Я, Стромилов Владимир Николаевич, ветеран педагогического труда, направляю вам материал о школьных годах героя-хирурга Евгения Бывалина. Я его бывший школьный учитель.
В недавней новостной программе, а затем и на портале «Чита.Ру» прошла информация о героическом поступке хирурга, капитана медицинской службы Евгения Валентиновича Бывалина. Я дважды поздравил его – когда просмотрел сюжет по телевидению во время его прилёта в Забайкалье, на малую родину, и второй раз, когда поступила информация о награждении Евгения медалью «За спасение погибавших» за проведённую операцию на открытом сердце российского воина, что спасало тому жизнь. Операция проводилась в подвале жилого дома, оборудованном под операционную. Помощь в проведении операции оказывала только одна операционная сестра.
Поздравил дважды, потому что 52-летний Евгений, а для меня просто Женя, являлся учеником Балейской школы №6, моим учеником. Я хорошо помню его как способного, дисциплинированного, всегда подтянутого, физически развитого подростка, а после –юношу. Учился он только на «хорошо» и «отлично». Был фанатом туризма, активным участником многодневных и однодневных походов по району, победителем районных и областных туристических слётов в составе команды юных туристов школы.
Бессменным руководителем тургруппы была Людмила Михайловна Стромилова, моя жена. Ребята с большим желанием ходили на её занятия, которые иногда вечерами продолжались и у нас дома. Но это не мешало нашей семье, наоборот – приветствовалось. В программу туристической группы входило не только краеведение, но и физическая подготовка, закаливание – умение переносить и январский холод, и летний зной, умение поставить палатку, в дождь и снег развести костёр. У нас с Людмилой Михайловной не было практически ни одного свободного выходного дня. С утра мы с юными туристами выходили в однодневные походы, где организовывали тренировки по преодолению туристической полосы препятствий, занимались спортивным ориентированием. Учили в походных условиях готовить пищу. Для этого назначались костровые и повара. Часто с ребятами – членами команды туристов – мы ходили в горы, что находятся в районе Новотроицка, осваивали азы скалолазания. Евгений был одним из самых активных членов туристической группы.
И все эти занятия преследовали цель вырастить детей выносливыми, смелыми, способными спокойно, без паники, преодолевать возникающие трудности. А также воспитать любовь к родному краю, уважение к ветеранам Великой Отечественной войны.
Но это была лишь часть работы. Другая её часть ложилась на плечи Лаврентия Сергеевича Чупрова, буквально влюблённого в работу по военно-патриотическому воспитанию детей. Его ученики на уроках начальной военной подготовки осваивали автомат Калашникова, выполняя нормативы по его разборке и сборке, учились стрельбе из пневматической винтовки, а после и из малокалиберной винтовки в тире, который был создан Лаврентием Сергеевичем совместно с учениками старших классов в подвале соседнего дома.
В школе был создан военно-патриотический клуб «Отвага». Проводились военно-спортивные соревнования «А ну-ка, парни!». В обязательном порядке – военно-спортивная игра «Зарница», в которой участвовали юнармейцы каждого класса, в том числе и учителя, которым позволяли возраст и здоровье, и конечно, все мужчины – учителя школы во главе с директором.
Пишу я это не ради бахвальства, а потому что когда я разговаривал с Женей о его подвиге и поздравлял с награждением медалью, он сказал: «Это вам спасибо за ваши занятия с нами, за то, что подготовили нас преодолевать трудности, что крайне необходимо сейчас на фронте». И тогда я сказал ему: «Если это так, то я жил и работал не зря».
В тот же день, 11 января, я поздравил его маму Бывалину Светлану Георгиевну, с которой мы долгие годы работали вместе, за то, что она воспитала и вырастила такого сына. Выслушав мои поздравления, она поблагодарила меня и всех учителей Балейской школы №6, работавших в те далёкие годы, за их вклад в воспитание её сына-героя. Она же поведала мне, что проведённая Евгением операция, – одна из многих других операций, которые он провёл со своей командой на фронте, спасая и возвращая к жизни наших воинов.
Всё, о чём написано выше, было в 80-е годы прошлого века, когда каждая школа должна была заниматься и учебной, и воспитательной работой. Позже, начиная с 90-х годов, по велению государственных чиновников от образования воспитательная роль школы была сведена на нет. Школа должна была растить только цивилизованных потребителей – такую линию проводили они. Военно-патриотическое воспитание было отменено, как и уроки начальной военной подготовки.
Но вот сейчас, спустя 30 лет, в течение которых образование страны «рвалось на Запад» под крылом так называемой международной соросовской программы образования, разлагающей личность ребёнка, финансируемой ярым врагом России миллиардером Д. Соросом, мы вновь стали поднимать вопрос о воспитательной роли школы. Война на Украине заставила это делать…
И сейчас, если меня, как бывшего директора школы, спросят, какая роль школы должна быть на первом месте, учебная или воспитательная, я твёрдо скажу – воспитательная, не умаляя при этом обучающей роли школы. Как этому учил нас великий советский педагог Антон Семёнович Макаренко.
Владимир Стромилов,
фото из личного архива автора