Они парят в пространстве станции… Торчащие «взрывом на макаронной фабрике» волосы, одутловатое от невесомости лицо актрисы, бледность, с трудом скрываемая косметикой, дискомфорт, головокружение и постоянные приступы тошноты, купируемые специальными препаратами из бортовой аптечки. Режиссёру-оператору не лучше. В сеансах связи с Землёй и в интернетовских соцсетях надо делать бодрый вид и улыбаться…
На момент выхода сегодняшней «Телемании», 12 октября, там, на высоте 420 километров, на борту МКС и «Союза МС-19», идут 7-е сутки полёта киноэкспедиции режиссёра, оператора, художника-постановщика (и т.д.) Клима Шипенко и актрисы, визажиста (и т.п.) Юлии Пересильд, снимающих сцены драматического фильма под рабочим названием «Вызов».
Прошлую нашу встречу я завершил, цитируя невероятно пафосные заявления о великих целях-задачах проекта – «подтвердить лидерство России в космосе», «показать всем, что Россия – первая страна, снявшая фильм о космонавтах в космосе!» и т.д. А теперь, уважаемые друзья-читатели, если убрать всю эту топорную, начинённую пиаром словесную и медийную трескотню, то наверняка у каждого из вас, как и у всякого здравомыслящего человека, который хотя бы мало-мальски интересуется положением в отечественных кино и космонавтике, возникнет вопрос. Главный, ёмкий, воспалённый и разящий: ЗАЧЕМ?
Съёмки в космосе. Аргументы «за»
1. На МКС имеется главный уникальный естественный физический фактор – невесомость.
2. Можно вести съёмки фильма прямо на месте событий в естественных интерьерах станции.
Аргумент «против»
Один «билет» для «пассажира» на МКС стоит в среднем порядка 3,5 миллиарда рублей. Зачем тратить такие бешеные деньги, когда абсолютно всё можно снять на Земле?! В разы дешевле и гораздо эффектнее и комфортнее. Не мешая при этом работе космонавтов на борту станции, не вмешиваясь в и без того жёсткий график ожидающих порой годами полёта на МКС их коллег.
Невесомость?
Для этого кинематографистам совсем не нужно покидать планету. 7 ноября 1957 года на экраны СССР, а затем и всего мира вышел уникальный документально-научно-популярный и художественный фильм Павла Клушанцева «Дорога к звёздам», посвящённый будущему освоению человеком космического пространства. Зрителей буквально до состояния шока поразили сцены, связанные с невесомостью, как на борту космического корабля, так и в открытом космосе. Космонавты свободно и естественно парили в пространстве, полностью «игнорируя» гравитацию! Дошло до того, что по ту сторону океана профессионалы, работавшие над американской программой пилотируемых полётов, решили было, что русские уже осуществили полёт в космос и там проводили съёмки – всё было настолько натурально.
Такую реалистичную «невесомость» Клушанцев с коллегами сумел создать, не отрываясь от Земли, при помощи особых подвесок, систем тросов, на которых подвешивались актёры, и особым образом подготовленных декораций. Его же методикой потом пользовался мэтр Стэнли Кубрик, создавая великую эпопею «Космическая одиссея 2001 года». Ею пользуются кинематографисты даже в эру компьютерных спецэффектов.
Невесомость в Чите
Эффект невесомости «поклушанцеву» при известной сноровке сумел создать с коллегами-товарищами даже автор этих строк, ещё будучи кинолюбителем, а затем и снимая одну из своих курсовых короткометражек по навыкам комбинированных съёмок, когда учился в институте. Отчасти мы её использовали и в съёмках дипломного фильма (снимался в Чите) – действие происходило на поверхности Луны.
Ричард Викторов в 1980 году в своей грандиозной картине «Через тернии к звёздам» с не меньшим эффектом использовал гидроневесомость, погрузив земной звездолёт, космонавтов и инопланетную станцию в огромный бассейн с водой.
