УФСИН. Консервация

А также: откуда в колонии новенький трактор и что ещё нужно сельскому хозяйству, в котором с рабочей силой проблем нет

Уборочные работы сейчас завершаются не только на полях ферм и других сельхозпредприятий. Управление федеральной службы исполнений наказаний по Забайкальскому краю нельзя отнести ни к первым, ни ко вторым. Но на территории колоний и землях, безвозмездно переданных им муниципалитетами, выращивают зерновые и овощные культуры, разводят скот. Есть свои достижения и трудности на этом поприще. Рассказывает начальник отдела трудовой адаптации осуждённых, подполковник внутренней службы Алексей ИЛЬИН.

Про клубнику и кабачки

– Алексей Викторович, давайте начнём с того, какой базой располагает УФСИН Забайкалья, а после перейдём к итогам страды.

– База у нас небольшая. Сельскохозяйственными работами занимаются первая, вторая, пятая, шестая, седьмая, восьмая, десятая, одиннадцатая колонии – восемь исправительных учреждений из десяти. В двух выращивают огурцы (устроено тепличное хозяйство) и морковь. Остальные используют другие возможности, и возделываемые площади там значительно больше.

Общая площадь сельскохозяйственных земель у нас составляет порядка 152 гектаров. Из них 125 занято зерновыми культурами, 19 задействовано под выращивание картофеля и около восьми – под различные овощные культуры, это, в первую очередь, свёкла, морковь, капуста.

– Были новости, что в ИК стали выращивать клубнику.

– В ИК-8. К каждому кустику (их более 100) подведена система капельного полива. Урожаи богатые. Но большой погоды клубника нам не делает. Скорее, как экзотика, площадь отведена небольшая, ягоду продают населению. В любом случае, опыт неплохой: не каждому огороднику, по себе знаю, удаётся добиться выживаемости кустов зимой – колонисты её выкапывают, сохраняют, весной высаживают в теплицы, потом – в открытый грунт.

К слову, теплицы запускаем уже в феврале (подведено отопление), и действуют они до ноября.

– Рассаду растите сами?

– Сами. И не только для себя.

Год назад впервые вырастили кабачки. Очень неплохо они у нас пошли, и объёмы по этой культуре можем наращивать большие. Единственное – из-за того, что кабачки недолго хранятся, урожай будет проблематично быстро освоить.

– Но хранилища есть?

– Да, и овощи удаётся сохранить почти до лета. Подспорье, конечно, хорошее. Летом колонии в основном переходят на сухие овощи – короткий период до нового урожая.

– Заготовками не занимаетесь?

– Заготовки для нас – дело новое, и буквально сейчас на базе ИК-8 в посёлке Карымское запускаем линию по овощным маринадам. Закупили оборудование по федеральной целевой программе. На консервацию пойдут капуста, морковь, огурцы. Возможно, добавится свёкла, и хорошо бы, чтобы получилось с луком. Лук мы ещё не выращивали, но возможности такие есть, и есть запрос – начальник колонии-поселения №6 вышел с инициативой. Колонии в основном закупают сухой лук, который, конечно, по качеству уступает свежему и маринованному. Так что в будущем году попробуем вырастить лук для заготовок.

Линию запустим 20 октября. Начнём с достаточно большой партии консервации. Контракты на поставку капусты и моркови заключили.

– Со сторонними организациями?

– Морковь своя (ИК-8 поставляет), а капусту в этот раз будем закупать на стороне: свои учреждения пока нужный объём дать не могут. Надо 4,5 тонны. Но весной о маринадах речь ещё не шла, и в посадочную кампанию это было не запланировано. На следующий год капусту однозначно будем выращивать на своих площадях и именно для производства овощных маринадов.

– Что за федеральная целевая программа?

– «Развитие уголовно-исполнительной системы на 2018–2026 годы». Всего по ней было выделено 8 миллионов 800 тысяч рублей. Миллион мы потратили на закупку производственной линии, и это, в принципе, позволит полностью удовлетворить потребность нашего заказчика – «тыла» – в заготовках. Так мы называем отдел тылового обеспечения, который занимается закупками всего необходимого для содержания осуждённых, заключает контракты с внутрисистемными поставщиками – нашими учреждениями или из других регионов (в основном это Иркутск, Челябинск, Красноярск). Из-за того, что наши учреждения ближе, у нас есть небольшие преимущества в доставке. Ну и возможности выращивания тех же овощей тоже есть.

