Середина марта, самого романтически-«чувственного» месяца. Коты, не жалея своих муррр-мявых глоточек, то там, то сям выводят рулады-арии, посвящая их всепоглощающему чувству, имя коему – Любовь. Люди более сдержаны в своих прекрасных душевных (и не только) порывах и предпочитают не слишком афишировать ощущения (за исключением, естественно, «объектов» этих чувств, хотя и то не всегда). Но легко доверили их разным видам искусств – поэзии, музыке, живописи и… кинематографу. Как известно, такое прекрасное чувство, как любовь, состоит из духовного и физического начал. Если с первым у режиссёров советского кино (сегодня мы говорим именно о нём) было всё на высочайшем уровне, то со вторым сложнее… Итак…
Ломая стереотипы
До сих пор бытует стойкое мнение, что советское художественное кино чуралось открытой натуры. Отчасти это было так, поскольку в этом «вопросе» предостерегающе предупредительно грозила пальчиком соответствующая статья в УК СССР. Но в первую очередь грозили чиновники и «общественные деятели» разного направления, ханжески усматривая в показе обнажения «запретных» фрагментов человеческого тела, сразу едва ли не порнографию. И тем не менее, старые фильмы о любви наэлектризованы незримой сексуальностью: видимо, благодаря таланту актёров и режиссёров.
Однако советский кинематограф был не всегда таким уж пуританским…
Пионером неодетого тела на большом отечественном экране стал великий мастер кинематографа Александр Довженко. Впрочем, он был в этом первым не только в СССР. На тот момент ещё ни один режиссёр в мире не рискнул показать обнажённого тела массовому зрителю!
В ещё немой классической картине «Земля» (1930) одна из главных героинь фильма, деревенская девушка Наталья, узнав о гибели жениха, революционера Василя, мечется в истерике по хате полностью… обнажённая. Бегать голышом пришлось актрисе Елене Максимовой («Молодая гвардия», «Высота»). Разумеется, ни о каком лиризме и уже тем более телесной чувственности здесь не было и речи: была личная трагедия, протест против изолгавшейся церкви, классовая борьба против кулачества. Это было революционное искусство в чистом виде. Великий любитель и знаток кино Иосиф Виссарионович Сталин, известный своими пуританскими взглядами в том же кинематографе, просматривая фильм Довженко, не увидел ничего крамольного в этом эпизоде и распорядился не вырезать его из прекрасной картины.
Одеяльная «граница»
Первый прорыв эротической чувственности в советском кино начался в 1958 году на съёмках знаменитого «Тихого Дона». Тогда нужно было снять постельную сцену с участием Петра Глебова (Григория Мелехова) и Элины Быстрицкой (Аксиньи). Роль, сделавшая актрису звездой, далась Быстрицкой очень тяжело. Во-первых, ей был несимпатичен Глебов, а во-вторых, строгое пуританское воспитание не позволило 28-летней даме голой лечь в постель с мужчиной. В итоге тела актёров разделили одеялом вскатку. Так и сняли.
Этот «эротический» 1968-й…
Дальнейшим этапом показа «близкой» любви в отечественном кино стала картина Георгия Натансона «Ещё раз про любовь». Снималась она в самый расцвет пуританства в СССР – в 1968-м. Видимо, поэтому совсем невинный эпизод – разговор главных героев фильма Наташи и Евдокимова в постели – вызвал множество споров. Сцена действительно была крайне целомудренной – оператор показал только освещённые лица Дорониной и Лазарева, больше в кадр ничего не попало. И всё-таки даже в таком виде эпизод не пропустили.
Съёмки оказались серьёзным испытанием и для артистов. Александр Лазарев, тогда ещё начинающий актёр, робел перед Татьяной Дорониной, чьё имя в то время гремело на всю страну. Дорониной же непросто было играть любовные сцены, зная о горячей любви своего коллеги к жене, Светлане Немоляевой. Актриса попросила, чтобы из павильона удалили всех, без кого можно обойтись. За ширмочкой она разделась, накинула ночнушку и забралась в постель. Подошёл Лазарев в белой рубашке, брюках и ботинках. Далее произошёл примерно следующий диалог: «Саша, ложитесь!» – «Татьяна Васильевна, подвиньтесь, пожалуйста». Актриса подвинулась. Лазарев замялся. «Саша, да ложитесь же вы!» Лазарев поднял край одеяла и собрался лечь – как есть, в брюках и ботинках! Режиссёр схватил актёра за руку: «Дорогой мой, вы забыли снять брюки и ботинки!» Лазарев опустил одеяло и взмолился, что уляжется в постель только в таком виде, либо пусть его снимают с роли. Режиссёр махнул рукой: «Делай как знаешь, только ботинки сними». Лазарев сказал, что и ботинки снимать не будет. Натансон со вздохом согласился.
Кинокурьёзность «До 16»: После фильма «Журавушка» (1968) Людмила Чурсина получила трёхгодичный контракт на работу в Голливуде. Предполагалось снять 15 фильмов! Но её вызвали в верха и сказали примерно так: «Мы рады, что вас так ценят в Голливуде. Но вдруг вам, Людмила Алексеевна, предложат раздеться догола в фильме. А вы ведь член КПСС!» Контракт так и не подписали.
