Да здравствует кино, или Трём юбилеям посвящается

Режет луч густую темноту,
На экране белоснежном – новый мир,
Дарит с плёнки или с «цифры» мне Мечту
Моя муза, мой кинематограф, мой кумир.

Ну как тут не начать нашу сегодняшнюю встречу этими лирическими строками? Ещё бы! На календаре 27 августа – День российского кино. Праздник всех его создателей и кинопрокатчиков, киномехаников, кассиров, билетёров тысяч кинотеатров. И, разумеется, всех-всех фанатов и поклонников кинематографа, то есть нас с вами, уважаемые зрители-читатели. С праздником кино! Сегодня самое время поведать об отечественных кинопервопроходцах и о том, как в Забайкалье пришёл кинематограф. Только интересные факты: коротко, ёмко и, надеюсь, занимательно-познавательно.

Сначала – о самом факте

В этот знаменательный день ровно 105 лет назад (юбилейная дата №1!), в далёком 1919 году, Совет народных комиссаров РСФСР принял декрет о национализации всей фотографической и кинематографической торговли, промышленности (производстве кинокартин в том числе) и кинотеатров молодой советской республики в прямое ведение Народного комиссариата просвещения.

Тот самый поезд!

Первый в истории земной цивилизации фильм был создан изобретателями и отцами мирового кинематографа – французами братьями Огюстом и Луи Люмьерами. Назывался он «Прибытие поезда на вокзал Ла Сьота». Премьера состоялась в одном из парижских кафе на бульваре Капуцинок 6 января 1896 года и вызвала небывалую сенсацию у публики. Хронометраж исторического шедевра составлял 47 секунд. Примечательно, что сами Люмьеры считали, что киноаппараты созданы только для «регистрации жизни, для схватывания природы на лету и более не должны исполнять никакой другой функции». Они вскоре поняли, как глубоко заблуждались.

Франко-cinema-оккупанты

В первые годы ХХ века в Российской империи на правах первооткрывателей синематографа правили бал французы, в изобилии поставлявшие на утеху публики экзотические видовые сюжеты, примитивные зрелища-феерии и непритязательные комедийные короткометражки (полнометражных фильмов в то время не было вообще). Даже намётки документального кино делались французами: в мае 1896 года специальный корреспондент братьев Люмьер Камилл Серф запечатлел на плёнке коронацию Николая II. В том же году в Петербурге на Невском проспекте был открыт и первый в стране кинотеатр. Любопытно, что всего через 8 месяцев после открытия кинематографа Люмьерами уже появился самый первый российский фильм.

Он был снят 29 сентября 1896 года оператором-любителем А.П. Федецким и назывался «Цирковой наездник».

Первая художественная фильма

Отмечу, в то время слово «фильм» был женского рода. «Понизовая вольница» (демонстрировалась также под названием «Стенька Разин») вышла в прокат 15 октября (28 октября) 1908 года. Картина была встречена очень тепло, как зрителями, так и не слишком искушённой критикой. Тем более картину одного из первых в России кинопродюсеров и режиссёров Александра Дранкова и его соавтора Ромашкова сопровождала ещё одна сенсация. «Вольница» стала первым фильмом в русской истории, показ которого сопровождался оригинальным звуком!

Вместе с плёнкой кинотеатры приобретали также граммофонную запись музыки, написанной известным композитором Н.М. Ипполитовым-Ивановым для постановки одноимённой пьесы Василия Гончарова в театре «Аквариум». Это был первый случай нарушения кинопроизводителем авторских прав (Дранков не заключил формальный договор ни с автором сценария, ни с автором музыки)!

Первая синемареклама

Новатор Дранков также придумал новый вид кинорекламы: первый начал выпускать открытки с кадрами из своих фильмов и помещать сцены из них на афишах, чего до него не делал никто в мире.

Сериалы – дело русское

Итак, русское художественное кино родилось. С первых лет своего существования оно стало дарить зрителям сюрприз за сюрпризом. Так, одной из первых стран в мире Россия изобрела сериалы! Всё тот же Александр Дранков приступил к выпуску отечественных детективных киноциклов. Снятый в его ателье многосерийный фильм «Сонька Золотая Ручка» (1914–1915) пользовался беспрецедентным успехом у массовой публики. А теперь обратим наш киноисторический взор к родным пенатам.

Иллюзионы Читы

Впервые в массовом порядке читинцы начали знакомиться с магией оживших фотографий в 1908 году. На пересечении улиц Амурской и Иркутской в городском доходном доме (с 1924 по 2010 годы первый этаж здания занимал самый популярный у читинцев книжный магазин, носивший также название «Дом книги») 30 декабря 1908-го был открыт первый в Чите иллюзион «Театр-Декаданс», чьим хозяином был предприниматель Константин Семёнович Яджоглу.