В 1995-м режиссёр Рон Ховард, вовсе не заморачиваясь, отправил актёров – астронавтов фильма «Аполлон-13» – покататься на самолёте-лаборатории для тренировок космонавтов НАСА, совершающих короткие 20–30 секундные нырки в невесомость, благо, в кадре больше и не требовалось.
В 2013 году А. Куарон запустил свою «Гравитацию», где в дополнении к методике Клушанцева была использована новая, своя, причём тоже без особого участия компьютеров, но с не меньшим захватывающим реалистически эффектом.
А ещё киношники для создания невесомости используют «банальные» компьютерные спецэффекты.
Снимать на МКС?
Комментировать здесь… нечего. Просто поглядите хотя бы фильм Д. Эспиносы от 2017 года «Живое», где 90% экранного действия происходит как раз на борту МКС, с достаточно реалистической невесомостью, в реалистических интерьерах-декорациях (хотя немного расширенных, проапгрейденных, улучшенных, но вполне узнаваемых), с космо- и астронавтами и реалистическо-нереальным марсианским существом.
И кроме «Живого», вполне хватает фильмов, где присутствуют сцены на Международной космической станции. Есть они в той же выше упомянутой «Гравитации», и в фильме «Послезавтра», и…
Итак, реализм космических полётов, показанных в большинстве фильмов соответствующей тематики, полностью удовлетворяет требованию даже искушённых зрителей (включая профессионалов, занятых в космических программах).
Тогда на вопрос, зачем лететь в космос и снимать кино на МКС, лететь с риском для жизни, тратя миллиарды на «билеты» для режиссёра и актрисы, а также вытянув у Фонда кино дополнительно ещё 400 миллионов рублей «для поддержки проекта», напрашивается жёсткий, отрезвляющий даже дремучих фанатов и романтиков космического кино (включая и автора этих строк) ответ: НЕЗАЧЕМ!
И это мы пока не касаемся пропаганды достижений России в космосе, не ставим второй жгучий вопрос: «Откуда деньги, Зин?» И не спрашиваем, каким образом собираются вернуть затраты те же продюсеры.
Попробуем коснуться этого в следующей «Телемании». А сейчас продолжу рассказывать о непосредственно кинокосмическом.
О синопсисе скупом
Перво-наперво напомню действительно крайне скупой и «оригинальный» синопсис будущего первого снимаемого в космосе отечественного художественного кинопроизведения: «Космонавт Иванов во время нахождения корабля в полёте теряет сознание. Врачи решают, что необходимо будет провести операцию на сердце прямо в условиях невесомости. К полёту готовится кардиохирург Женя, не имеющая времени на воспитание дочери-подростка».
Впрочем, по заявлению создателей фильма, сценарий постоянно трансформируется, и что будет на «выходе», ещё неизвестно.
Далее стоит сообщить, что…
«Вызов» – не первый
Да-да, и продюсеры, по крайней мере, генеральные, наверняка об этом знают. Но, видимо, стараются обходить эту «компрометирующую» информацию.
И всё же, если быть честными, то первые подобные съёмки на орбите проводились ещё в… 1983 году. Экипаж космического корабля «Союз Т-9» и станции «Салют-7», космонавты Владимир Ляхов и Александр Александров, выступили в роли операторов-постановщиков космических сцен в драме режиссёра Александра Сурина «Возвращение с орбиты». Премьера состоялась 10 августа 1984 года. В съёмках кинопроизведения с элементами фильма-катастрофы участвовали известные советские актёры Виталий Соломин, Юозас Будрайтис, Александр Пороховщиков, Татьяна Акулова. И хотя в космос они не поднимались (смысла просто не было, хотя возможность, в принципе, была), фильм получился на редкость достоверным. Даже слишком…
С «Возращением с орбиты» связан один любопытный, если можно так выразиться, курьёз…
Но об этом, а также о кинопервенстве в космосе, космических киноамбициях конкурентов, финансировании и окупаемости проекта «Вызов» и кое о чём ещё, назревшем уже на третьи сутки после возвращения на Землю первой кинокосмической экспедиции, – в следующем «сеансе связи» с «Телеманией».