Нидерландская мозаика

Было это в ноябре 2004-го. По приглашению волонтёра медицинского факультета Амстердамского университета Кари Александра ван Слоотена я ездил в Нидерланды. Мы оба в то время занимались адаптационной работой с детьми с ограниченными возможностями здоровья, и целью поездки было обменяться опытом. Прошло много лет. Впечатления мои «отстоялись», стали вернее и ясней. Возможно, кому-то они покажутся любопытными.

Амстердам

Познакомился с Раей – русским экскурсоводом. Москвичка. Вышла замуж за голландца и приехала жить в Амстердам. 35 лет отработала в университете. Добрейший человек, ходячая энциклопедия, она поведала мне множество интересных историй про Амстердам.

В Нидерландах на 1 кв2 проживает 1025 человек (для сравнения, в Забайкальском крае 2,48). Как мне объяснили, в своё время у Нидерландов было много колоний, после получения независимости жителям этих колоний оставили право свободного въезда в Нидерланды. Кроме этого, ежегодно миллионы людей посещают эту страну.

Нидерланды часто называют Голландией, так как Южная и Северная Голландия (две из двенадцати провинций нынешних Нидерландов) на протяжении всей истории страны были самыми развитыми и потому наиболее известными.

В гербе Амстердама – столицы и крупнейшего города Нидерландов – три креста. Первоначально это были три беды: Х – вода, Х – чума, Х – пожар. С 1953 году толкования изменились: решительность, геройство и милосердие.

В древние времена вместо адреса использовали лепку на доме.

Нидерланды славятся на весь мир своими цветами. Одних только тюльпанов здесь выращивают более 1000 сортов, от белого до тёмно-фиолетового.

Несмотря на романтику, которой напоена здесь и природа, и архитектура, расхожая поговорка среди местных: «Бесплатно только солнце всходит».

Подмечал на ходу

В Нидерландах безотходное производство. Всюду автоматы. Сдал бутылку (стеклянную) – получил 50 центов. Некондиционные пластиковые бутылки измельчают, подкладывают под асфальт.

Петух – символ церкви протестантов, крест – католиков.

В очередях за билетами между пассажирами в очереди расстояние один метр, это неписанное правило (и соблюдалось оно задолго до того, как появился ковид).

Во всех учреждениях, где мы побывали, всегда предлагают кофе или чай, это считается хорошим тоном.

В гостях ходят по квартире в обуви, но, правда, и на улице грязи нет. Совсем нет.

Народ достаточно вежлив, уважают старших.

В мужском туалете звучит музыка Баха.

Мусора на улицах Амстердама бросают многовато. Но благодаря отлаженной работе ЖКХ он исчезает так же быстро, как появляется. Для этого у них целый штат дворников, у каждого своя специализация. Я их разделил так:

– машины вакуумные – они высасывают мусор из подземных мусоросборников;

– машины-пылесосы;

– дворники-«лунатики» с ранцами-пылесосами;

– дворники-пикадоры;

– дворники с вениками;

– дворники на моечных машинах, котрые легко передвигаются по тротуарам.

Круги на асфальте – для мусора в мешках и макулатуры, связанной в стопку.
Баки для мусора – раздельные и общие, наружные и подземные.

Сохраняя историю

Амстердам – столица и крупнейший город Нидерландов – город-музей. Чтобы сохранить историю, при муниципалитетах созданы комиссии по сохранению культурного наследия. Они рассматривают и утверждают музейные экспозиции. Результат налицо: куда ни глянь, везде трепетное отношение к прошлому. Зашёл в магазин, а там экспозиция по истории хлеба, спустился в метро – там история домостроения. И такая «картина» в больницах, тюрьмах, на улицах, в социальных учреждениях. Даже в квартирах и частных домах часто с гордостью демонстрируют семейные реликвии – свидетелей старины глубокой.

В Амстердаме мы поехали на каток, где за 4 евро я катался на большом ледяном поле. Народу много, дети, взрослые. (Билеты за каток студенты не выбросили, а сказали, что сдадут в профком университета, и им часть денег вернут.)

