О кинематографе наизнанку. Часть 2

Продолжаем изучать изнанку кинематографа и историю основы основ кино – той самой пластиковой ленты с перфорациями по бокам, способной останавливать время, пространство, миры, жизнь и вновь их оживлять. Итак…

Мечты о «цвете»

    Вскоре после первых сеансов братьев Люмьер кинематограф начал мечтать о том, как обрести «цвет». Цветных киноплёнок тогда не было, и первые киношники принялись раскрашивать или, как сейчас говорят, «колоризировать» свои фильмы анилиновыми красками вручную! Работа была поистине адская, но публике нравилось, да так, что в 1902 году фирма отца-основателя художественного и фантастического кинематографа, французского режиссёра Жоржа Мельеса «Стар филмз» стала крупнейшей кинокомпанией в мире, выпуская часть картин в цветном варианте (ручное раскрашивание каждой копии!).
    Для тех, кто не в курсе: самым знаменитым в мире примером колоризации в кино является эпизод с раскрашенным красным флагом в чёрно-белой классической картине С. Эйзенштейна «Броненосец «Потёмкин» (1925). Первый российский фильм, раскрашенный по методу Мельеса, вышел в 1909 году и назывался «Ухарь-купец» (реж. В. Гончаров).
    В 1920–30-х годах киношники, жаждущие «цветного прорыва», взяли на вооружение фотохимию и разными методами пытались «выжимать цвет» из чёрно-белых плёнок, отдельно чувствительных к различным лучам спектра: зелёным, сине-фиолетовым и, наконец, к красно-жёлтым…
    В конце концов в 1935 году появился первый в мире полноценный цветной фильм «Бекки Шарп» (США, реж. Р. Мамулян), снятый по методу, названному «Техниколор». Метод заключался в том, что все три вида этих плёнок заряжались одновременно в специально сконструированную камеру (см. иллюстрацию), очень дорогую – до 30 тыс. долларов (на современные деньги это около 370 тысяч) и очень тяжёлую – порядка 150 кг. Происходила съёмка. После проявки разномастные чёрно-белые, но разделённые по чувствительности к тонам того или иного цвета негативы проявлялись. С этих плёнок печатались позитивы. В специальных лабораториях плёнки красились каждая в свой, «запланированный» по тону цвет (зелёный, синий, пурпурный или красный, также добавлялся жёлтый). Затем изображение со всех трёх плёнок сводилось в одно, уже полноценное – насыщенное и цветное. Именно по этому методу были сняты легендарные «Унесённые ветром» (1939).
    Что же касается «простого» цвета, безо всякого смешивания, то здесь преуспели немцы. В 1930-х годах Германия разработала и поставила на поток недорогую многослойную цветную киноплёнку, которая не нуждалась ни в сложном съёмочном процессе, ни в специальной съёмочной и проекционной аппаратуре. В 1935-м вышла в продажу и американская цветная «многослойка», но её качество было рассчитано прежде всего на кинолюбителей. Немецкая цветная плёнка была настолько хороша, проста в обращении и неприхотлива, что во время Второй мировой войны более 20% гитлеровской хроники была снято в цвете.
    И всё же, несмотря на дешевизну, первые многослойные киноплёнки несколько уступали в качестве цветопередачи технологии «Техниколор», которая использовалась до середины 1950-х, невзирая на сложность и дороговизну. В конечном итоге в борьбе за «цвет» победила многослойная, постоянно улучшающая свои качества плёнка.

О форматах

    В кинематографе, как было сказано ранее, с самого его рождения правил бал «золотой» формат плёнки – шириной в 35 мм с перфорацией по бокам. С такой киноплёнкой имел дело каждый из вас, уважаемые друзья, представители старшего и среднего поколений, поскольку именно она менее чем через полтора десятка лет после своего рождения (1895 год) использовалась во всех «малоформатных» фотоаппаратах. К ним же относились теперь уже почти исчезнувшие «мыльницы», некоторые из них до сих пор выставлены в магазинах, включая и наши, забайкальские.
    Для тех, кто не в курсе: самые первые фотоаппараты на 35-миллиметровой плёнке почти одновременно появились в Германии и США в 1913 году (см. иллюстрацию) – американский «Симплекс-мульти» и немецкая «Ur Leyca» (она стала основой самой знаменитой серии аппаратов «Лейка»). Первоначальной целью создания этих лёгких, малогабаритных и простых в обращении аппаратов была вовсе не радость фотолюбителей. Требовалось облегчить труд кинооператоров. Дело в том, что качество плёнок для киносъёмок, особенно во времена юности кинематографа, нередко оставляло желать лучшего, и приходилось очень часто снимать пробы её качества (даже с маленьких партий лент). К тому же экспонометров (ручных приборов, позволяющих замерять яркость света) тогда просто не было. Камеры были громоздкими, тяжёлыми, а постоянный процесс съёмок проб – довольно неприятной рутиной. Опять же и лишний расход «фильмосырья». Появление «фотиков» на 35 мм для операторов оказалось как нельзя кстати.
    Но вернёмся к правящему свой бал в киномире «золотому» плёночному формату. Править-то он правил (и продолжает это делать), но это вовсе не означало, что он был один, великий и неповторимый…

