Бьёшь бобра? Не будет двора!

А вы знали, что если охотник встретит в непролазной таёжной глуши незнакомую женщину, то удачи на охоте не будет? Как вы уже поняли, речь сегодня пойдёт об охотничьих приметах и суевериях. Некоторые из них берут своё начало в непроглядной тьме веков, а некоторые продиктованы современными реалиями. В любом случае, охотничьи приметы – великий кладезь знаний, можно даже сказать, отдельная философия, в которую мы прямо сейчас окунёмся с головой.

С незапамятных времён человек пытался дать своим неудачам или успехам разумное объяснение. Почему в одном и том же лесу неделю назад было полно дичи, а сейчас даже завалящего зайца не встретишь? Законы природы шли вразрез с мышлением охотника, поэтому человек с ружьём придумывал свои собственные неписаные законы, которыми люди руководствуются до сих пор.
    Самой распространённой приметой является напутствие «Ни пуха ни пера!». В старину такими словами пытались сбить с толку злых духов; мол, охотник идёт в лес не за добычей, а просто погулять. Со временем и у рыбаков родилось «Ни хвоста ни чешуи!» и «Ни клёва ни поддёва!». Весь смысл сих напутствий в том, чтобы как можно меньше людей и духов знали о том, что человек собирается на промысел. Современные рыбаки (я имею в виду настоящих рыбаков) никогда не говорят, что едут на озеро или реку.
    Конечно, многие старые приметы идут вразрез с современной действительностью. Приведу пример. На Руси считалось кощунством стрелять лебедей: этой птице приписывались чуть ли не сакральные способности. Сейчас же редкий охотник упустит возможность добыть парочку лебедей, как бы цинично это ни звучало. Дело в том, что лебеди разоряют множество чужих гнёзд, убивают уток и птенцов и вообще ведут себя на водоёме, как последние варвары. Для неискушённого человека лебедь – символ красоты, грации и любви, а для промысловика – обычная пакостливая птица. Вот и идёт вечная борьба здравого смысла и суеверий.
    Есть ситуация с точностью до наоборот. Добыть на охоте бобра считается большой удачей. Мясо этих солидного размера грызунов обладает отменными гастрономическими качествами. Особенно ценятся охотниками котлеты из бобрятины. Что же на этот счёт говорит старинная народная примета? А говорит она: «Не бей бобра, иначе к концу жизни не будет ни кола, ни двора». Наши предки видели в бобре символ домашнего очага, олицетворение строителя, великого труженика. Добывая бобра, охотник прерывает эту незримую связь, тем самым невольно подводя себя в будущем под черту бедности. По крайней мере, так говорит поверие.
    В одном из прошлых материалов мы рассматривали основы охоты для новичка, что он должен знать и уметь. На этот случай тоже есть примета. Если новичок охотится в компании профессионалов, и ему посчастливилось добыть зверя, то этот зверь принадлежит полностью ему, а не делится на всех охотников, как это обычно принято. Молодой охотник, взявший добычу первым в своей жизни выстрелом, имеет право забрать её себе. Но при этом ружьё у такого охотника должно быть только своё.
    Среди охотников считается очень дурным поверием давать своё оружие или патроны в пользование другому человеку, даже если этот человек – брат родной. Считается, что ружьё, побывавшее в чужих руках, больше не будет метко стрелять. С патронами дело обстоит ещё интереснее. Представим на секунду, что у вас закончились патроны в самый неподходящий момент. Вы имеете полное право попросить патроны у товарища, и он вам, естественно, не откажет. Вот только акт передачи эти патронов имеет вид магического ритуала. Человек, который отдаёт свои патроны, должен высыпать их на землю, а человек, которому нужны патроны, должен подобрать их минут через десять со словами: «Кто-то патроны потерял! Мои будут!» Даже в такой мелочи заложена своя истина.
    Ружьё и охотник – неделимое целое. Если во время охоты ради забавы стрелять всей компанией из одного ружья по бутылкам, то такое ружьё уже никогда не будет верой и правдой служить хозяину. Помните об этом.
    Есть поверия, которым, на первый взгляд, нет логического объяснения. Им в наши дни не уделяется должного внимания, да и знают их уже очень и очень немногие. Например, заячья лапка может принести удачу, однако категорически запрещено ловить зайца голыми руками, это может привести к лютой и неминуемой смерти. Казалось бы, как вообще возможно поймать зайца руками, ведь его не всякий хищник догонит? Очень просто. Зимой зайцы иногда затаиваются под пушистым рыхлым снегом, где отдыхают или ищут корм. В интернете полно видеороликов, где горе-охотники подкрадываются к таким местам и, падая грудью, берут зайца. Я так считаю: если ты решил заняться охотой, то будь добр, изучи не только писанные, но и неписаные правила. Кто-то скажет – суеверия! Да, суеверия, да только рождённые человеческими мудростью и опытом. Не нужно считать себя царём земли и всезнающим мудрецом.
    Вообще, спектр примет, которыми руководствуется промысловик, достаточно обширен. Охотник не носит с собой брошюру с повериями – он их и так знает наизусть, а кто не знает, сам приходит к ним с годами. Давайте рассмотрим основные приметы, которые могут помешать удачной охоте.
    Как и в случае с рыбалкой, на охоту запрещено брать блюда из дичи. Тут мы опять же пытаемся отвлечь злых духов, мол, если он берёт с собой мясо на охоту, значит, оно у него уже есть, и зверь ему не нужен.
    Очень верным и неоднократно проверенным обрядом является избавление от промахов. Если до обеда удача не на вашей стороне, нужно развести костёр и прыгнуть через него три раза, дабы пламенем «сглаз смыть». Повторю: эффективность проверена и подтверждена многими охотниками.