После катания здесь же зашли в большое одноэтажное здание, оказался бар-музей. Все стены и потолок увешаны коньками, фотографиями, костюмами фигуристов. Экспозиция рассазывает об истории развитии коньков. Пьёшь кофе и невольно впитываешь в себя историческое прошлое.

Памятники везде. Буквально под ногами. Рая мне показала памятники евреев. Они тайные для тех, кто не умеет читать на иврите. Первый раз она обратила моё внимание на такой памятник на небольшой площади. Площадь выложена серой плиткой, на её фоне выделялась белая прямоугольная плитка, на ней надпись на иврите гласит, что это памятник детскому приюту, простроенному в 1865 году для мальчиков-сирот. В 1943 году 200 мальчиков-евреев и три добровольца-воспитателя были отправлены в лагерь смерти Собибор. Недалеко от этого места стоит неброская стела с надписью опять же на иврите, она поставлена в память всем евреям сопротивления 1940–1945 гг.

В ста метрах на краю тротуара стоит немного наклонённый бордюрный столбик №5700–5705 с надписью. На этом месте в годы войны была убита связная подпольщица. Так ненавязчиво сохраняется память о страшной войне.

И не только о войне. Рядом с площадью – здание, на котором указан уровень морской воды, которая топила город в 1953 году. Чтоб вы знали, это 4 м 25 см.

Везде история переплетается с настоящим. На площади стоят живые статуи внеземных цивилизаций. Ну а что? Может, это история скорого будущего?!

Культура

Каждую среду в Концертном зале Амстердама с 12:30 до 13:00 играют музыку бесплатно для всех желающих.

В театре первый ряд стульев – на колёсиках, их убирают, когда присутствуют люди на инвалидных колясках (в тот день, например, их было двое).

Нидерландцы вообще любят музыку (возможно, это как раз следствие того, о чём сказано выше). Жители устраивают домашние концерты. Посчастливилось на одном побывать. Были студенты, интеллигенция. Много музыки. Неформальное общение. Шведский стол. Большинство говорят по-русски. На импровизированной сцене: Владислав Варенберг – виолончель, Сара Кроябах (хозяйка вечера) – фортепиано. Исполняли с чувством – то нежно и с выражением, то живо, быстро и страстно – Шумана, Римского-Корсакова, Чайковского, Форэ. Под занавес виртуозно сыграл гитарист Лёня Расановский из Киева (отец его, я запомнил, был министром).

Любят здесь Высоцкого, часто звучат его песни.

Трава, сыры и музеи

В Нидерландах слабые наркотики не запрещены (тяжёлые под запретом). Поэтому в некоторых местах в воздухе ощущается лёгкий запах марихуаны.

Недалеко от Амстердама среди водяных мельниц, регулирующих уровень воды, расположился музей истории культуры. Музей – живой: везде тебе покажут производство в действии. Так, в сыроварне по традиционным рецептам делают сыр – молодой, средний, очень старый, с различными добавками. Я досконально запомнил технологию: так интересно было! В сырную массу (никогда не знал) можно добавить крапиву и чеснок. А главный секрет – всё должно быть стерильно.

В мастерской на твоих глазах из куска олова льют ложки, приговаривая: «Олово – золото бедняков».

В другом доме делают кломпы (кусок сырого необработанного дерева) – деревянные ботинки.

Есть и гончарная мастерская. Можно купить сделанный тут же сувенир из глины – визитную карточку Нидерландов – корову с фирменным клеймом мастера.

Этикет по-голландски

Театр начинается с вешалки. Амстердам – со встречи. В 5 утра на автовокзале Амстердама меня встретил Кари. Обнялись. Кари улыбнулся и сказал: «Я встречаю тебя по русскому обычаю». Извлёк из сумки тёплый хлеб с солью, завёрнутый в полотенце. Это было для меня так необычно и трогательно.

Кари позвонил родителям и договорился о времени, когда они смогут нас принять.

