Ну как не знать! Нельзя сказать, что масками усыпаны стогны градов и весей по всей Руси великой, но тут и там валяются на тощем читинском снегу в самом непрезентабельном виде тряпочные прямоугольнички разной степени посинелости. Притомился народ: уже два года терзают его ковид и его мрачные перспективы. Раньше маски носили специалисты – от медиков и пасечников до грабителей. Из анекдота: «Не скажете, где здесь ювелирный отдел?» – «В левом крыле. Правда, в таких масках там уже сегодня были». Хочу поучаствовать в ослаблении душевной напряжённости родного населения и напомнить немного об истории маски и родственных ей слов на Руси, давней истории.
Кстати, за несколько лет до пандемии был введён запрет на ношение масок, влекущий юридические суровости. Ныне же, как ответил услужливый голавль её высокостепенству щуке по поводу неуместного выражения карася, не знавшего, что такое уха, о неядении рыбами рыб, «сей закон в забвении» (Салтыков-Щедрин, «Карась-идеалист»). И большинство населения, «попирая» давние юридические тонкости, закрывается масками.
Но отдадим должное сопротивлению людей. Как на фоне борьбы с общей напастью расцвели фантазии народных лекарей, знахарей и знахарок и людей, профессионально связанных со сверхъестественными силами!
Радует как всегда слабый пол с неослабной изобретательностью, наши оптимистки, украшающие свои маски стразиками, бисером, и чего там только на них нет. Бывает и ансамбль по цвету маски с дамским одеянием. Коммерсанты подсуетились, и вот цитата из «Новой газеты» от 2020 года: «Ну, тогда мы расскажем вам о масках, не только предохраняющих от заражения, но и используемых в качестве модных аксессуаров».
И не только модных. Особенно в начале пандемии маска защищала своего обладателя от напора локтей и других выдающихся частей тела в транспорте. Составители анекдотов поясняли: «Медицинская маска – клёвая штука. Даже в забитой под завязку маршрутке вокруг тебя образуется зона отчуждения, а если всё-таки напирают, можно немножко покашлять».
С состраданием смотрю на кассиров и операторов. Вынужденно сидят они в масках и перчатках целый рабочий день. Хочу иногда сказать им в виде слабого утешения, что, мол, нет худа без добра, ведь можно не тратить время и деньги на маникюр и усиленную помадно-тональную подготовку. Но боюсь получить с ног сбивающий выстрел из глаз разной степени прелестности.
Но вернёмся к нашим маскам с точки зрения лексикологии и истории.
От личины до хари
Все россияне, думаю, ощущают родство слов «маскарад» и «маска». В первом видят какое-либо собрание людей в масках. В дали сознания виднеются петровские ассамблеи, полонезы, дамы в фижмах. Что отсюда вытекает? Что слово «маска» относительно позднее. Так оно и есть, а что до этого времени? Было, только не так называлось. Маски назывались личинами и харями, долго использовались эти слова наряду со словом «маска», особенно в русских народных говорах. «Вы столько храбры, что сорвали харю с страстей, которою они себя прикрывают и которая нас обманывает». Харю со страстей?! Во второй половине XVIII даже в словарях встречается «подбородок у женской маски, хари». Попутно замечание для утешения носителей русской фамилии Харин. Оно происходит от имени Харитон.
Исторически слово происходит от французского слова masque (по-русски звучит «маск»), но попало первоначально через итальянский, польский и немецкий языки. При Петре I слово почти не употреблялось, а вошло в употребление со времён Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны. Ещё в 1752 году наш великий Тредиаковский, переводя «Науку стихотворства» Буало, пишет:
Эсхил в тот прежний хор
Игрателей уж ввёл,
И харьками лице честнейшими одел;
Он на театре там возвышенно публично
Представил игрока, обутаго прилично.
Православное духовенство со времён утверждения христианства на Руси для наведения дисциплины всеми способами боролось с остатками язычества, в чём находило поддержку у правителей. «В 1649 году Верхотурский воевода Раф Всеволожский посылает память прикащику Ирбитской слободы Григорию Барыкову объявить государев указ такого содержания: «В церкви Божии, в пенье, никаких речей не говорили, а слушали бы церковнаго пения со страхом и со всяким благочестием… пьянаго питья уклонялися и были в трезвости… и зернью и карты и шахматы и лодыгами не играли, и медведей не водили, и с сучками не плясали… и сами не плясали в ладони не били… и личин на себя не накладывали».
Как бы то ни было, и личины накладывали, и медведей водили, и плясали, и всяко уклонялись от смиренности поведения, а уж от питья совершенно не уклонялись.
Какие же значения были и существуют поныне у маски. Первое – накладка в виде повязки.
Приведу примеры.
И тако Гаер (шут) наложит на себя прекраску,
Наденет на лице своё маску.
Потом богатой кафтан,
И часы серебряны положил в карман,
И преизрядно парик натуральной –
Покажется человек фигулярной.
С великим придёт куражем
И богатая шляпа с плюмажем,
С немалыми поступит приметами
И крухманая рубашка с манжетами. (1756)
«Три маски по двадцати по пяти копеек каждая, итого: за семьдесят за пять копеек. Да крестьянину Василью Никифорову подлежит выдать за набитие поталью крашенины двадцати аршин по двенадцати копеек с аршина два рубли сорок копеек» (1765).
Второе значение – в маскараде, человек в маске, ряженый (ряженая).
«Их величества гуляли в Москве на разных судах и были на лугу все машки» (1722).