    В старину на охоту уходили рано-рано утром, чтобы соседи не видели вас с ружьём. Опять же – чтобы не сглазили. Если же люди попадались по пути в лес, то на это тоже есть поверия. Допустим, вы повстречали другого охотника, возвращающегося домой. Если он с добычей – к удаче; если пустой – можете смело возвращаться: зверя на вашу долю не будет. Если повстречалась телега с грузом, то это к доброй охоте; если порожняя – не топчи ноги зазря.
    Законы природы не терпят пустоты, поскольку пустота эта тут же заполняется тёмной энергетикой. Это касается абсолютно всего – и пустых бутылок на столе, и бабы с пустым ведром. Всё это знали за много тысяч лет до нашего рождения. К сожалению, современное поколение ставит на первое место себя, забывая о том, что мир вокруг заполнен энергией.
    Идём дальше. Первую утку нужно стрелять влёт, потому как если вы добудете дичь с воды, то отобьёте удачу на весь день.
    Очень не уважают на охоте болтунов. Такие люди никогда не уживутся в охотничьих бригадах. Охотник в угодьях разговаривает всегда только вполголоса. Есть примета: «Охотника-болтуна надо бояться так, как косуля боится волка».
    По дороге на охоту к неудаче считается услышать крик ворона, филина или совы. С древних времён этим птицам приписывались злые колдовские повадки, они были прислужниками ведьм и колдунов.
    Есть, конечно, и забавные приметы, которые сулят неудачу, но в происхождении которых я так и не смог разобраться. Может быть, и у них есть свой сакральный смысл. Например, если охотник идёт по тайге, а дорогу ему перешла незнакомая женщина, – это к полному провалу на охоте, никакой удачи не будет, нужно вернуться назад и заходить в тайгу по другой дороге. Непонятно, что плохого может сделать охотнику женщина, тем не менее, слабый пол промысловики в лесу обходят стороной в буквальном смысле. Причём примета не работает, если женщина замужняя.
    Перед входом в лес нужно плюнуть в небо, да так, чтобы плевок пришёлся на лицо при падении. А затем растереть его по лицу. Якобы, к удаче. Если вы зашли в лес в нетрезвом состоянии, то, чтобы вернуться с мясом, нужно снять с себя штаны и не надевать до первой. Если покидаете место стоянки, то положите на пепелище кусочек хлеба. Если зверь не идёт на выстрел, поточите нож, и удача опять вернётся. (Нож – особый символ охотника, и охотничьим ножом, например, нельзя делать ничего, кроме как разделывать добычу.)
    Особый пласт – приметы, которые сулят большую удачу охотнику. Если перед охотой помыться самому и помыть свою охотничью собаку, то удача на охоте гарантирована. Если в жаркий день вы услышали гром, то можно смело идти на медведя – вернётесь с добычей. Если по пути в лес увидели чужую собаку – это опять же к успеху. Помните, что мы говорили о том, что поймать зайца – к смерти? Есть совершенно противоположное поверие: добудете белого перепела или куропатку – успех и богатство на всю жизнь. То же самое касается и ещё одного предмета, который к охоте имеет косвенное отношение. Найдёте в гнезде сороки кольцо – вы избранный счастливчик, в семье никогда не будет ссор, дети будут жить в богатстве и радости много лет. А если умыться водой, пролитой через подобное кольцо, уйдут и никогда не вернутся самые страшные болезни. По возможности стоит осматривать брошенные гнёзда.
    Когда извлекаете из добытой дичи дробины, сберегите и их. При заправке патрона вложите в каждый по одной такой дробине, и заряд никогда не пролетит мимо птицы: металл с древних времён также обладает мощной энергетикой.
    Не стоит расстраиваться, если забыли дома ягдташ, – назад вернётесь не с пустыми руками. Кстати, в эту же примету верят и рыбаки, иногда специально «забывающие» дома садок.
    Древняя примета гласит, что перед охотой нужно добыть ворону – мол, это сулит богатую добычу. Некоторые охотники специально стреляют ворон, а уже потом отправляются за дичью.
    Очень древняя, мистическая и, на мой взгляд, правильная примета касается медвежатников. Если вы за всю свою жизнь добыли тридцать девять медведей, то охоту на хозяина тайги нужно завершать. Цифра «40» несёт в себе негативный посыл. В охоте на сорокового медведя можно остаться в лесу навсегда. Помните и об этом.
    Друзья, примет и суеверий, касающихся охоты и рыбалки, великое множество. В будущем мы обязательно вернемся к ним. Берегите себя.
    Антон ДОЦЕНКО
«И у нас башмачки!»
    Прочли земляки заметку Галины Балагуровой об орхидных Сибири в №27, и вспомнилось…
    Ольга Николаевна Фёдорова позвонила в редакцию. Рассказывает, что в пади Гуджека Тунгокоченского района раньше росли венерины башмачки (семья там заготавливала сено). Отец Ольги Николаевны, уроженец Газимуро-Заводского района, сказал тогда детям, что это очень редкое растение, и строго-настрого запретил их рвать. Кстати, он называл эти цветы «бараньи мудушки». Несколько лет спустя брат Ольги Николаевны выкопал несколько корней и посадил их в палисаде у дома. Венерины башмачки зацвели через два года после пересадки, но цвели не каждый год.
    Растут ли сейчас венерины башмачки в пади Гуджека? Тунгокоченцы, видели?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
:wacko: 
:yahoo: 
B-) 
:heart: 
:rose: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-)