Чебурашка и все-все-все. Часть 2

Продолжаем рассказ об одних из самых знаменитых шедевров отечественной анимации, любимейших с детства мультиках (четыре фильма) режиссёра Романа Качанова. Начинаю с того момента, когда сценарист мультфильма понял, что…

Шапокляк – жена!

На дворе стоял февраль 1968 года. На студии «Союзмультфильм», в творческом объединении кукольных фильмов, в группе «Крокодил Гена» под руководством режиссёра Романа Качанова и художника-постановщика Леонида Шварцмана шёл третий месяц подготовительного периода. Гена и Чебурашка уже начали оформляться как «актёры» – в виде кукольных образов.

Естественно, «сотворялся» – формировался – и третий главный персонаж мультика – антагонист положительных героев, маргинальная пожилая гражданка пенсионного, но вполне энергичного возраста, с явно хулиганскими и антиобщественными замашками. Интересно, что образ и внешний вид Шапокляк сформировался у создателей быстрее других героев будущего мультфильма. Взбалмошный, скверный характер старушенции подсказал киношникам сценарист и автор литературного первоисточника – книги «Крокодил Гена и его друзья» – Эдуард Успенский. По его словам, он «списал» его… со своей первой жены Риммы. Причём писатель признавался, что и сам никогда не был ангелом, а потому кое-что в натуру Шапокляк прибавил и своего.

Шапокляк – тёща!

Неотразимыми и узнаваемыми внешними чертами своего личика бесчинствующая возрастная авантюристка обязана… тёще главного художника Шварцмана, женщине с седыми волосами, собранными на затылке в пучок. Зять вытянул «родственнице» носик, сделав его при этом чуть массивней и ехидней, а глазкам щедро добавил хитрого лукавства и шкодливости.

Что же касается «экипировки», то здесь также пришла на помощь книга Успенского, обозначившая кличку старушенции – Шапокляк. Напомню вам, уважаемые друзья, что шапокляк – это головной убор XIX – двух первых десятилетий XX веков, представлявший собой складной цилиндр. Весьма практичный шапокляк можно было носить как обычную плоскую шляпу, а в раскрытом положении – в виде классического цилиндра.

Шапокляк и мадам Шанель

При слове «шапокляк» у Леонида Шварцмана немедленно возник в голове образ особы, одетой в строгий костюм с длинной чёрной юбкой, белым воротником, манишкой с воланом, белыми манжетами, со шляпой шапокляк и шляпной булавкой сбоку. А ещё с ридикюлем, в котором запросто можно прятать ручную грызуншу – верную Лариску.

Харизматичный характер, внешние данные и наряд гармонично совместились в дерзкую, хулиганскую, высокоэнергичную элегантную бабульку.

Забегая вперёд, отмечу, что глядя на мультфильмы с участием Шапокляк, историк моды Марьяна Скуратовская вполне серьёзно заявила, что старушка – яркий представитель стиля эпохи 1930-х годов, и что «её костюм одобрила бы сама Коко Шанель: головной убор шапокляк с булавкой, чёрная юбка годе и стильный ридикюль по моде той поры».

Оставшиеся «за кадром»

В общей сложности весь подготовительный период к съёмкам «Крокодила Гены» длился пять месяцев. Целый ряд персонажей книги Успенского – двоечник Дима, отличница Маруся, Доктор Иванов (он наблюдал и проверял Шапокляк), начальник Иван Иванович, носорог Птенчик – полностью вышли «за кадр». Ныне известно не каждому, но у крокодила Гены в мультфильме мог быть его коллега по работе в зоопарке – его сменщик Валера. В отличие от стройного интеллигента Геннадия, крокодил Валерий отличался более «пролетарским» характером, а также внешне был более упитанным. Сменщик также остался за кадром.

Съёмки, голоса и Шапокляк-профессор

Съёмки кукольного мультфильма с общим хронометражем в 19 минут 24 секунды шли в течение полутора лет. Осенью 1969 года Роман Качанов приступил к озвучиванию картины. Композитором «Гены» стал известный кино- и мультмаэстро Михаил Зив («Баллада о солдате», 1959; «Чистое небо», 1961; «Лягушонок ищет папу», 1964; «Приключения барона Мюнхаузена», 1967; «Чуня», 1968, и др. фильмов и мультиков). Гена (а также смотритель зоопарка) заговорил голосом будущего Шерлока Холмса – актёра Василия Ливанова. Чебурашку «исполнила» Клара Румянова. Продавцом апельсинов, обнаружившим «неизвестного науке зверя», а также директором магазина уценённых товаров, где работал Чебурашка, стал известный актёр и мастер дубляжа Владимир Кенигсон, также известный как «голос французского кинокомика Луи де Фюнеса».

