Недавно я стал невольным свидетелем жуткого ДТП на агинской трассе, закончившегося относительно благополучно, если не считать пятерых раненых и сильно травмированных людей, двух разбитых всмятку иномарок и убитой коровы на шоссе между Агинским и Нижним Цасучеем.
Самое главное, что все люди из двух автомашин чудом избежали смерти, хотя были в этой аварии и тяжкие последствия – переломы рёбер и таза у одной пассажирки. Все остальные отделались ссадинами, порезами и сильными ушибами. Происходящее было похоже на то, как испытывают новые автомобили, наезжая на неподвижное препятствие с манекенами в салоне на скорости 60 км в час. Но тут-то скорости были почти в два раза выше. Такая счастливая концовка страшного дорожного происшествия, невероятное везение для участников ДПТ позволяют отступить от сухой информации и поменять стиль изложения, поговорить шире о подобных инцидентах на дорогах. В данном случае ДТП случилось из-за одной коровы, оказавшейся каким-то образом в глухую и тёмную ночь прямо на скоростном участке асфальтовой дороги.
Жуть на асфальте
А угораздило автора оказаться на месте аварии следующим образом. Едет водитель в час ночи по пустой трассе на приличной скорости и с небольшой горки видит, что недалеко впереди, описывая непонятные круги, светит бледно-голубой огонёк на небольшой высоте от земли. Водителю, сильно опешившему, невзначай мгновенно подумалось: «Инопланетяне, что ли?!» Но в следующий миг он увидел почти прямо перед собой чёрное днище автомашины поперёк трассы и стоящего на боковой двери человека, машущего телефоном со включённым дисплеем. Если бы не этот парень с лицом в крови, сумевший просигналить нашему водителю экраном телефона, то неизвестно, смог бы он в полнейшей темноте объехать еле видимый завал препятствий, состоящий из мёртвой коровы с краю шоссе, двух иномарок, сильнейшим образом покорёженных.
Объехав место ДТП и остановившись, наш водитель, схватил фонарик и побежал к машинам, где копошились люди. Несмотря на страшную картину, все были живы, но сильно травмированы. А копошились двое мужчин, пытаясь через окно боковой двери вытащить наверх пассажиров-женщин из машины.
Вытащить одну из двух женщин с трудом удалось, но спустить её с боковины машины с высоты 2 метров, затруднительно. Понятно, что пассажирка сильно травмирована. Но водитель этой машины по имени Олег, взял её на руки и спустил на землю. Дозвонившись до скорой помощи, люди с нетерпением ждали… Но первыми на место аварии прибыл УАЗик спасателей. Затем пожарный «Урал», ДПС-ники и лишь потом появилась «скорая» – УАЗ-таблетка из посёлка Агинское. МЧС-ники, прибывшие раньше, это спасатели из расположенного примерно в 10 км от места происшествия села Цогто-Хангил.
Врачи скорой, оперативно кому-то на месте оказали медицинскую помощь, двух женщин увезли в окружную больницу.
Поначалу при звонках в скорую, никто не мог определить, на каком же километре случилось это ДТП, не знали куда звонить – в Нижний Цасучей или в Агинское, но окружной центр был намного ближе, и к тому же там должно быть оснащение куда лучше районной больницы.
Я, дождавшись почти конца развязки происшествия, в каком-то непонятном состоянии от пережитого стресса и увиденного, отъехал от жуткого места.
Эмоции
У всех участников ДТП, и не только у них, а у всех людей, кто, проезжая мимо или оказавшись рядом, видел картину случившегося, сильно повышалось давление.
Они вели себя по-разному. Один из участников ДТП, точно как в трансе, молча ходил туда-сюда, другой, еле стоя на ногах от пережитого, ушибов и травм (пьяных, похоже, не было среди участников), осипшим голосом чуть слышно давал пояснения гаишникам. Другая, это уже свидетельница, на эмоциях и чуть не крича, громко, нервно отвечала на вопросы сотрудников полиции в патрульной машине. Её можно понять: она на этой же трассе уже попадала в аварию из-за пьяного водителя.
Следующий подъехавший, похоже, добрый по натуре человек, приговаривая что-то про себя, зачем-то заботливо укрыл голову мёртвой коровы светящейся жилеткой. Затем отметил, что скот надо красить светоотражающей краской, что совершенно верно. Животных с близлежащих стоянок и вправду надо бы подкрасить белой дорожной краской для асфальта.
Конечно же, в настоящем шоке находились чуть-чуть не перешагнувшие смертельную черту в ДТП водители искорёженных и не подлежащих восстановлению машин.
А автору этих строк, имеющему большой водительский стаж, вспомнился случай на ночной дороге за Новой перед Атамановкой, когда водитель «Жигулей» въехал в стоявшую без габаритных огней и без установленного аварийного знака фуру, сидевшая рядом его жена погибла. Тогда пришлось помогать голыми руками отрывать крышу автомашины и доставать тело женщины. Это было ещё до установки освещения на этом участке «федералки». Сейчас там светло ночью, и всё хорошо видно, а тогда было темно.
Как сделать так, чтобы людского горя на ночных трассах в подобных случаях было меньше?
Что делать-то?
Надо сказать, что на агинской трассе подобные ДТП с животными случаются часто, и большей частью именно в это летне-осеннее время. Как-то утром, проезжая через этот участок, видел сплошную кровавую полосу шириной 3 метра и длиной метров 10–20. Это какая-то тяжёлая машина, сбив животное на дороге, протащила его перед собой десятки метров.
