Цена земли

Выбираем мотоблок правильно

«Один летний день всю зиму кормит», – гласит старинная пословица. Я бы хотел её перефразировать: «Один весенний день всё лето кормит». Как подготовишь огород к посадке, заложишь грядки, распикируешь рассаду, такой и результат летом получишь. Сегодня речь пойдёт о том, как готовить землю к новому посадочному сезону, стоит ли покупать мотоблок, и какие плюсы и минусы есть у этой покупки.

Современная промышленность представила своим потребителям великое множество механизмов, призванных улучшить жизнь простого огородника. К ним в том числе относятся мотоблоки и культиваторы. Согласно красноречивым инструкциям, эти маленькие труженики внутреннего сгорания способны разбивать целину, обрабатывать поля в десятки гектаров, таскать навесное оборудование, полоть сорняки и заделывать удобрения в почву. Как человек, который каждый май перепахивает мотоблоком примерно сто огородов, могу сказать, что не стоит верить всему, что пишут производители. Их главная задача – продать продукцию любыми способами, поэтому могут наобещать что угодно: сажает, полет, копает, огребает, возит, фрезерует, разгружает и чуть ли не воскрешает мёртвых…

Усаживайтесь удобнее и давайте разбираться.

Стоит ли покупать?

В жизни, наверное, каждого садовода-огородника неизбежно наступает момент, когда он задумывается о покупке собственного мотоблока. Момент этот может случиться тогда, когда вы разгибаете занемевшую спину, перекопав участок вручную. Или когда отдаёте свои кровно заработанные трактористу, распахавшему вашу плантацию. Мол, своё же завсегда лучше. Но так ли это?

Если у вас четыре сотки земли, то приобретать мотоблок либо культиватор нет никакого смысла. И этому есть ряд причин:

Пахать на мотоблоке – не на санках кататься. Нужно уметь правильно держать это ревущее чудовище, правильно заглублять плуг и правильно выключать в случае экстренной ситуации. Если вы человек в возрасте, то крайне не рекомендую заниматься пахотой самостоятельно. Я – здоровый мужик – дважды получал травмы, когда фреза «ловила» доски, скрытые под землёю. Руку сломать – нечего делать. Выбить зубы рукоятью – легко. Пахать на мотоблоке должны физически крепкие люди. Я уж молчу про разбивание целины – каторжный труд.

Мотоблок – это не ручная тяпка за триста рублей. Сей агрегат в более-менее достойном исполнении стоит примерно двадцать пять тысяч. Окупится ли он вам? Имеет ли смысл тратить такие деньги для того, чтобы заводить его раз в год для опашки огорода? Может, всё-таки заплатить соседу тысячу рублей, чтобы он трактором перепахал всё, что нужно?

Мотоблок нужно где-то хранить зимой. Если вы живёте в квартире и лишь летом выезжаете на свою загородную фазенду, то учтите при покупке агрегата, что его могут украсть. Не забывайте, в какой стране мы живём. Из пустующих зимой дач тащат всё, даже тряпки и вилки. Мотоблок точно не обойдут стороной. А хранить в квартире смердящее бензином и маслом железное чудище – малоприятное удовольствие.

Мотоблок имеет способность ломаться, как и любая техника. Запчасти на него стоят очень дорого. Зачастую их нет в наличии. Только под заказ. На один из моих австрийских культиваторов тросик газа стоил три тысячи рублей! Три тысячи за кусок проволоки! А ломаться там есть чему, особенно если вы сэкономите и купите китайский агрегат российской сборки, типа «Лифан». Обрывает начисто фиксаторы рукояти, вытягиваются, рвутся и постоянно соскакивают ремни, гнутся фрезы.

В общем, если ваш мотоблок по весне распахивает землю, потом возит в тележке перегной, затем окучивает картошку, всё лето трелюет песок и камень, то это просто незаменимый помощник, и его всенепременно нужно купить. Если же у вас полторы сотки свободной земли, и вы покупаете ради них мотоблок (а таких огородников я знаю множество), то это пустая трата денег. Он никогда не окупит себя и заржавеет в сарае, простаивая без дела. Гораздо экономнее и разумнее будет заказать услугу вспашки огорода. Пусть за вас тяжёлую работу сделают профессионалы.

Если всё-таки решились

Приобрести мотоблок несложно. Сложно поставить задачи, которые он будет у вас выполнять. Сейчас я расскажу то, что знаю сам и чем сам пользовался, без отсылки к рекламе и без претензий к производителям тех или иных марок. Просто, так сказать, комментарии пользователя.

