«Женитьба Бальзаминова». Часть 3

Осталось всего каких-то 72 часа и… Солнышко слегка спятит в зазывном сверкании. Воздух наполнится каким-то слегка пьянящим (безалкогольным!), независимо от возраста граждан определённого пола, необыкновенным ароматом и свежестью, особо подчёркивающими внешние и душевные данные граждан противоположного дружественного пола.

А ещё особо звонко подадут свой глас представители пернатых (днём) и выдадут эффектные вокализы-хиты (вечером и позже) представители… мявчущих. Ну, в общем, грядёт Самый весенний День с большой буквы и цифры «8», когда все представители сильного пола нашей страны ринутся с поздравлениями, признаниями в любви и подарками к подругам, жёнам, сёстрам, мамам и бабушкам.

В связи с наступающим праздником Нежности, Красоты и Доброты «Телемания» спешит поздравить всех вас, дорогие мои читательницы, и пожелать всем счастья, очарования, радости и любви!

Накануне такого События самое время продолжить историю появления замечательного «матримониально»-комедийного шедевра отечественного кинематографа – картины мастера-режиссёра Константина Воинова «Женитьба Бальзаминова», коей исполняется в этом году юбилейных 60 лет! Кроме того, нельзя не отметить, что сие красочное, весёлое и любимое уже не первым поколением зрителей кинопроизведение вполне даже отвечает тематике грядущего праздника. А всё от того, что в оном, не считая главного героя, лидируют и ведут свою игру, бесспорно, дамы, причём «звёздного» плана, – 10 основных ролей против трёх (включая главного героя) мужских (не считая крохотных эпизодических и массовых сцен).

Ну что, продолжим? Тогда вперёд, в середину XIX века, в тихую патриархальную Москву, в роли которой, напоминаю, снимался, начиная с конца мая 1964 года, город Суздаль…

Как картину «рисовали»

Довольно долго и тщательно искали локацию «Сад купчихи Белотеловой». Кто-то из местных, суздальских, посоветовал Воинову сходить на Кремлёвскую улицу, которая была не совсем окраинной, но часть её представляла довольно интересное, как выяснилось, для киношников место. Когда группой всё было подготовлено, в кадре предстала удивительная по красоте картина, словно вышедшая из-под кисти знаменитого живописца Бориса Кустодиева «Купчиха за чаем», – яркая, колоритная, необыкновенно «старомосковская» и захватывающе красивая. На «картине» – сад и роскошный чайной стол со сверкающим самоваром. На троне-кресле восседает, подобно царице, полнотелая купчиха с типичной причёской, в дорогом красном платье и ожерелье, томно попивая чай с вареньем. За всем этим среди густой зелени деревьев вздымаются в голубые, со снежно-белыми облачками, солнечные небеса синие купола церквей, белые колокольни и железные коричневые крыши богатых деревянных домов. Ожившая картина…

Однако в реальности за «холстом» картины было всё несколько по-иному. Начнём с того, что сада… не было. В той части Кремлёвской улицы, что облюбовали киношники, цепкий глаз оператора-постановщика Георгия Куприянова сразу определил подходящую точку для съёмок сцены. В кадр эффектно попадали купола одного из многочисленных храмов Суздаля и масса зелени, среди которой прятались вполне реальные жилые, но идеально подходящие по фактуре деревянные дома и крыши оных. И ещё много красоты…

Факт об операторе. Удивительно, но «Женитьба Бальзаминова» стала первой полнометражной работой оператора Куприянова в большом кинематографе!

Опытный в своём деле главный художник киногруппы Феликс Ясюкевич довольно быстро набросал эскизы того, что будет в кадре, – режиссёр одобрил. Вскоре на пустыре довольно высокого земляного вала (когда-то в далёком прошлом он представлял собой оборонительное сооружение), заросшего, как по заказу, травой и подходящим по густоте терновником, декораторы по правую сторону кадра установили массивный бревенчатый забор. Через него должен был перелезать «от чувств-с» перепуганный Бальзаминов в костюме башмачника, спасаясь от соседских собак братьев и сестёр Пежёновых. Далее принесли стол с соответствующим чайно-кулинарным антуражем, антикварным самоваром и сервизом, установили такое же антикварное кресло, усадили томную вдову-купчиху, шуструю сваху, возле забора на скамеечке «водрузили» бабулек-приживалок, добавили весёлую юродивую старушонку. С противоположной стороны усадили пятерых дворовых девок с шитьём. Вот она, картина, во всей красе!

О страданиях свахи аппетитных

Снимали сцену «Сад купчихи Белотеловой» в течение трёх дней, поделив её на несколько эпизодов. Одним из первых был с участием как самой «болезной от скуки» Домны Евстигнеевны – Нонны Мордюковой, так и свахи Красавиной – Лидии Смирновой. Последней пришлось особенно тяжело – актриса должна была кушать с большим аппетитом кусок печёного пирога, щедро сдабривая его вареньем. Что ж тут тяжёлого? А то, что Смирновой пришлось это делать в течение… 15 полноценных дублей! И «сваха» самоотверженно, героически наворачивала пирог… до отвращения, до тошноты. По иронии, при дальнейшем монтаже в фильм был взят предпоследний, 14-й дубль.

