Как забайкальские казаки Рождество справляли, и какими дошли до наших дней бытовавшие когда-то обычаи и обряды
Основу традиционной духовной культуры казаков в эпоху господства традиционной культуры составлял народный календарь. Календарные праздники, отмечая смену времён года, концентрировались вокруг зимнего и летнего солнцестояний, весеннего и осеннего равноденствий. До наших дней дошли очень немногие традиционные календарные обряды. Чаще всего магический смысл их во многом утрачен, но осталось сознание связи людей с предыдущими поколениями, интуитивное понимание духовной жизни своих предков.
По гостям да с пшеничкой
Рождество Христово, открывавшее годовой цикл праздников, являлось радостным обновлением жизни и началом всех начал. К Рождественским праздникам казаки всегда готовились тщательно и заблаговременно. (По православной традиции, Рождеству обязательно предшествовал 40-дневный пост. – Прим. ред.) В жилых помещениях наводили чистоту и порядок: белили стены и потолки, скребли и мыли пол, столы, лавки, приводили в порядок русскую печь, стирали и крахмалили занавески и скатерти. Это и сейчас можно наблюдать в городах и селениях Забайкалья. К празднованию Нового года и Рождества готовятся заранее, наводят порядок в домах и на улице, украшают помещения.
Рождество, кроме торжественной церковной службы, предполагало хождение в гости. В гости ходили не только взрослые, но и дети. В такие дни деревенская детвора отправлялась «славить Христа». Являясь на порог очередного дома, дети согласно и громко желали хозяевам всех земных и небесных благ. В ответ хозяева одаривали детей мелкими монетками или домашним лакомством. Не принять маленьких посетителей и отказать им в благодарности было нельзя. В современном Забайкалье традиция сохранилась в виде посещения в Рождество ближайших родственников и друзей. Любопытно, что в некоторых семьях потомков казаков встречается обычай, заходя в дом на Рождество, осыпать хозяев зерном или крупой и при этом говорить: «Сею, сею, подсеваю, с Новым годом поздравляю!» Эта традиция, хотя и в трансформированном виде, сохранилась ещё со времени, когда на Рождественские праздники казачата, набрав в мешочек пшеницы, ржи или других зёрен, бегали по селу «посевать». Войдя в дом, они бросали зёрна в святой угол со словами: «Сею, сею, подсеваю, с Новым годом поздравляю! Роди, Боже, нам жито и пшеницу на всякую должницу. В поле стогами, у вас закромами. Где бык копытом, там пшеница кустом, где бык рогом, там пшеница стогом. Хоть так, хоть не так, дайте в руки пятак. С Новым годом, с новым счастьем мы пришли поздравить вас!»
Святки-колядки
В забайкальских станицах существовало поверье, что в так называемые страшные вечера (1–6 января по старому стилю) по улицам бегают шаликуны – озорные духи, которые устраивают мелкие пакости. Молодёжь в такие вечера маскировалась (говорили «машкировалась»), изображая духов-шаликунов, и ходила по вечеркам и по домам. Рядились кто как мог, но при этом обязательно закрывали лицо масками, мазались сажей, чтобы не узнали. Маска считалась колдовским предметом, и те, кто надевал такую маску, должны были потом очиститься – окропить себя святой водой или умыться у освящённой проруби.
Парни и подростки в это время любили пошалить в тёмное время суток. Утром хозяева, выйдя во двор, обнаруживали, что их аккуратная поленница раскатана по улице. Сани неведомым образом оказались на крыше соседнего амбара, а печная труба плотно закупорена старым валенком. На всё это не следовало обижаться, ведь святочные потехи совершались без злого умысла. Педагог и этнограф К.Д. Логиновский, наблюдая такие увеселения молодёжи в Ундинской станице Нерчинского округа, писал о них следующее: «Маскарадный костюм состоит из шубы, вывернутой шерстью наверх, и берестяной или бумажной собственного изделия маски; за неимением таковой лицо смазывают сажей и подвешивают бороду. В таком виде замаскированные ходят из дому в дом, а потом бегают по улицам и, соединившись вместе с прочими парнями и подростками, разбирают заборы, выволакивают из оград телеги, сани, бороны, сохи и т.п. и из всего этого делают посреди улиц баррикады».
В период Святок происходило и колядование. Молодые люди группами ходили по избам с пением колядок. Подойдя к окнам очередного дома, они сообщали хозяевам о своём приходе: «Пришла Коляда накануне Рождества». После этого величали хозяев, начиная от главы семейства и кончая детьми. После величания требовали подарок. И хотя такое требование было, конечно, шутливым, хозяева, в свою очередь, были к этому готовы и обязательно одаривали. Получив подарки, молодёжь пела заклинания, обещая хозяевам хороший урожай.
Традиции колядовать и «машкироваться» сохранилась и по сей день во многих селениях Забайкальского края, где проживают потомки казаков. Однако со временем традиция претерпела некоторые изменения. Подобные увеселения я наблюдала в селе Хохотуй Петровск-Забайкальского района и сама нередко принимала в них участие. Дети, молодёжь да и старшее поколение во время Рождественских праздников (с 7 по 19 января) наряжаются в маскарадные костюмы, сшитые заранее или придуманные на ходу (сохранилась традиция выворачивать тулуп шерстью наверх), лицо закрывают масками, в основном купленными в магазине, или же мажут лицо сажей, акварельными красками. В таком виде ходят поздравлять ближайших родственников и друзей. Подойдя к дому, напевают следующие слова: «Коляда, коляда, открывайте ворота. Кто не даст пирога, то быка за рога, а корову за хвост, и утащим на мороз». Если хозяева приглашают колядующих в дом, то те, зайдя, здороваются с хозяевами и чествуют их, а затем начинают петь частушки и шуточные песни, за что их угощают сладостями.
