Земной компас небесных стихов

Печатается в сокращении

От редакции: Этот материал Эдуард Константинович прислал в редакцию буквально за несколько дней до кончины поэта Николая Добронравова, которому в ноябре 2023 года исполнилось бы 95 лет.

…Последний раз я встречался с Николаем Добронравовым и Александрой Пахмутовой в Правлении Союза писателей России 19 января 2015 года. Первым, кого я увидел в этот благодатный день – Праздник Крещения, придя в Правление Союза писателей России, был именно Николай Добронравов, поэт – целитель наших сердец от сердечной недостаточности. Он узнал меня первым и направился в мою сторону. А стоявшая неподалёку Александра Николаевна Пахмутова была окружены плотным кольцом прозаиков и поэтов. Пока Николай Добронравов шёл ко мне, я вдруг так живо вспомнил нашу встречу-знакомство, что пока поэт шёл ко мне, моё сердце облилось тёплой волной…

Тогда, на торжественной церемонии награждения лауреатов премии «Имперская культура», Александре Пахмутовой вручили премию в номинации музыкального искусства. После церемонии награждения Александра Николаевна потянула меня за рукав пиджака и обратилась к мужу: «Коленька, земляка приглашаю к нам в гости, поговорим и заодно поужинаем». Я обрадовался и огорчился одновременно. Радость от возможности пообщаться с этими великими людьми сменилась огорчением, что я вынужден отказаться: у нас с Виктором Поляковым уже были заранее куплены билеты на поезд до Самары в этот же вечер…

…На удивление долгую, счастливую и плодотворную жизнь поэта Николая Добронравова и его супруги, композитора Александры Пахмутовой, порой называют тандемом. Категорически не согласен именовать этим иностранным словом уникальный творческий союз двух личностей, плодами вдохновения которых отечественная культура во многом жива и сегодня. Кто из нас не пел и не знает такие песни, как «Опустела без тебя земля…», «Команда молодости нашей», «До свиданья, Москва, до свиданья!», «Трус не играет в хоккей», и многие-многие другие? Эти песни созданы душой и для души, они будут жить долго, как и их создатели, чей брак длиною в жизнь сегодня должен быть примером счастливой семейной жизни. Его Величество Случай, творческий случай, помог встрече этих людей, встрече Поэзии и Музыки.

Делая выбор будущей профессии между педагогическим и литературным институтами, Николай Добронравов выбрал Школу-судию МХАТ, после которой успешно работал актёром в Московском театре юного зрителя. Одновременно пробовал себя в кино в фильмах «Спортивная честь», «Возвращение Василия Бортникова». Но стихи, которые он любил ещё со школьных лет, не отпускали его никуда и никогда! И вот его, молодого поэта, стали часто приглашать на детское радио. Там-то он в далёком 1956 году познакомился с девушкой, которой суждено было стать его единственной путеводной звездой и музой, и которая для него впоследствии стала Аленькой, а он для неё – Коленькой. Дело было накануне школьных каникул, когда Добронравову предложили написать стихи к мелодии, придуманной молоденькой девушкой-композитором. Это и была Александра Пахмутова. Молодой поэт и молодая девушка-композитор увлеклись не только совместным творчеством, но и друг другом. Подружило их общее первое детище – песня «Лодочка моторная». Через три месяца после знакомства девушка из статуса мечты поэта Добронравова перешла в разряд его жены. На пышную свадьбу денег не было, кредитов тогда на это действо было брать не принято…

Добронравова называют человеком-эпохой. Но если говорить по существу, он – яркое явление, как минимум, нескольких эпох. Пусть сегодня нечасто поют замечательную песню «И Ленин такой молодой», но я знаю как минимум несколько молодых людей из своего окружения, что считают современной на все времена песню «Ты моя мелодия» и другие лирические песни, столь созвучные молодой душе. При всём мирном своём дружелюбном характере, Добронравов и Пахмутова всю жизнь находятся на передовых позициях, потому что стране всегда нужны песни, которые вдохновляют и воодушевляют. И эти песни не знают старости, а вот чувство ностальгии по хорошему и веру в хорошее вызывают всегда.