«Маски вскочили живёхоньки, также сумасбродны, как прежде, и побежали дурачиться по улицам» (1804).
Масками ходить. Ходить ряжеными на святки (1820).
А вот и знаменитая модница и художница конца XIX века Башкирцева. «Я же надела домино, чёрное шёлковое платье с длинным шлейфом; узкий корсаж, чёрный газовый тюник, задрапированный спереди и подобранный сзади в виде грациознейшего в мире капюшона, чёрная бархатная маска с чёрным кружевом, светлыя перчатки, роза и ландыши в корсаже». Каково и какова, а?!
Заглянем на арену
Одним из популярнейших зрелищ в России были цирковые представления. Вспомните «Каштанку» Чехова. В русском цирке до победы социалистического реализма, то есть до конца 1920-х годов, на манеже подвизались борцы и даже борчихи (последние при царском «прижиме»). Борьба называлась французской, потом, в результате борьбы с тлетворным влиянием Запада и низкопоклонством перед ним, стала называться классической, а ныне – греко-римской!
Эти спектакли с различными кувырканиями на арене продолжались неделями, привлекая массу народа и увеличивая кассу антрепренёра. Когда же зрелище начинало приедаться публике, то вводились для интриги борцы в масках – да кто же это такой! Эти борцы с дальним намёком на Железную Маску из французской истории носили чёрные или красные маски.
…и ещё на маскарады и бастионы
Есть ещё бесчисленное множество значений (и оттенков), в том числе устаревших.
Женщина в маске на маскараде. Сцена из «Маскарада» Лермонтова (1836). «На канапе сидят две женские маски, кто-то подходит и интригует, берёт за руку… Одна вырывается и уходит, браслет спадает с руки.. Одна маска отделяется и, ударив его по плечу: «Маска. Я знаю… тебя».
Накладка в виде звериной морды или человеческого лица. «<Любители театра> находят многие отмены и им ненравные вещи в тех масках, которыя у древних актёров и комедиантов во употреблении были» (1739).
В военном деле – то, что служит укрытием (войск, орудий, построек и т.п.) от наблюдения противника. Предмет, закрывающий в бою расположение войск и укреплений. Маски могут быть естественные и искусственные. «Маскируется такой вход траверсом» (Южаков, 1786). «Маскируй постами все ворота и выходы из крепости» (1796). Земляная маска, поддерживаемая иногда каменными стенами. Устраивались впереди тех частей верков, которые хотели скрыть от неприятельского огня.
Обращение к человеку в маске на маскараде. «Маска, я тебя знаю», обычно с целью заинтриговать, заинтересовать. Говоря о маскараде, нельзя обойтись без слова «интриговать». «Знаете ли, для чего я люблю маскарады? – спросила моя хозяйка, – и не дав мне выговорить ответа, продолжала: – Для того чтобы интриговать (*) моих знакомых под маскою неизвестности!» (1817).
Гримаса. «– Не так, как барина, – люблю вас, как отца (делает в сторону маску)» (1802). Строить маски – гримасничать.
Нередко милым быть желая,
Я пред зеркалом верчусь;
Лицом различны строю маски,
Кривляю носик,
губки, глазки. (1793)
Лицо.
Расквасивши иному маску,
Зубов повыбрал целый ряд,
Из губ пустив другому краску,
Пехнул его в толпу назад (о кулачных боях, 1760).
Кантонистское слово (относящееся к малолетним сыновьям военных чинов, новобранцам). Красивое лицо, внешность. «– Чур, помнить; У Рудина в классе урок не спрашивай, а то учитель испортит оплеухами всю его маску (красоту), тогда всем нам житья не будет от фельдфебеля… Попал в капралы из-за маски да тятиньки, и туда же храбрится» (1871).
Предлог, уловка. «Государь потребовал его <фокусника> к себе: он при нас разыгрывал свои штуки и выпустил девять щеглёнков, из коих каждой сел прямо на плечо к тому, к кому он нёс во рту подарок… Не трудно было догадаться, что эта маска происходила от них (их высочеств)» (1818).
А ещё маска – это женщина, когда она набелена и нарумянена (1864), и сами румяна и белила (областные слова, 1949), внешний вид, характерные черты кого-либо, представленные другим (БАС-1), внешний вид, личина, скрывающие сущность, содержание кого-, чего-либо; слепок из гипса или другого материала, снятый с лица человека. И даже в карточных играх маски «водились» для шулерских приёмов.
Маски рапирныя и для сварщиков, пулемётчиков (качающаяся на цапфах броневая плита в башне, к которой крепится пушка танка).
В зоологии – нижняя губа у личинок стрекоз превращена в хватательный орган (маску), который они далеко выставляют вперед для ловли добычи (Южаков).
Маска – это когда шар или шары загораживают щель, куда желательно попасть битком. Иногда в таких случаях говорят, что шар замазан.
В косметике – слой наложенного на лицо крема.
И жирные осадки при неправильном брожении вина.
И кусок ткани или бумаги, надеваемый на стекло для бесшумного его выдавливания.
И тёмная морда у животного более светлого окраса.
Видите, какой огромный список! Сюда не включены несколько совсем уж технических значений слова «маска». До полноты картины добавлю ещё полумаску – узкую маску, закрывающую только верхнюю часть лица.
И пусть полумаска снова напомнит о свечах, балах, маскарадах. Чтобы отвлечь от сегодняшнего масочно-непраздничного режима.