Из детских воспоминаний моей мамы А.А. Павлюк, проживающей в Забайкальском крае, я знаю, что в конце XX столетия в селениях Западного Забайкалья ещё бытовала традиция устраивать различные пакости, если хозяева отказывались впустить колядующих. Например, те могли разобрать забор, подпереть ворота, раскидать поленницу по улице. Однако со временем эта традиция позабылась, и современная молодёжь таких шалостей не допускает.
Погадаем?
Женская половина казачьего общества в Святки увлекалась гаданиями. Подавляющее большинство святочных гаданий было связано с темой замужества или женитьбы. Наиболее благоприятным временем для гаданий считалась (и считается) ночь, особенно полночь. Способы гаданий были очень разнообразны. По одним привычные предметы домашнего обихода приобретали символическое значение и предсказывали судьбу. Например, у забайкальских казаков бытовало «гадание вещами». Клали на стол уголь, бумагу, кольцо, повойник, соль и прочие предметы, девушки закрывали глаза, руки складывали назад и пятились к столу, чтобы взять какую-либо из вещей. Кто возьмёт уголь, у той жених будет кузнец, у взявшей соль – повар, у взявшей бумагу – писарь. Кольцо знаменовало скорый выход замуж, повойник – замужество за вдовцом и т.д.
Другие гадания были основаны на вере в возможность привлечения таинственных сил для открытия будущего, что было доступно именно во время святок. Гадания с зеркалом в бане, на шестке печи или пороге избы считались довольно опасными не только из-за полуночного времени, но и из-за вреда от контакта с неведомыми силами. На подобное отваживалась далеко не каждая девушка, тем более что такой способ гадания считался греховным. Предпринимались меры предосторожности, с одной стороны, облегчающие контакт с потусторонними силами, а с другой стороны – минимизировавшие вред от опасного общения. Для этого девушки снимали крест и пояс, надевали рубаху наизнанку, распускали волосы, открывали печную трубу. Для защиты очерчивали себя кругом с помощью четверговой свечи (приобретённой в церкви в Чистый четверг), запасались обручальным кольцом, становились ногами на сковороду и старались вовремя закрыть зеркало куском новой ткани или перевернуть его.
Часто использовали для гадания домашних птиц и животных. Например, в полночь девушки заходили в хлев и в темноте старались поймать козла. Если поймает козла (в Забайкалье говорят «имана»), то жених будет богат; если козлуху, то беден. Также бытовало гадание «петухом». Насыпали несколько кучек хлебного зерна (по количеству девушек) и выпускали петуха. Чью кучку птица станет раньше клевать, та девушка раньше других выйдет замуж. Ходили гадать на перекрёсток дорог. Вставали на перекрёстке, загадывали желание и прислушивались: в какой стороне собака залает или корова замычит, там и жених живёт. Для этой же цели бросали на перекрёстке длинную кочергу или валенок за ворота. В какую сторону покажет носок валенка или конец кочерги, в той стороне жених, там и придётся жить.
Если поклонников было несколько, для того, чтобы узнать, который из них попросит руки, девушки на ночь замыкали ворот своей рубашки висячим замком, а ключ брала мать, сестра или подруга. Кто во сне ключ придёт просить, тот и будет суженым.
Вообще, загадывания перед сном считались менее опасными и были очень распространёнными. Также к этому виду гаданий относится гадание на гребёнке. Клали под подушку гребёнку с такими словами: «Суженый, ряженый! Причеши мне голову». Он будто бы приходит во сне и расчёсывает девице волосы. Или: «Суженый, ряженый, приди ко мне во сне». При этом загадывали, что ему сделать: попросить воды, надеть чулок, попросить ключи и пр.
Наиболее «надёжными» были гадания в Рождественский Сочельник, под Новый год и Крещение, хотя нередко гадали все Святки. Современные забайкальские девушки любят гадать в зимние вечера так же, как и их предки-казачки. Гадают о суженом, замужестве и судьбе. Наиболее популярными гаданиями, заимствованными у забайкальских казачек, являются кидание валенка или кочерги за ворота. Также ходят на перекрёсток дорог и прислушиваются: где залает собака, там жених живёт. Ещё одним популярным гаданием современных девушек является замыкание на замок. Однако это гадание изменило свою форму. Девушка замыкает на замок два ведра, а ключ кладёт под подушку, говоря при этом: «Суженый-ряженый, приди за ключом!»
Моя мама вспоминает: «В юности мы с подружками гадали следующим образом: девушке на голову надевали ведро и раскручивали её, и в таком виде она должна была пройти в створ ворот. Если пройдёт и не ударится ведром о столбы, то не выйдет замуж в этом году, а если ударится, то ждите свадьбы». Подобное гадание бытует и по сей день..
И в прорубь!
Завершался святочный цикл Крещением (6 января по старому стилю). Совершалось два освящения воды: одно накануне Крещения – внутри храмов, другое в самый день Крещения – на ближайшей реке или на озере. Здесь в любую стужу смывали грехи рядившиеся на Святках и все желающие. Считалось, что тот, кто в трескучие морозы на Крещение искупается в проруби, не только не заболеет, но и будет здоровым целый год. Освящённой водой окропляли скот. Её набирали в различные сосуды и использовали для лечения.
Предохраняясь от злых сил, на дверях, окнах, воротах, в хлеве рисовали углем, мелом или свечой кресты, предохраняющие от злых сил. Как видим, эти традиции во многом сохранились.
По материалам магистрантки Института истории, гуманитарного и социального образования (ИИГСО) Юлии Линейцевой, опубликованным в группе «Даурия» «ВКонтакте»