– Забайкальские фермеры в торгах участвуют?

– Да. Аукционы открытые. С предпринимателями активно взаимодействуем. «Новый материк», например, нам поставлял картофель в больших количествах.

Чего не хватает

– Насколько УФСИН Забайкалья перекрывает собственную потребность в овощах?

– В среднем процентов на тридцать. По единичным учреждениям, которые у нас находятся в Нерчинском районе, ИК-1 и ИК-11, – на сто. Но там и площади позволяют (у других учреждений не так хорошо с площадями), и техника.

– Как оснащаетесь? Лизинги, кредиты, субсидии ведь вам, госучреждению, не доступны?

– Это всё, конечно, не доступно. Но на федеральном уровне в последние годы на трудовую адаптацию осуждённых стали обращать гораздо большее внимание, и та программа, о которой я уже упоминал, позволила нам пустить на развитие сельскохозяйственной базы значительные средства. Кроме линии консервации, в 2020 году смогли купить и трактор (раньше за счёт прибыли учреждения технику покупали, но латаную-перелатаную), и новое прицепное оборудование – картофелесажалки, картофелекопалки; культиваторы для обработки почвы.

Оснастили очень хорошо, но пока только одно учреждение.

– Объём ассигнований как-то зависит от ваших сельскохозяйственных успехов?

– Перед нами ставят немного другие задачи. Первоочередная – стопроцентное трудоустройство осуждённых, особенно в колониях-поселениях. Сельское хозяйство в этом плане – дело хорошее, но сезонное, стопроцентное трудоустройство можем дать только с мая по октябрь.

Осуждённые в колониях-поселениях ведь трудятся не только на территории и объектах УФСИН. В этом году они вообще нарасхват: из-за ситуации с коронавирусом китайцы и другие иностранные рабочие не приехали. Договоры о предоставлении рабочей силы заключаем с муниципалитетами и предпринимателями. Отделка зданий и сооружений, установка мусорных контейнеров и т.д. Работы много.

– И всё-таки что мешает вам самим полностью обеспечивать себя хотя бы овощами? С рабочей силой и дисциплиной, кажется, проблем нет? Это сельхозники жалуются, что на селе найти непьющих и трудоспособных с каждым годом труднее…

– Причин несколько. Площади у нас есть, но не хватает плодородной земли, техники, нет агрономов. С кадрами, честно говоря, беда.

– Ставки агрономов штатным расписанием не предусмотрены?

– На КП-6 (колонии-поселении), например, есть ставка, но заработная плата такая, что привлечь хорошего специалиста не можем.

– Как обходитесь?

– А вот! Во-первых, есть у нас специалист из бывших сотрудников и сотрудники на других должностях, которые в огородном деле понимают. В Карымском нам помогает Евгения Чеглакова, она в «тылу» работала, сейчас преподаёт в профессиональном училище, где, собственно, и готовят наших овощеводов из числа осуждённых, они проходят практику в хозяйствах УФСИН. Евгения оказывает нам консультативную помощь, помогает в составлении отчётов, технологических карт – рассчитывает, сколько нужно закупить семян, удобрений. Советует, как это всё закладывать в начале сезона. Спасибо ей за это огромное. И в других учреждениях есть сотрудники с большим личным опытом ведения приусадебного хозяйства. Кто-то держал или держит скот и т.д. Подсказывают, как и что.

– Каков нынче урожай?

– По пшенице и овсу прогнозируем чуть лучше прошлогоднего – в районе 10 центнеров с гектара (зерновые выращиваем в Краснокаменском районе для кормления сельскохозяйственных животных).

По овощным культурам хороший урожай в Нерчинском районе, где было меньше осадков и почва песчаная. Картофель собрали 119 центнеров с гектара, благодаря этому средний показатель по учреждениям – более 100. Морковь, свёкла, капуста – 145–150 центнеров с гектара.

– Несколько лет назад в УФСИН было неплохое поголовье свиней. Как сейчас?

– Стабильно держится на уровне 2 тысяч. Свиноводством занимаются в шести учреждениях. Самое большое поголовье – порядка тысячи – в ИК-5.

