Время было неблагополучное – 90-е. У людей было ощущение безнадёги. В селе, где я жил, развлекались одним – бухлом. Отец тоже пил. Так он забывался, уходил от проблем. А мы, пацаны, считали, что выпить – это как повзрослеть, ну, типа мужиком стал. И «стал» я им в 12 лет.
Все в деревне знали, где можно купить спирт. Нам, семиклассникам, продали его без проблем. Вот она, примета времени!
Купили литр, развели водой, уселись на портфелях в овраге за домом моего друга. Нас трое было. Расслабило, весело нам стало, напились мы тогда в дрыбаган. Домой пришёл по темноте, мать корову доила – не увидела сразу, а отец сам пьянющий был, валялся под забором. Наутро от мамы мне досталось, она ругалась и плакала. Но это не остановило меня, мои выпивки становились нормой для меня и моего окружения.
К 16 годам я стал зависим от спиртяги. Тянуло со страшной силой. Но тогда никого – ни меня, ни моих друзей – такое пристрастие не пугало. Это было нормой. Тогда и многие девчонки пили.
С будущей женой познакомился в клубе. Красавица – длинные русые волосы, синие глаза. Боялся подойти к ней. На помощь пришёл алкоголь. Выпил – осмелел, пошёл знакомиться. Стал ухаживать. Гуляли вечерами, к ней я ходил трезвым. Полюбил я её, стыдно с ней заплетающимся языком говорить. Но всё же тяга к «расслаблению» была, с друзьями напивался «в зюзю». А с Иринкой продружили три года и поженились.
В браке родилась дочка. Ох, и отметил я её рождение! Гуляли 10 дней. Жену из роддома я не встретил. С тех пор она стала смотреть на меня другими глазами. Ненадёжный я стал для неё. Нет-нет, да припомнит, упрекнёт. Я ей: «Все пьют, и я пью!»
Чаще и чаще стал пить, не просыхал по 10 дней, неделю отдыхал и по новой.
Когда дочке было три года, жена не выдержала и выгнала меня из дома. Я – к матери. К тому времени она разошлась с моим отцом-пьяницей и вышла замуж за нормального мужика. Мама и отчим продержались полгода и тоже выгнали меня – отчаялись, когда я стащил вазу у матери, чтобы выменять на бутылку.
Стал мотаться по друзьям, таким же пропащим, как и я. Жил в грязи, ели что попало. В какой-то момент стало жалко себя – дома-то чисто, вкусно, а я бич бичом. Решил завязать. Закодировался. Пришёл домой. Приняли. Год прошёл, как в сказке. Жена, конечно, была рада, но опасалась, что я снова возьмусь за старое.
Случай не заставил себя ждать. На Новый год приехал в село друг детства. Решили отметить рюмашкой. Сорвался я. Опять запой, второй, снова и снова… Опять друзья, опять дно.
Такими кругами я ходил три раза. Три! Жена и дочь просили бросить, но я не мог. Это было сильнее меня. Жена отчаялась и перестала меня принимать. Не верила, что брошу пить. Я упал на самое дно. Ненужный ни жене, ни родителям, ни себе, я погибал, пока брат не познакомил меня с методом Шичко. С помощью этого метода я вытаскивал себя сам. За волосы, за уши тянул со дна жизни. Понял, что все проблемы – слабости, оправдания, нытьё, вся зависимость – программа в голове. Семьи уже не было, но я решил, что должен спасти себя.
Сегодня пять лет, как не пью. Есть работа. Хорошо зарабатываю, умею радоваться без алкоголя. Надеюсь, что ещё встречу родного человека…
Олег ИВАНОВ (имя изменено)