Сигая в пруд

Как известно, в саду Белотеловой имелся заросший пруд, куда в ужасе от вида перелезшего через забор чумазого Бальзаминова запрыгнули сваха и челядь вдовушки. В реальности сей водоём находился аж в полутра километрах от «сада» купчихи. Для того, чтобы дамы эффектно сигали в пруд, были построены специальные деревянные помосты. На всех актрисах были здоровенные болотные сапоги, и когда они выходили из пруда, по команде режиссёра длинные платья приходилось поднимать только под определённым углом, иначе в кадр лезла «посторонняя» обувь. Сняли дубля с 8-го.

О кошмарно-поцелуйном

В этом же «Саду купчихи Белотеловой» немало мучений режиссёру и актёрам принесла яркая, ныне такая же знаменитая сцена со страстными поцелуями перепуганного, прижатого к брёвнам забора Бальзаминова. Один дубль… второй… третий… четвёртый… И каждый раз бедного Вицина – об забор. Об забор. У того аж голова тряслась. А у Нонны Мордюковой всё никак не получалось то, чего требовал режиссёр. Пятый дубль… шестой… седьмой… «Вот как надо Бальзаминова целовать!» – закипающий Воинов, схватив за плечи Вицина, начал смачно показывать, как это надо делать. Мордюкова начала стараться и тоже закипать. Дубль восьмой… десятый… семнадцатый… Всё лицо несчастного «Бальзаминова» было уже красным, шея – тоже, актёра только успевали «маскировать» гримом. Ещё и небольшая травма приключилась, когда в порыве страсти «вдовушка» внезапно оцарапала возлюбленного об гвоздь в заборе. Опять не то! Воинов, вновь едва сдерживая раздражение, показал актрисе, как надо действовать. Мордюкова, взбеленившись, заявила: «Погоди, паразит, вот сейчас возьму и точно повторю… нет, скопирую твою кобелиную интонацию!» – и прибавила ещё кое-что не совсем приличное. Сгребла в охапку Вицина и давай нацеловывать, а потом томно-угрожающим голосом: «И чтобы он ко мне… каждый день…» «Стоп! Стоп! – радостно завопил режиссёр. – Молодец, Нонночка, миленькая! Прекрасно! Сняли!» Это был 29-й дубль…

Все – в кадр!

Фильм, хотя и снимался по театральной пьесе – трилогии А. Островского, был отнюдь не камерным, в нём хватало массовых и даже масштабных сцен, прежде всего связанных с мечтами Мишеньки Бальзаминова, видящего себя то бравым генералом, то царём-батюшкой «всея Руси». В первом случае к съёмкам привлекли, по старой доброй советской киношной традиции, реальных военных армейцев, во втором, кроме служивых, облачённых в костюмы стрельцов, было приглашено не менее двух сотен суздальцев. Кроме этих сцен, массовок и групповок в «Бальзаминове» хватало с избытком. Снимались едва ли не все жители Суздаля, для которых участие в фильме было настоящим праздником, да ещё и с приятным дополнением в виде гонорара – каждому от 3 до 7 рублей за смену.

Танец в 40 градусов

Константин Воинов во время работы над своей «матримониальной» комедией показал себя ещё и с совершенно неожиданной стороны – выступил как… хореограф, чем крайне удивил всю съёмочную группу, поскольку никогда ни в чём таком замечен не был. Именно он придумал невероятно забавную полечку, которую принародно лихо отплясывал на городской площади в финале картины на радостях пьяненький от наступающего богатого семейного счастья Мишенька Бальзаминов в цилиндре и во фраке. Отплясывал под весёлую и ныне такую узнаваемую лёгкую мелодию композитора Бориса Чайковского, чей, как сейчас говорят, саундтрек к фильму – яркий, воздушный, как бы «цветной», очень русский и самобытный, стал музыкальной классикой отечественного кинематографа. Добавлю лишь одно. Перед каждым дублем (их было сделано порядка десятка) режиссёр сам уточнял, как танцевать полечку, и… показывал, как надо правильно. Съёмки танцующего Бальзаминова велись в ясный погожий денёк, когда столбик термометра уходил за отметку +40 градусов на солнышке… Что ощущали при этом оба танцующих, остаётся только догадываться…

60 лет триумфа

Съёмки фильма в общей сложности заняли три месяца. Ещё три с лишним месяца ушли на монтаж и озвучку, и в праздничном финале всё того же 1964 года, 24 декабря, шестая по счёту картина Константина Воинова – комедия «Женитьба Бальзаминова» – вышла с триумфом на всех экранах СССР, а уже в следующем, 1965-м, стала одним из лидеров проката в нашей стране. Вскоре эта блистательная лента, коей исполняется в этом году 60 юбилейных лет, вошла по праву в золотую сотню великих картин-шедевров, пройдя испытания временем и новыми поколениями зрителей, прочно став классикой и гордостью отечественного кинематографа.

В финале нашей сегодняшней встречи всех-всех-всех милых читательниц «Телемании» – ещё раз с наступающим праздником Весны и Любви! Всем радости, красоты, солнечных улыбок и… замечательных фильмов!

Сергей Балахнин,
иллюстрация автора

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
:wacko: 
:yahoo: 
B-) 
:heart: 
:rose: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-)