Хочу привести отрывок из письма Николая Добронравова ко мне: «Мы несказанно Вам признательны за то, что Вы бережно храните один из самых первых наших сборников песен. С удовольствием выполняем Вашу просьбу – высылаем новый сборник стихов. Сейчас с этим гораздо труднее. Если раньше тиражи поэтических сборников (и моих тоже) исчислялись десятками, а то и сотнями тысяч, то сейчас (обратите внимание!) тираж сборника 250 экземпляров. Тем не менее, я искренне благодарен за то, что Союз писателей России выпустил совершенно безвозмездно (что по нашим временам очень редко) сборник, в который я успел поместить довольно много новых стихов. Ещё раз огромное Вам спасибо за любовь к стихам и песням! С наилучшими пожеланиями Вашим детям и внукам, Ваши А. Пахмутова, Н. Добронравов».

О каком сборнике идёт речь? Самое время рассказать, что личным знакомством с Александрой и Николаем я обязан Его Величеству Случаю и… Валентину Распутину! В конце мая далёкого 2003 года, закончив дела на огороде, уехал я в Переделкино. Жена называет такие мои поездки творческим отпуском и относится понимающе. Время было непростое, на поездку пришлось денег буквально наскребать по сусекам. Номер в старом Доме творчества мне достался двухместный, но жил я в нём один. Не было бы счастья, да несчастье помогло: далеко немногие писатели могли наскрести даже по сусекам денег на творческий отпуск, так что оказалось, что я из немногих везунчиков. Другим таким везунчиком был, к моей радости, приехавший в Переделкино Валентин Распутин. Валентин Григорьевич в то время работал над новой повестью «Дочь Ивана, мать Ивана».

Пока я жил в Переделкино, позвонили мне как-то из Правления Союза писателей России с новостью, что в книжную лавку поступили новые книги – Бушина, Грибанова, Станислава Куняева… Книги, которые в самарской провинции не купишь! По пути я увидел недалеко от писательского Правления интеллигентную старушку, она раскладывала на лавке книги, как я понял, на продажу: время было непростое и приходилось вот так заниматься «коммерцией», чтобы на хлеб деньги были. Я решил хоть как-то поддержать «бизнес» пожилой москвички, стал рассматривать книги. И увидел сборник песен «Чьи песни ты поёшь. А. Пахмутова». На обложке книги – фото Александры Николаевны.

Выпущена была книга в далеком 1965 году в издательстве «Музыка». Библиографический раритет! Это сегодня можно увидеть в городах совершенно новые книги на мусорках, тема эта больная для меня не только, как писателя, но и как читателя. Ведь порой это книги, которые явно даже никто и не читал! А та, увиденная мной книга песен Николая Добронравова и Александры Пахмутовой, была сильно зачитана и изрядно потрёпана, видно было, что книгой активно пользовались. «Потрёпанность» книг меня всегда радует, говоря о востребованности книги читателями!

И вот иду я довольный, что и старушкин бизнес поддержал, и книгу уникальную обрёл, а на крыльце Правления Союза писателей России стоит сам Валентин Распутин! Ну, думаю, какой удачный день! Валентин Григорьевич увидел у меня в руках сборник песен. Спросил в своей немногословной манере: «Что это?» «Да вот, купил сейчас у бабульки недалеко…» – пояснил я, как всегда, преодолевая некоторое волнение от общения с Валентином Григорьевичем. Распутин молча взял у меня из рук сборник, неспешно пролистал и сказал, обращаясь ко мне на правах старого друга по отчеству: «Константинович, а сборник-то замечательный! Но ещё лучше будет, если авторы тебе его подпишут! А так тут много песен о Сибири нашей родной, он просто веет Сибирью…» Поневоле и сейчас помню, как перехватило у меня горло от таких простых слов, потому что хоть и живу я многие десятилетия вдали от Сибири, но чем дальше, тем больше понимаю свою неразрывную связь с малой своей забайкальской родиной.