Первой лентой, показанной в «Декадансе», был «Блудный сын» от 1901 года французского постановщика Ф. Зекки, представлявший собой короткометражную экранизацию пяти сцен известной библейской притчи. Киносеанс вызвал не меньшую, чем в своё время у французов на бульваре Капуцинок, сенсацию у неискушённых чудесами синема читинцев.

Буквально на следующий год, в 1909-м, в этом же доме заработал конкурент «Декаданса» – «Первый образцовый театр-электроиллюзион Дон Отелло» – ещё один кинозал, но уже другого киномагната, Антония Дон Отелло.

Оба синема-иллюзиона были оборудованы самой современной для того времени техникой.

Входные билеты стоили немало – от 15 до 25 копеек, для детей (на дневные сеансы) – от 5 до 10 копеек. Однако желающих посетить невиданное зрелище в Чите всегда было хоть отбавляй.

Сколько киноточек?

До революции 1917 года в Чите работало порядка десятка электроиллюзионов.

Максимального расцвета прокатной кинематографии наш край достиг в 1970-х годах. Управление кинофикации Читинского облисполкома к 1970 году имело 870 киноустановок (кинопередвижки), работали 37 кинотеатров, из них семь в Чите: «Удокан», «Родина», «Октябрь», «Бригантина», «Забайкалец», «Спутник» и «Мир».

После Великой Октябрьской революции 1917-го и последующей в 1919 году национализации всей кинопромышленности частный прокат фильмов был запрещён, и вскоре все киноточки (и зрители), в частности, у нас в Забайкалье начали остро нуждаться в новом, свеженьком кинотоваре, для чего и было создано первое кинопрокатное…

Читинское агентство «Госкино»

Агентство было создано ровно 100 лет назад, 16 августа 1924 года (юбилейная дата №2!). Возглавил его уполномоченный по Забайкальской губернии тов. А.С. Караффа-Корбут. Агентство, помимо киноплощадок Забайкальской губернии, обслуживало и соседнюю Бурят-Монгольскую АССР. Десятки картин самой различной тематики ежемесячно доставлялись как из Москвы, так и от коллег-прокатчиков из Иркутска, Хабаровска и даже из-за кордона – Харбина.

И если предком современной Забайкальской государственной кинокомпании, что занимается кинопрокатным бизнесом в настоящее время, можно назвать агентство «Госкино», то появление, опять же в юбилейные 85 лет назад (юбилейная дата №!), в августе 1939 года управления кинофикации Читинского облисполкома можно с уверенностью считать его прямым наследником и правообладателем.

Первый кинотеатр

Первым стационарным, созданным по типовому проекту, кинотеатром в Чите, да и во всём Забайкалье, была «Родина». До неё все киносеансы в нашем крае и его столице проводились в различных клубах, домах культуры, различных увеселительных заведениях и нередко вообще малоприспособленных для демонстрации фильмов помещениях. Строительство роскошного двухзального храма кинематографа (на 800 мест!) было начато ещё в 1939 году, но было прервано Великой Отечественной войной. Кинотеатр был сдан в эксплуатацию в самом начале 1956 года, а 14 февраля великолепная «Родина» приняла своих первых зрителей, демонстрируя полнометражный документальный фильм известного режиссёра и оператора Романа Кармена «Великая дружба народов» (1956, ЦСДФ), масштабно и зрелищно рассказывающего о визите Н.С. Хрущёва в Индию.

Фильмы и киношники

В Чите и на территории Забайкалья снимались такие известные художественные фильмы, как «Даурия» (1971, реж. В. Трегубович), «Кочующий фронт» (1971, реж. Б. Халзанов) и «Нет земли чужой» (1990, реж. Б. Халзанов).

Что же касается непрофессионального, любительского кинематографа, то в Чите, а затем и в области он появился в конце 1960-х годов. В основном это было документальное и семейное кино. В 1980-х годах произошёл его качественный скачок и начался бурный расцвет: появились фильмы самых различных жанров – игровое (художественное) – комедии, фантастика (включая постапокалипсис), авангард и мультипликацию. Кинопроизведения местных авторов не раз побеждали на всесоюзных, всероссийских и даже международных кинофестивалях. С приходом «цифры», особенно в середине 2010-х годов, читинские кинолюбители начали осваивать и полнометражное кино, что и делают по настоящее время.

На том, пожалуй, и закончим.

Ещё раз с праздником! С тройным юбилеем! С Днём российского кино!

Сергей БАЛАХНИН,
иллюстрации автора

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
:wacko: 
:yahoo: 
B-) 
:heart: 
:rose: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-)