Что же касается Шапокляк, то пожилая гражданка-хулиганка заговорила и запела «Кто людям помогает – лишь тратит время зря…» голосом Владимира Раутбарта. Да-да, того самого. Известного как «профессор – лопух, но аппаратура при нём!», одного из ярких персонажей новеллы «Наваждение» из фильма «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» Леонида Гайдая.

Восторг и продолжение

15 декабря 1969 года состоялась премьера. Успех был просто бешеный. Ураган! Фурор! Народ от мала до велика стал требовать продолжения.

Уже тогда режиссёр Качанов начал понимать, что наиглавнейшего персонажа – крокодила Гену – обходит его маленький друг, милый лопоухий мохнатый Чебурашка. После работы над другим замечательным лирическим кукольным фильмом «Письмо» (1970) и парой мультсюжетов для сатирического киножурнала «Фитиль» Качанов взялся за продолжение мультфильма и назвал его, учитывая популярность доброго наивного зверька, «Чебурашка».

«Неуклюжий» мега-хит

Композитора Михаила Зива сменил в мультике-продолжении Владимир Шаинский. Именно в «Чебурашке» впервые прозвучал мега-хит, ставший подлинным гимном каждого отмечающего свой день рождения в СССР (и не только), «Пусть бегут неуклюже пешеходы по лужам», а официально – «Песенка крокодила Гены». За Гену – Василия Ливанова – пел актёр Владимир Ферапонтов (см. фото), впоследствии исполнивший и «Голубой вагон» из третьей части «сериала» – «Шапокляк» (1974). Замечу, что исполнитель был актёром разносторонним – озвучил более 30 мультиков и снялся в 56 кинофильмах («Коммунист», 1957; «Адъютант его превосходительства», 1969; «12 стульев» (у Гайдая и Захарова); «Не может быть!», 1975; «Хождение по мукам», 1977 и др.).

Мультфильм «Чебурашка», вышедший на экраны 6 июня 1971 года, произвёл ещё больший фурор, чем «Гена». В 1974 вышла третья часть – «Шапокляк», и в 1983-м – «Чебурашка идёт в школу».

Герои этого кукольного цикла стали поистине культовыми фигурами. Популярность Чебурашки не меркла с годами и достигла международного масштаба – в 2010 году японские мультипликаторы создали сериал «Cheburaska», а в 2013-м на его основе смонтировали полнометражный мультфильм.

И вот совсем скоро, в первый день нового 2023 года, на экранах нашей страны произойдёт НЕЧТО!

На большом киноэкране

Российские кинематографисты в лице уже опытного киносказочника Дмитрия Дьяченко (трилогия «Последний богатырь», 2017–21) со сказочным бюджетом в 850 000 000 рублей (!) пошли на сказочный риск, пригласив на большой киноэкран нашего любимого мультяшного ушастика-мохнатика!

Ему предстоит масса приключений с Геной (актёр Сергей Гармаш), который в фильме оказывается вовсе не крокодилом, а «нормальным» гражданином, работающим садовником. А также с мальчиком, который не умеет разговаривать, и у которого есть мама, умеющая варить удивительный шоколад на шоколадной фабрике. И далеко не всё будет легко и просто… Некая странная тётя по имени Римма (Елена Яковлева – «Интердевочка», 1989; трилогия «Последний богатырь»), которая является директором шоколадной фабрики, прониклась желанием купить Чебурашку и подарить своей несимпатичной внучке…

Погони, трюки, спецэффекты – «обычные» и… апельсиновые, плюс огромное количество самых разных и неожиданных персонажей ждут зрителей с 1 января!

Факт о фильме №1. «Чебурашка» не является экранизацией рассказов Эдуарда Успенского.

Факт о фильме №2. Персонаж Чебурашка снят по технологии Motion capture («захват движения»). Это когда анимация персонажей и объектов создаётся не вручную, а путём оцифровки движений реального объекта (прежде всего, человека) и последующего переноса их на трёхмерную модель. Роль Чебурашки исполнила актриса Ольга Кузьмина («Гагарин. Первый в космосе», 2013 – Марина, жена космонавта П. Поповича).

И ещё факт о фильме №3. Для съёмки одной из зрелищных сцен было использовано шесть тонн настоящих апельсинов!

P.S. Герои мультиков и компьютерных игр не раз переходили на большой экран, действуя с живыми актёрами и довольно часто удачно (дилогии «Космический джем», «Смурфики», «Соник в кино», «Кто подставил кролика Роджера» и т.д.). В нашей стране первым в этом деле стал «Чебурашка». Насколько хорошо получилось, пока неизвестно, но…

иллюстрация автора

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
:wacko: 
:yahoo: 
B-) 
:heart: 
:rose: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-)