Валентин Григорьевич раскрыл портфель, достал оттуда записную книжку: «Записывай адрес. Комсомольский проспект, 45…» И назвал номер квартиры, добавив: «По этому адресу живут Пахмутова и Добронравов. Автобус ходит. Садись и езжай к ним. Познакомься и возьми автограф». Я, конечно, выразил осторожное сомнение в том, как вот я так, без предварительной договорённости, явлюсь в семью именитых классиков, удобно ли это будет? На что Валентин Григорьевич улыбнулся: «Это хорошие люди и дружная семья. Объяснишь им всё и, поверь, тебя примут. Удачи тебе! Вечером в Переделкино встретимся!» Переходя на правую сторону Комсомольского проспекта, я думал: до чего порой удивительна жизнь – один классик отправляет меня к двум другим классикам! Такое бывает, может, раз в жизни.

Нажав кнопку квартиры, я услышал нежный мелодичный голос Пахмутовой: «Кто это?» Постарался говорить спокойно, но волнение сказывалось: «Александра Николаевна, я писатель из Самарской области. Купил раритетный сборник ваших песен «Чьи песни ты поёшь…», хотел бы, чтобы вы его мне подписали». Сказал так и подумал, что довольно странная просьба от незнакомца, но мне ответили: «Проходите!» Меня встретила миниатюрная женщина и великий композитор в одном лице, с улыбкой, похожей открытостью и застенчивостью на детскую улыбку. «А как вы наш адрес узнали?» – поинтересовалась Пахмутова. «Так мне Валентин Распутин его дал!» – не без гордости ответил я. «О, сам Распутин!» – вступил в разговор Николай Николаевич Добронравов. Я достал из портфеля сборник «Чьи песни ты поёшь…» и подумал, какая это уникальная книга, что привела меня к своим создателям!

Между тем Добронравов ласково обратился к жене: «Аленька, ты только посмотри. А сборник-то, как зачитан, видимо, до сих пор гуляет по рукам!» «Коленька, – откликнулась Александра Николаевна, – гостя приглашай за стол!» И обратилась ко мне: «Чай? Кофе?» Всё ещё робея, несмотря на радушный приём, я попросил кофе. Пил кофе и ел предложенное Александрой Николаевной простое, но очень вкусное печенье, отвечал на её вопросы о Поволжье и Самарской области, что стали мне второй родиной.

Разговор продолжился, пока не раздался звонок в дверь. Николай Николаевич подошёл к двери, поговорил и обратился к жене: «Аленька, к тебе гости с телевидения. Ты им назначала встречу? Они говорят, что да». «Хорошо, Коленька, – спокойно и ласково ответила Пахмутова, и несколько извиняющимся тоном обратилась ко мне: – Даже поговорить мы как следует не успели. Давайте договоримся, что завтра в 12 часов дня вы к нам приедете опять, сюда же. Вы где остановились в Москве? В Переделкино? Ну, тогда уж, пожалуйста, не обедайте там. Пообедаем и поговорим здесь. Договорились?

…К сожалению, на следующий день я приехать в Москву из Переделкино не смог: приболел и был вынужден прервать свой творческий отпуск. А вот когда вернулся домой, меня уже ждал подарок – заказная бандероль от Александры Пахмутовой с её сборником песен для детей и юношества «Звездопад». Да ещё с её же автографом! На этом подарки не закончились. Следующим подарком стала присланная книга стихотворений Николая Добронравова «Вера моя». И тоже с автографом!..

При всякой поездке в Первопрестольную я, конечно, думал о встрече с этой замечательной семьёй выдающихся творцов, но не хотелось обременять их, понимал их занятость. Ну а потом серьёзная болезнь сделала меня невыездным за пределы родного села…

Часто, слыша по радио и телевидению песни Добронравова и Пахмутовой, я вспоминаю встречу с этими не по таланту скромными людьми. Веру в нашу встречу-продолжение прерванной телевизионщиками беседы мне даёт надежда, наш компас земной. Надежда, которая умирает последней, если умирает вообще!

Эдуард Анашкин, член Союза писателей России, Самарская область

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
:wacko: 
:yahoo: 
B-) 
:heart: 
:rose: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-)