С удовольствием читаю статьи Антона Доценко, особенно о людях на природе. Запомнилась мне, например, тонкая классификация рыбаков. Видно, что человек рыбалку любит и рыбаков знает.
Я когда-то, совсем в детстве, предпринимал истребительные походы на гольянов, другой рыбы в окрестностях не было. Давно уже на моих руках нет крови малых сих, чист я от убиения этих безгласных позвоночных, но рыбу – грешен я – предпочитаю мясу, не в обиду будь сказано вегетарианцам. С отрадой вспоминаю нашего прохиндея кота Ваську, заискивающе тёршегося о мои ноги в предвкушении праздника живота…
А в №5 задумался Антон «на меже»: «Эх, мужики… Такие вы, растакие и ещё вот какие!» Вспомнил он о разговорах со своей благоверной, в которых возникают укоры, попреки, неудовольствия по гендерному принципу: «А вот ваша сестра… А вот ваш брат!» Но, в отличие от усатой, бородатой и безусой братии, часто нетвёрдо стоящей на ногах, становится знатный рыбак на сторону противоположную, сторону, вооружённую слезами и очень редко – скалками. Большой плюс ему за это.
И пришла мне мысль обратиться к забайкальским дамам: вот бы кто из «вашей сестры» прошёлся бы «по вашей же сестре» с таким искусством. Тем более что «ваша сестра» может быть гораздо ядовитее в оценках своих подруг, соратниц по полу, чем «наш брат». Такую шпильку может воткнуть в больное и небольное место «своей сестры» – сошлюсь на Гоголя, – что только держись. Иногда даже не по дамскому легкомысленному делу, просто так, узнать реакцию товарки: молча проглотила, взбеленилась, расплакалась, затаила фигу в кармане, устроила скандал или бурное обсуждение в отсутствие супротивницы, а может, даже взаимные парикмахерские услуги по взбадриванию причёски. Кто знает, до какого удивительного разнообразия могут дойти во взаимном общении «просто приятная дама» и «дама приятная во всех отношениях»?!
Об этом удивительном разнообразии в отношениях могла бы поведать одна из «ваших сестёр», пусть даже под псевдонимом из-за опасения злых языков, а злые языки, как вы знаете из «Горя от ума», страшнее пистолета.
И эта исповедальная проза приятно бы уравновесила вполне обоснованные упрёки Антона своему полу, получила бы обоюдное признание и тех и других разнополых homo sapiens’ов в Забайкалье, да и за мной бы не заржавело.
Уравновесила бы, да много ли в этом было толку?! Упрёки в «кобелизме» и «кобылизме» мы слышим в цензурном и нецензурном виде, а из упрёков какие следствия? Что-нибудь меняется? Да почти ничего, за исключением расширения владения «изысканной русской словесностью» с дошкольного возраста.
Хотелось бы, чтобы будущие авторы или авторицы – простите мне неологизм – по теме поднялись от Иванова (ой), Петрова (ой), Сидорова (ой), поднялись от индивидуальных проявлений и фактов к их обобщению. Как, например, повлияла на дикость нынешних отношений русская патриархальность, советский «коллективизм» (кавычки нужны), приведший, по моему мнению, к социальному мазохизму. Как сказались на том большие потери прежде всего мужского населения от репрессий и войн, истребление собственнических инстинктов крестьянства – всё вокруг колхозное, всё вокруг моё; переход основной массы населения в города и связанные с этим проблемы и т.д., и т.п.
Итак, от отдельного факта – к социальному явлению! Или, наоборот, от социального явления – к доказательным фактам! Всего доброго на этом пути!
Николай Епишкин, г. Чита
фото cz.sputniknews.com