Нестандартный малыш

    После 30 лет экспериментов с киноплёнкой различного формата на родине кинематографа, во Франции, кинофирма братьев Пате в 1922 году реализовала проект нового портативного съёмочного и проекционного аппаратов не только для массового просмотра, но и для дома. Проект назвали «Пате Малыш» («Pathe Baby»). Удивительно, но новая кинокамера могла служить даже мини-кинопроектором – использовалась лампа всего в 6 Вт (для сравнения, лампочка карманного фонарика – 2,5 ватт)! Изображение с камеры проецировалось на маленький экранчик перед объективом (см. иллюстрацию).
    Были и «обычные» проекторы «Пате Малыш», они транслировали кино на более крупные настенные экраны.
    Кассеты с фильмами длиной 10 и 15 метров и плёнкой нового и, пожалуй, самого экзотического формата за всю историю кинематографа – шириной в 9,5 мм и одной перфорацией на кадр, но расположенной… по центру ленты (!) (см. иллюстрацию – плёнки 9,5 мм и 16 мм), – можно было купить или взять напрокат. Здесь предлагались: кинохроника, документальные фильмы, комедии и фантастические фильмы. В результате последующих разработок формат киноплёнки 9,5 мм, в отличие от Европы и Японии, в США не прижился, а потому общим стандартом так и не стал.
    Для тех, кто не в курсе: невероятный факт – камеры и проекторы для формата 9,5 мм до сих пор производятся! Некоторые компании печатают «под него» фильмокопии. В Европе XXI века ежегодно проводится фестиваль лучших фильмов 9,5 мм!

Любительский «стройный» профессионал

    В 1923 году появился ещё один формат киноплёнки – 16 мм. Более чем в два раза уже 35 мм, а значит, и дешевле. Разработавшая, а затем и запустившая её на поток в 1935-м компания «Кодак» поначалу предлагала новый формат как любительский, но во время Второй мировой войны его взяли на вооружение военные хроникёры и разведчики-операторы. После войны, особенно с приходом телевидения, «стройный» формат превосходно зарекомендовал себя и как профессиональный… Но прежде, чем продолжить, нельзя не упомянуть…

Об обращении!

    В том же 1935-м германская «Agfa» и вышеупомянутый «Кодак» одновременно выпустили первую в мире пригодную для съёмок 16 мм киноплёнку. Особую! Обращаемую! До этого времени фильмы снимались сначала на негативную плёнку, далее следовала проявка, затем на специальных копировальных аппаратах изображение переводилось на позитивную плёнку, после проявки которой уже можно было смотреть «нормальное» изображение (и печатать многочисленные копии). Новая «обращаемая» плёнка после съёмки и специальной проявки, минуя «негатив» и последующую печать в «позитив», сразу становилась позитивной и была готова к просмотру.
    Однако при всех этих замечательных и прямо-таки революционных плюсах у обращаемой киноплёнки был один существенный минус – она оставалась в единственном экземпляре! И этот экземпляр приходилось беречь. Существует, конечно, метод копирования «обращаемых» кинолент, но он сложен и достаточно дорог.
    При отсутствии видеозаписи, а затем, в более позднее время, и мобильных видеокамер, для репортажных съёмок и новостных сюжетов на телевидении использовали обращаемую «стройную» киноленту вплоть до 1970-х – начала 80-х годов. Читинское телевидение, кстати, не было исключением и имело в то время собственный кинокомплекс с командой операторов, монтажниц, проявочными машинами, просмотровыми залами, студиями звукозаписи и монтажа и базой соответствующей киноаппаратуры… На плёнке шириной 16 мм также принялись снимать сериалы, а в ряде стран – даже полноценные художественные картины для телевидения.
    …А ещё на полупрофессиональные 16 мм снимала фильмы элита кинолюбителей, в том числе и читинских.
    Очень узкий и очень малоизвестный Л. Гайдай. XXI век: «цифра» свирепствует… Инопланетянин против любительского формата. Левиафаны плёночные, с бобинами и кранами. «Что это – «анаморфот»? Тот, кто плёнку «тянет». Вот!» Фильм шириной в четыре… спички! Прощай, плёнка? 2015 – контратака! …Об этом и ещё кое о чём, кино-плёночно-любопытном, – в следующей нашей встрече.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
:wacko: 
:yahoo: 
B-) 
:heart: 
:rose: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-)