В это же время выходит на экраны знаменитая гайдаевская «Бриллиантовая рука». Двухминутный эпизод с участием Светланы Светличной и её раздеванием под знойное танго «Помоги мне» официально признан первой эротической сценой в советском кино, а уж «отстреливающийся» бюстгальтер преступницы в то время действительно почти реально выносил мозги многим представителям сильного пола.
Обнажёнка и ватные штаны
В 1974 году в знаменитой драме Евгения Матвеева «Любовь земная» актрисе Ольге Остроумовой пришлось играть постельную сцену с режиссёром и актёром в одном лице. «Я долго думал, как быть, чтобы Оля не чувствовала себя скованной, – рассказывал Матвеев. – Положил её в постель, накрыл лоскутным одеялом, а сам лёг сверху одеяла. Только сняли, Оля поднимается и так язвительно заявляет: «Ну, вы даёте, Евгений Семёнович. Вы бы ещё ватные штаны надели!..»
1976 год был ознаменован в нашей стране первым показом обнажённой женской груди в романтической мелодраме Эмиля Лотяну «Табор уходит в небо».
Спустя пару лет в четырёхсерийном масштабном проекте Андрона Кончаловского «Сибириада» в одном из эпизодов роскошная русская красавица Наташа Андрейченко сверкнула грудью кустодиевских див, а изящная Елена Коренева «бесстыдно» продефилировала на фоне таёжных дебрей полностью обнажённой.
Интересно, что ни на «Табор», ни на «Сибириаду» гриф «До 16» поставлен не был! Вот вам и «пуританское» советское кино!
С лесов от… чувств
Следующей крупной вехой на пути обнажения на отечественных киноэкранах стал первый советский фильм-катастрофа «Экипаж» Александра Митты (1979). После яркой постельной сцены с участием Александры Яковлевой и Леонида Филатова за актёрами прочно закрепился статус секс-символов советского кино. О знаменитой, сверхсмелой для того времени сцены, которая значилась в сценарии как «Ночь на квартире бортинженера Скворцова», было сказано и написано немало. Добавлю лишь то, что не вошло в прокатную версию «Экипажа».
Сначала Александра какое-то время отнекивалась от «неодетых» съёмок, но когда режиссёр сказал, что обнажёнными снимаются такие звёзды, как Бриджит Бардо, Софи Лорен, Джейн Фонда и т.д., то…
«Как только закончили первый дубль сцены, где Тамара (героиня фильма) возлежит с яблоком на диване, Шурка решилась стянуть трусики, – рассказывал Митта. – А потом в неё как бес вселился. Стала носиться по всему съёмочному павильону в чём мать родила, вокруг кровати, в которой лежал в стыдливом ужасе Филатов (к слову сказать, очень скромный в жизни человек и актёр), прыгала на него, как обезьяна. Удержу просто не было». В самый кульминационный момент раздался страшный грохот – один осветитель, ярый фанат Яковлевой, не справился с обуявшими его чувствами и свалился с лесов… В итоге самую «рискованную» эротику режиссёр убрал во время монтажа (почти 90% отснятого материала), но и та, что осталась, произвела в СССР настоящий фурор на грани скандала. Фильм побил все кассовые рекорды, хотя и шёл с меткой «Детям до 16 смотреть запрещается» (как раз из-за той самой сцены).
Кинофакт «До 16»: Сообщу одну любопытную деталь – в Чите во время проката «Экипажа» в «Удокане» возрастное ограничение изначально отсутствовало.
Голый гуманоид
На следующий 1980 год фанаты научной фантастики и тайные эротоманы СССР получили роскошный подарок – блокбастер Ричарда Викторова «Через тернии к звёздам», в одном из эпизодов которого клонированная инопланетянка Нийя (молодая актриса Наталья Метёлкина) разгуливала голышом по берегу. Удивительно, что картина снималась на студии детско-юношеских (!) фильмов им. Горького. Фильму повезло – в состав комиссии по его приёмке вошли умные компетентные люди, справедливо решившие, что голый инопланетный клон-гуманоид не может быть эротической угрозой земным советским подросткам.
«Вишнёвый» кинослучай «До 16»: Один мой знакомый читинский кинофанат со стажем поделился воспоминанием, как в 1985 году классную руководительницу угораздило весь его седьмой «В» повести в кинотеатр «Родина» на новую мелодраму «Зимняя вишня». Обворожительная Елена Сафонова в постели с Виталием Соломиным, а затем (о, ужас для «классной»!) дефилирующая по комнате абсолютно нагишом, повергла всех парней-семиклассников в тяжёлый тестостероновый «шок». До-о-олго потом обсуждали фильм. Учительнице же, узнав в чём дело, директор школы влепил выговор…
А между тем на великую кинодержаву СССР уже неумолимо надвигалось зловещее нечто под названием Perestroyka, в том числе и с приставкой «эро».
Впрочем, пока «Стоп, мотор!»
Об этом и не только, серьёзно и не очень, у нас и у них и даже «за сколько» – в следующей нашей встрече.