При встрече хорошо знакомые мужчины и женщины целуются вначале в щёки, а после – в губы. Просто знакомых целуют только в щёки или прижимаются щеками.

Едят, как удобно. Многие поглощают бутерброды на ходу, не запивая.

С детства ходят без головных уборов.

Ездят на велосипедах в любую погоду.

Много улыбаются.

Любят оформлять альбомы.

Есть свой жестовый язык (если не знаешь – того гляди, разобидишься):

– показать локоть – ты хитрый: локтями работаешь;

– покрутить у виска – умный;

– показать на середину лба – сдвинутый;

– «дом» – «глупый» по-голландски.

Традиции

Кари объясняет, что в родительском доме места много, но у них принято, когда становишься студентом, привыкать к самостоятельной жизни, и молодёжь снимает жильё и начинает зарабатывать себе деньги, а родители сдают освободившуюся жилплощадь чужим людям. На сердечность отношений это нисколько не влияет – традиция же.

Приём в голландской семье

Меня встретили с улыбками, по-голландски обнялись.

Родители Кари устроили мне экскурсию по дому. Дом в четыре этажа, плюс мансарда. В 1700-х годах здесь был склад для хранения продуктов. Высота потолков с каждым этажом уменьшается: 3,5 м… 3… 2,4… 2,2. Между этажами – крутые лестницы.

В 1945 году в этот район с американского самолёта попала фосфорная бомба. Ближайшие дома сгорели, этот тоже сильно пострадал. Родители Кари выкупили его за небольшую сумму и приложили много труда на его восстановление. В день от копоти и грязи очищали по одному бревну. Так, благодаря трудолюбию, им за 15 лет удалось восстановить весь дом.

Кухня меня поразила – это настоящий музей! Старые игрушки, снимки, картины (их писал дед Кари), тарелки и чашки – их делала бабушка (все родственники Кари были тружениками). Старина перемежается с современностью. Удивительная кухня.

Комнаты просторные. На первом этаже – мастерская, склад старых вещей и гараж для нескольких велосипедов (один для перевозки тяжёлых грузов, второй для города, третий спортивный). Здесь же стоит старенький «Форд». В глубине помещения – дверь в маленький садик, это местная гордость.

Второй этаж арендуют два издателя. Комната большая, много книг, большие зеркала. На третьем этаже – спальня хозяев. Рядом – комната иракца, он беженец, бежал от войны. И большая зала со старой печью, столом и роялем.

Тут меня принимали. Мы расположились за уникальным столом, сделанным из цельного дерева. Вначале соблюли традицию гостеприимства по-амстердамски – мне преподнесли хлеб с селёдкой (селёдкой с древних времен славен этот город, благодаря торговле ею Амстердам имел большую прибыль). На первое был суп, на второе – мясо с огурцом, печёное пюре, на третье – ягодный пирог. Сухое красное вино (его родители Кари привезли из поездки в Венецию). Много разговоров о родственниках.

Вечер прошёл… как в родительском доме.

Социальное обеспечение

Во время работы 1/3 зарплаты отчисляешь:

– на свою возможную временную нетрудоспособность;

– безработицу;

– медицинское обеспечение;

– инвалидность.

Кстати, пенсию по инвалидности оформляет семейный врач.

Маломобильные группы населения

Вся городская и учебная инфраструктура приспособлена для сосуществования всех групп населения в равных условиях: удобные съезды, переезды, тротуары, туалеты, места парковки. В очередях люди на инвалидных колясках не проходят без очереди. Я попытался пропустить женщину, она на меня обиделась.

Настоящая голландская женщина

…Понедельник – она стирает,

Вторник – голодает,

Среда (после 12) – ведёт детей в рекреации (кружки, каток),

Четверг – меняет постели,

Пятница – моет кухню, санузел, моется,

Суббота, воскресенье – ничего не делает, отдыхает.

Такая голландская шутка-считалочка. А ещё (бог знает почему) настоящая голландская женщина становится настоящей после первого падения с лестницы.