Также в Краснокаменском районе содержится крупный рогатый скот – около 500 голов. Специализируется на этом ИК-10. В основном держим мясные породы. Порядка 300 голов в ноябре-декабре пойдёт на убой. Мясом, в отличие от овощей, колонии обеспечивают себя полностью. Там же есть мелкий рогатый скот – 528 голов; это овцы и совсем немного – порядка 30 голов – козы. Баранина тоже идёт на кормление осуждённых (заключаем небольшие контракты на поставку), излишки реализуют населению – участвуют в сельскохозяйственных ярмарках и т.д.

– Птица?

– Порядка 500 голов. Есть куры-несушки, бройлеры, утки, гуси и экзотические (для красоты и продажи) цесарки. В ИК-8 большой тёплый цех отведён под птицу, есть инкубаторы. И, кстати, есть стол заказов – осуждённые, которых есть за что поощрить или у которых есть деньги на лицевых счетах, могут заказать себе, например, курицу на гриле.

И питание, и воспитание

– Если смотреть в разрезе 10–15 лет, подъём вашей, пусть маленькой, но сельскохозяйственной отрасли есть?

– Я в Управлении с начала 2018 года. До того работал в учреждениях, и там специфика была другая – дерево- и металлообработка, мебельное, швейное производство, так что здесь пришлось вникать, немножко переучиваться. Из-за того, что специалистов (агрономов, овощеводов, скотоводов) в системе, можно сказать, не стало, была небольшая стагнация. Но за последние два-три года мы нашли точку опоры, и с этого момента обязаны идти в рост. Тем более появилась такая федеральная целевая программа.

До конца 2026 года финансирование, по прогнозу, будет очень даже неплохое. Планируем закупать оборудование – трактора для обработки пашен, плуги, устройства для разбрасывания удобрений. Рассматриваем варианты оросительных систем, очень всё дорого, конечно…

Но повторюсь: задача, которую ставит перед нами ФСИН России и правительство – как можно больше увеличить трудоустройство осуждённых. И выделяемые средства мы должны так потратить, чтобы обеспечить увеличение рабочих мест. По сельскому хозяйству порог в какой-то мере достигнут, развиваем другие производственные направления. Там тоже требуются и оборудование, и подготовка специалистов, и проч. Поэтому рассматриваем всё в комплексе.

– Если фермер или предприниматель захотят помочь (ну мало ли) техникой, ценным советом, или им рабочая сила будет нужна, куда обращаться?

– По сельскохозяйственным работам можно в учреждения ИК-1 – г. Нерчинск, КП-6 – посёлок Тыргетуй, ИК-7 – Оловянная, ИК-8 – Карымское, ИК-10 – Краснокаменск. В центры трудовой адаптации осуждённых. Если в Чите, то можно в наш отдел. Мы взаимодействуем с краевым министерством сельского хозяйства. Если фермеры выйдут с какой-то инициативой, например, захотят работать на наших сельхозплощадях и помогать с трудоустройством осуждённых, мы только за. Минсельхоз по своей линии таких фермеров, насколько знаю, поддерживает различными субсидиями. Если какие-то неприятности (контингент всё-таки непростой), то и компенсациями.

– В чём заинтересованность осуждённых вкалывать на поле, ухаживать за скотом?

– На их счёт идёт заработная плата (по МРОТ). И, конечно, они рассчитывают на поощрения на условно-досрочное те, кто добросовестно работают, уходят практически всегда с первого раза, документы подают и… Для нас, конечно, не очень хорошо, что специалисты уходят, но что поделать! Если серьёзно, то приятно видеть: человек заинтересовался земледелием, научился ходить за скотом – другим становится, мягче, спокойнее.

– То есть воспитательный момент в вашем сельском хозяйствовании тоже есть?

– Обязательно. В первой статье уголовно-исполнительного кодекса заложено: исправление осуждённых – это общественно полезный труд. А когда они общаются с животными, отвечают за них, привязываются, то вдвойне.

– Бывает, что встречаете бывшего осуждённого, а он корову завёл?..

– С коровой примера не приведу, хотя они наверняка есть. С металлообработкой – было. Заказал однажды в фирме железный забор, на обмер приезжают: «О, Викторович!» Всё хорошо сделали, на совесть.

Вообще могу сказать, что те, кто работали внутри учреждения, трудовые навыки получали с охотой, они и на свободе себя нашли, честным трудом кусок хлеба заработают точно. А то и с маслом!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
:wacko: 
:yahoo: 
B-) 
:heart: 
:rose: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-)