Дорожникам, ответственным за участок трассы, где много животных, видимо, надо обязательно устанавливать временные (летние) знаки, что домашний скот на пути может оказаться на этих километрах в любую минуту.
По моему же мнению, надо бы дополнительно что-то делать в плане прививки животным с близких стоянок боязни не только транспорта, но и асфальтовых дорог. Раньше, ещё в советское время, скот панически боялся техники, убегая подальше, лишь заслышав гул мотора, чего сейчас невозможно представить. Посмотрите, как летом коровы стоят на асфальте и ничуть не пугаются идущего мимо них транспорта. Как ни смешно это может звучать, дорожникам и всем небезраличным необходимо организовать такое «запугивание» обнаглевшей скотины, используя палку-шокер с действием тока, подобную электропастуху, нещадно тыкая прямо из машины остриём прибора. Тогда, вероятно, скотина будет быстро убегать от только появившегося на горизонте транспорта, и подобных столкновений с животными всё-таки станет меньше. Только кто возьмётся за такой нетривиальный приём в борьбе со смертельными происшествиями на дорогах?
Возможно, стоит вмешаться в ситуацию администрациям края и округа, издав специальное распоряжение об усилении ответственности владельцев стоянок вдоль трасс. Хозяевам необходимо помнить, что на них может упасть серьёзный материально-моральный груз ответственности в случае ДТП с их безнадзорным скотом.
А с водителей надо спрашивать, чтобы они на таких дорогах были предельно внимательными и осторожными, не превышали скоростной режим. Им же при ДТП положено сразу выставлять аварийный знаки и спереди, и сзади. Кстати, в обеих машинах этого происшествия почему-то их не оказалось. Из-за отсутствия аварийных знаков или пренебрежения к их установке могут случиться и случаются разные нехорошие истории. Например, в одном таком случае, довольно давнем, колхозники из Гунэя, пытаясь завести заглохший ГАЗ-53 с досками в трёх км южнее от места данной аварии, не удосужились не то чтобы выставить «аварийку», но и просто дать знак приближающейся сзади машине о том, что на полосе находится неисправная техника. Тогда эта трасса была на порядок новее и «скоростнее», а автору тогда тоже чудом удалось избежать наезда на грузовик незадачливых парней. Ещё, как помнится, шла встречная машина, из-за которой дальний свет отключается, а стоящую без габаритов машину можно увидеть только на критически близком расстоянии. Здесь зевать нельзя никак.
Хотелось бы дополнить, что агинской скорой помощи необходимо иметь более скоростную «неотложку», чем УАЗ-таблетка с его допотопной ходовой, который может в любой момент из-за неизбежного превышения низкой его скорости стать жертвой ДТП с тяжкими последствиями – таких случаев было немало… Не место УАЗам на современных скоростных трассах. Модели 60-летней давности в качестве скорой помощи – такое возможно только в России. Говоря о других странах, надо упомянуть, что на всех больших дорогах США стоят сетки из пластика, ограничивая доступ животным на скоростные трассы. Лишь олени изредка осенью во время гона могут перепрыгнуть двухметровую стенку и стать жертвой автомобиля, одновременно вызвав увечья у людей в машине. У нас тоже необходимо на таких дорогах, как агинская, срочно огораживать хотя бы те участки, где много скота. И неважно, каким ограждением.
А сейчас остаётся сказать: будьте осторожны, внимательны на дорогах и к дорогам! Это поможет избежать страшных последствий подобных дорожных происшествий.
Здрствуйте. Моё имя Олег. Хочу с одной строны поблагодарить автора статьи Геннадия «животные на дороге» с другой стороны хочу опровергнуть не правду от автора. 23 июня мы с сестрой Оксаной ехали в сторону Н.Цасучея, в 23.30 на пятом км. от Цокто-Хангила заметил на своей полосе сбитую корову, начал тормозить и объезжать, зацепил эту корову правым бортом. Через 20 метров, в кромешной темноте поперёк дороги стояла т. Камри сбившая корову. Произошло столкновение, машины перевернуло на бок. Мы с сестой долго не могли освободиться от ремней безопасности, которые нам спасли жизнь,но сломали рёбра. Оксана отстегнув ремень велезла через стекло задней двери, слезть с машины ей помогли проезжавшие мимо люди,большое им спасибо. Девушку звали Олеся, со своим братом, она помогала, как могла, сестре до приезда скорой помощи ДПС,МЧС и скорая помощь приехали быстро.Дальше протокол, эвакуатор и.т.д..Что хотел бы пояснить. Если бы у водителя Бато, сбившего корову были бы права на вождение т.с.,если были бы влючены фары,габариты, а главное аварийка, был поставлен знак треугольник, хотя бы жилет светоотражающий, то аварии бы не случилось. Соглано статье 81 скот должен пастись с пастухом, загнан до 22 часов и быть пробиркованным. Всего этого не было ,что даёт возможность избежать наказания хозяина коровы. Так же вдоль дороги не было знака «осторожно животные» самое печальное в этой истории то что пострадала моя сестра,ей удалили селезёнку. Хочу поблагодарить всех кто помог, людям проезжавшим мимо и давшим мне фонарь, моим жилетом была накрыта голова коровы и выставлен мой треугольник. Геннадий почему то утверждает, что у меня этого не было, да и ещё много чего напридумывал от себя. Зачем? Может просто богатая фантазия?Хотя спасибо ему за освещение темы»животные на дороге»