Дети

Когда в семье рождается ребёнок, родителям начинают платить «детские» деньги. Их получают через банк, использовать можно на спорт, музыкальное образование, одежду. А если их не тратить, то после 18 ребёнку реально купить отдельную квартиру.

Если деньги в банке у мужа и жены раздельные, то налоги они платят меньше.

У ребёнка в год – общий стол.

На улицах можно встретить детсад на колёсах. В каждой коляске сидят по 4–6 детей. Встретил папашу, он ехал на велосипеде, впереди в кресле – ребёнок в каске, сзади велосипед имел продолжение – третье колесо с рулём и сиденьем, на нём сидел старший сын.

Детские площадки максимально безопасны при падении.

Ступени образования:

– детские ясли – 3–4 года (на слух – «Пётор-школа»),

– детский сад – 4–5 лет («Клётор-школа»),

– начальная школа – 5–12 лет (1– 6 классы),

– средняя школа – 13–18 лет (7– 12 классы).

В начальную школу идут с пяти лет. Притом – сразу, как исполнилось. По средам в начальной школе короткий день. В субботу, воскресенье не учатся.

Гимназия – высший вид школ, выше лицея по статусу, попасть туда можно только по итогам тестов. Тут дополнительно изучают латынь, греческий, немецкий, английский, французский и, естественно, голландский языки. По окончании гимназии реально поступить в университет. С лицейским образованием в университет вряд ли поступишь.

Школа для детей-инвалидов

Называется «Митил и ТилТил». Её директор – Ян Адрианс Курландер.

Легенда такая: жили мальчик ТилТил и девочка Митил. Они встретили малышку, которая не могла ходить, и решили помочь ей. Для этого ей нужно было подарить синюю птицу. Они пошли в лес и не смогли её там найти. Тогда они отдали девочке свою любимую белую птичку. И вдруг в руках девочки белая птица стала голубой, и девочка выздоровела…

Под опекой «Митил и ТилТил» 300 детей, из них 150 на реабилитации в самом учреждении, а 150 с учителями сопровождения посещают нормальную школу. Есть интернат и школа по подготовке специалистов по работе с детьми-инвалидами (4 года обучения + 2 года работа в учреждениях данного профиля). В учреждении проходят обычные и ремесленнические уроки, медобслуживание. Финансирование обучения государственное.

Комиссия и родители решают, где будет учиться ребёнок – в спецшколе или обычной. Проживание в интернате – по желанию. Если родители решают, что их ребёнок будет жить с ними, то государство выделяет деньги для строительства подъёмника в их доме.

Детская тюрьма

Она в Амстердаме тоже есть. Возникла мысль: не сходить ли? Кари быстро нашёл номер телефона, позвонил, объяснил наши желания. Ответили, что экскурсия по тюрьме возможна. Уточнили время.

В назначенный час мы направились в спецучреждение для несовершеннолетних. То, что это заведение «специальное», незнающему человеку сложно догадаться. Никакого высокого сплошного забора. Ограждение из сетки-рабицы. На окнах большого круглого здания нет решёток. Правда, окна узкие – подростку не пролезть, и противоударное остекление.

В прихожей нам приветливо улыбнулись и предложили все металлические предметы, телефоны, фотоаппараты и ценные вещи оставить в одном из ящиков в большом шкафу. Эта мера безопасности относится не только к гостям, но и к работникам учреждения. Проходим металлодетектор. Молодой человек ведёт в приёмную. По пути обращаю внимание на двери, прикрученные к стене. Нам объясняют, что это экспозиция об истории развития тюрем (и тут музей!). Двери привезены из разных учреждений, и разница в их возрасте 100 лет.

В центре здания высокая зала со стеклянным потолком. Три лифта на все этажи и металлическая лестница рядом с ними. Рядом с этими лифтами и лестницами большой аквариум, а в нём плавают… пираньи.

Продолжение следует…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
:wacko: 
:yahoo: 
B-) 
:heart: 
:rose: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-)