «Смертельное оружие», снятом в 1974 году женщиной-режиссёром и продюсером Дорис Уишман.
Бракосочетание в Малиновке
Съёмки популярнейшей советской комедии «Свадьба в Малиновке» действительно закончились… настоящими свадьбами. Один из местных жителей влюбился в девушку, которая водила машину и возила режиссёра фильма Андрея Тутышкина. А актриса Людмила Алфимова, которая играла солдатку Софью Михайловну, вышла замуж за председателя колхоза из села Печёры.
Первый кинопоцелуй
Первым эротическим эпизодом в кино принято считать сцену поцелуя в картине, которая так и называлась «Поцелуй». Этот фильм был снят аж в 1896 году. Публика была в шоке и требовала немедленно арестовать режиссёра и актёров «за разврат и оскорбление общественной нравственности».
О Саре-взломщице
Актриса Линда Хэмилтон (Сара Коннор) специально для фильма «Терминатор-2: Судный день» научилась вскрывать замки скрепкой. И в сцене побега из психиатрической больницы она делает это по-настоящему.
О комплиментах
Наталья Крачковская, в подтверждение своей немеркнущей популярности после выхода фильма «Иван Васильевич меняет профессию», как-то услышала необычный комплимент. Зашла в переполненный автобус, «слегка» потеснив пассажиров. И один из «подавленных» мужчин процедил сквозь зубы: «Вот какая на экране стерва, такая и в жизни… Если бы вы были моей женой, я бы повесился…» Весь переполненный автобус, успевший узнать актрису при входе её в салон, грохнул от смеха.
Однажды в сказке
Первой в мире киносказочницей была наша Надежда Кошеверова («Золушка», совм. с М. Шапиро, 1947, «Каин XVIII», «Старая, старая сказка», «Тень», «Царевич Проша» и т.д.). Несмотря на то, что режиссёр пробовала себя в разных жанрах, наиболее полно её талант раскрылся именно в сказке.
Поговори со мной
Самая «разговорчивая» женщина в кинематографе – комедийная актриса американка Фран Кэро. За минуту она может произнести 585 слов! К 2023 году рекорд «общительности» так и не побит.
По ту сторону экрана
Максимум «Оскаров» в истории кинематографа – аж 8 золотых статуэток – получила вовсе не актриса! Обладательницей престижных наград Американской киноакадемии является художник (дизайнер) по костюмам Эдит Хэд. Именно в её нарядах щеголяет Одри Хепберн в культовых фильмах «Римские каникулы», «Сабрина» и «Забавная мордашка». В костюмах Эдит Хэд в разные годы снимались Анна Маньяни, Элизабет Тейлор, Ширли Маклейн, Грейс Келли и др.
У каждого свои недостатки
Сакраментальная фраза Филдинга III: «Nobody`s perfect» («У каждого свои недостатки») в фильме «Некоторые любят погорячей» («В джазе только девушки»), оказывается, могла быть вовсе не финальной. Комедию предполагалось закончить объятиями Джо и Душечки, исчезающими на дне моторной лодки. В другом варианте все четверо были должны бежать от гангстеров в Латинскую Америку. В третьем – миллионер Филдинг оказывался… женщиной! Вот уже точно – у каждого свои недостатки!
Минутка юмора. Однажды, как-то под Новый год, на «ТВ-Аджария» показывали «Красотку» в грузинской озвучке. Сцена: открывается дверь, и Джулия Робертс говорит: «Гамарджоба!»
Женско-неженское
Знаменитое финальное «Чао!» в картине «Иван Васильевич меняет профессию» произносит на самом деле «мужчина» – снимавшийся в фильме кот Динамит. А женский голос подложил в процессе озвучки Леонид Гайдай, превратив тем самым кота в кошку. Динамиту, по признанию Гайдая, «…это никогда не нравилось».
Кинофанатка-рекордсменша
Австралийка из города Брисбен, не являясь фанаткой группы «Queen», всё же посмотрела биографический фильм «Богемская рапсодия» (2018), и он ей так понравился, что она посмотрела его в кинотеатре ещё 108 раз! Благодаря этому она попала в Книгу рекордов Гиннеса. При этом не учитывалось то, что дома женщина посмотрела этот фильм около 290 раз.
Твоя невеста
Самый смертоносный персонаж прекрасного пола в кино. Им может считаться обаятельная Беатрикс Кидо, она же Невеста (в миру – актриса Ума Турман). Только в первом фильме К. Тарантино «Убить Билла» сия дамочка умудрилась в порыве мести, собственноручно и единолично, а также при помощи верного самурайского меча уложить 76 особей мужского пола и двух женского, причём отъявленных профессиональных убийц.
Посмотри на меня
Выразительный «знойный» взгляд у Элизабет Тейлор объяснялся не только её природным обаянием, но также и редкой генетической мутацией – у актрисы был двойной ряд ресниц.
* * *
Женщины и кинематограф… Эта пара неразделима и блистательна. Без женщин нет кинематографа, кинематограф немыслим без женщин. Даже если в фильме только мужские роли, просто посмотрите на титры… Шерше, как говорится, ля фам! Вот так-то! Ещё раз всех с наступающим праздником, дорогие наши читательницы-зрительницы! Всем Весны, Любви, Красоты!
Сергей БАЛАХНИН,
иллюстрация автора