Тяжёлый мотоблок «Целина» отечественного производства. Комплектуется одноимёнными фрезами. Название говорит само за себя: этот громадных размеров мотоблок способен разбить целину, которую возьмётся разрабатывать не всякий тракторист. Стоимость – в районе 35 000 рублей. Можно за 15 000 купить тележку, на которой «Целина» легко перевезёт песок, дрова, гравий, навоз, торф, кирпич, камень и так далее. Другими словами, данный мотоблок – трудовая лошадка, которая будет не только пахать раз в год ваши шесть соток, но и станет верным помощником на весь сезон.

Культиватор «Крот» – чудовище, рождённое технической мыслью на заре перестройки. В сотнях и тысячах огородов стоит это недоразумение, которое никогда не работало как следует и постоянно ломалось. Чья больная фантазия догадалась переместить фрезы в переднюю часть культиватора?! Им можно пахать только уже кем-то паханую землю. Десятки раз сталкивался с тем, что «Кроты» ломались в самое неподходящее время в разгар сезона. Крайне не рекомендую к покупке.

Лёгкие и тяжёлые культиваторы «Викинг» – шедевры австрийского производства. Никогда и ничего у меня не было столь надёжного, как культиваторы этой марки. Лёгкий «Викинг» с мощностью двигателя всего 2,6 л. с. за 12 лет перепахал столько огородов, что я со счёту сбился. При весе 35 кг он мужественно вгрызался в целину, сверкал искрами, выкорчёвывая из земли кирпичи и камни размером с человеческую голову. Ревел, распахивая опилки, стружки, чернозём, глину, песок, гравий и т.д. При этом в нём ни разу не менялось масло, и за 12 лет работы оно даже не потемнело. «Викинг» заводился в любой мороз и в любую жару. На одном литре бензина культиватор распахивал три-четыре сотки «слежалой» земли. Легко ворочал как «сабли», так и более тяжёлые «гусиные лапы». Ломались, гнулись, стирались фрезы, но сам аппарат не подводил никогда (лишь однажды порвался трос акселератора). Он мог пахать без остановки десять часов и не перегревался, имея воздушное охлаждение. Лёгкий и манёвренный, он оставил о себе только положительные воспоминания. До конца своих дней буду помнить этого работягу, который был моим стальным другом. Цена у него соответствующая – от 50 000 рублей.

«Нева» – тяжёлый мотоблок, в котором заложена большая мощь. Отзывы о его работе, мягко сказать, неоднозначные. С одной стороны, он являет собой почти ручной трактор, способный выполнять тяжёлую работу. С другой стороны, средняя цена на него – 70 000 рублей. Запчасти всегда в достаточном количестве. Дело ваше, но лично я не стал бы такой покупать.

«Лифан». Сейчас в моём гараже стоят два «Лифана», произведённых в Китае и собранных в России. Одним я работал в прошлом году, а другой купил пару недель назад. Плюсов больше, чем минусов. Да, он китайский, но зарекомендовал себя в тяжёлых условиях эксплуатации. Всё, что ломалось на нём, чинилось за два часа с помощью проволоки и сварочного аппарата. Двигатель солидный, и его можно заменить в случае поломки. Новый двигатель стоит недорого. Фрезы ворочает любого размера и без особого труда пашет целину. Стоимость сего агрегата – примерно 25 000 рублей. Комплектуется колёсами и фрезами. Можно цеплять тележку.

В копилку опыта
При работе с мотоблоком важно учитывать следующие нюансы

Мотоблок – это сложное механическое устройство, которое имеет очень специфичное управление. Стоит зазеваться, особенно при передвижении задним ходом, и он подомнёт под себя человека. Под землёй находится множество строительного и коммуникационного мусора. Если мотоблок на полном ходу налетит на доску, кирпич, бетонный фундамент, то легко может перебросить человека через себя. Как результат – вывихи, ушибы и переломы. Однажды я намотал на фрезу покрышку от мотоцикла, закопанную под землёй. Другой раз «поймал» силовой кабель, который хозяева пробросили под всем огородом на глубине пяти сантиметров. Зачастую освободить фрезы от подобного можно только с помощью болгарки. Мотоблок гораздо эффективнее расходует бензин, если работать на половине оборотов и меньше. Если пахать на полную силу, то расход увеличивается в разы. Кроме того, фрезы лучше крошат целину, если идти по ней малыми оборотами. При разработке целины скосите под корень всю траву, иначе она забьёт фрезы, и мотоблок «встанет». Целину распахивают на три раза. Первый проход разбивает дёрн, второй – заглубляет до нужной отметки, третий – равняет готовую поверхность под посадку. Мотоблок наматывает большинство сорняков на фрезы, а остальные выбрасывает на поверхность. То же самое касается и камней. Полезно будет после прохода пахаря собрать в ведёрко этот природный мусор. Камни всегда давит из земли, а от сорняков никуда не деться. Надеюсь, эти советы были для вас полезны. Удачного огородного сезона! Берегите себя!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
:wacko: 
:yahoo: 
B-) 
:heart: 
:rose: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-)