Как пандемия помогла

Будущее страны – в кооперации – уверены организаторы потребительского кооператива «Подворье крестьян», созданного недавно в Краснокаменске.

Вкус детства

В то время как некоторые граждане гадали, не является ли коронавирус вселенской акцией спецслужб, и впадали в разного рода депрессии от вынужденной самоизоляции, несколько жителей Краснокаменска, получив относительную свободу от каждодневной деятельности и гораздо больше времени, взялись за изучение истории кооперативного движения в России и мире. Впрочем, толчком для такого занятия стала как раз пандемия. Люди сидели дома и вели вечерние (дистанционные, конечно же) разговоры. Вспоминали, например, как ездили в детстве к бабушкам в деревню, где были вкусное молоко и жирная сметана. Сетовали, что сейчас, например, приди в магазин, и неизвестно, что найдёшь на прилавке. Производитель западный, хотя есть и свой, местный. А если свой есть, почему же тогда нет той качественной, хорошей продукции, вкус которой помнится с детства?

Потихоньку-полегоньку появилась мысль сделать что-то такое, чтобы местного, деревенского товара в Краснокаменске было бы много, а цена на него была бы низкая, доступная. Как такое организовать? Самая простая формула «производитель – поставщик – потребитель» давно описана и опробована историей кооперации. Особенно в мире распространены потребительские кооперативы, которые являются двигателями экономического развития во многих странах, а в России их рост особенно заметен в последние несколько лет. Всё это изучили любознательные краснокаменцы и пришли к решению создать кооператив!

Любопытно, что, будучи знакомыми, организаторы кооператива работают в разных сферах – кто-то на железной дороге, кто-то на градообразующем ППГХО. Всего порядка десяти человек. «Учителей и врачей у нас пока нет, они в потребителях», – улыбаются.

Связать город и село

Решив объединиться в потребительский кооператив, жители Краснокаменска стали искать в своём районе ту самую свежую, натуральную, экологически чистую продукцию, ради которой всё и затевалось. Поехали в сёла.

По-разному встречали крестьяне делегатов. Кое-кто настороженно, кто-то вообще не хотел общаться: детям квартиры купили, теперь всё быстрее порубить, хозяйство бросить, перебраться в город…

В одной деревне уточнили, можно ли привезти и сдать молоко. «А почему вы сметану не делаете?» – спросили на это краснокаменцы. Оказалось, что электричество в селе подаётся по часам, и тратить его на сметану не очень получается…

В основном всё строилось на беседах, и было это непросто, ведь сначала организаторы и сами не понимали, что за структуру создают, как будут работать. Некоторые подворья откликнулись, заинтересовались. Рассказали им наши горожане, каким вкусными были раньше масло и сыр, спросили:

– Можете такое сделать?
– Можем!
– А для пробы сделаете?
– Сделаем!

«Всё началось с пробников, – вспоминает одна из организаторов кооператива «Подворье крестьян» Анна Черепанова. – Мы предлагали попробовать эту продукцию знакомым, знакомые – своим знакомым. Так пошла, что называется, реклама. Потом, собрав отзывы, мы обратно к производителю: видите, что нужным делом занимаетесь? Людям это нравится, это востребовано! Почему бы вам не заняться производством своей продукции?»

Распробовали

Всё лето организаторы потребительского кооператива вели подготовительную работу, мониторили рынок, к продажам приступили только осенью, когда и сами, и знакомые, и знакомые знакомых распробовали.

Масло селёдочное, масло сливочное, сыр, творожная паста, пахта… Пока кооператив занимается только молочной продукцией. Разнообразие – в ассортименте. Например, сыры – сливочный, с паприкой, с перцем чили, с укропом и чесноком, с груздями и укропом…

А в планах, конечно же, развитие. Потому что плох тот солдат, что не мечтает стать генералом.

«Сфер же много, но мы пока новички, смотрим, как жители к этому относятся! – говорит Анна Васильевна. – У нас ведь можно производить всё что угодно, начиная от гвоздей, заканчивая пошивом шапок. Лимонад можно делать. Помните, какой вкусный в советское время был лимонад? Что мешает у нас лимонадный заводик построить? Помните, какое было настоящее мороженое?!

Так что работы здесь непочатый край. Что мешает населению самоинвестироваться? Ведь глава нашего государства так и говорил: «Самоинвестируйтесь!» Но пока не все к этому готовы. Какая-то неуверенность, страхи и лень. Парадокс – мошенникам в ожидании бешеных процентов деньги несут, чтоб лежать на диване и прибыль подсчитывать, а потом плачутся: меня обманули! Туда не боятся нести, верят, а если сам, своими силами что-то создать, организовать, работать – сам себе не веришь, получается?»

Доброе слово

«Есть ли потенциал у сельского хозяйства Краснокаменского района? – спрашиваю. – Ведь не секрет, что в деревнях нынче коров не держат, молоко из тетрапаков пьют». Анна Черепанова уверена, что потенциал есть, но его нужно раскрыть.

«Доказать, замотивировать селян в их нужности, – убеждена она. – Крестьянина, колхозника сейчас превратили в какое-то ругательное слово, а ведь это самая почётная профессия, самый ценный человек! Они же почему не хотят коров доить? Потому что дети и внуки уезжают из села, нет перспективы.

А мы-то не хотим есть то, что нам привозят из-за рубежа! Мы не хотим, чтобы дети наши этим травились, а хотим есть натуральную продукцию. А вот эти санкции, которые вводят и вводят? То есть со временем и это всё, что есть сейчас, вообще может исчезнуть с прилавков? Тогда что мы будем кушать?»

Чтобы кушать вкусное и полезное, едут члены молодого потребительского кооператива к своим крестьянам только с добрым словом. Ласка, как известно, даже кошке приятна. А уж людям труда – низкий поклон!

«Мы всю ситуацию видим изнутри, – замечает Анна Васильевна, – мы знаем, какой это труд, знаем, как им приходится попотеть, сколько вложить сил и нервов. И понимаешь ценность всему».

Каждый может

Сами, с нуля, без государственной поддержки выступить инвесторами сельского хозяйства – такова основная философия кооператива. В планах – охватить не только Краснокаменск и район, но и выйти за его пределы. А ещё хочется, чтобы таких кооперативов было больше.

«Вы там, у себя, каждый объединяйтесь, организовывайтесь, везде же люди живут! – призывают краснокаменцы. – Мы здесь, допустим, взялись, вы – там, у себя, в этом-то и есть цель кооперации. А если вы просто приехали и продали, то в чём суть? Ради личного обогащения, получается? Мы хотим, чтобы наш внутренний рынок заполнил местный производитель, и именно благодаря кооперации мы сможем избежать внешних инвестиций и кормить себя непривозной качественной продукцией».

Пока потребительский кооператив «Подворье крестьян» делает свои первые шажки, слава идёт быстро – вот уже говорят, что есть у него большая база и мощности по переработке, завод, дескать, свой… Кто знает, может, когда и появится, а пока всё скромно – приобретают у населения творог, сметану, масло и сыр.

«Медленно и уверенно мы объединяем, заинтересовываем крестьян в развитии сельского хозяйства, в производстве своей продукции, а горожан – в потреблении натурального продукта и поддержке местного производителя, – улыбается Анна Васильевна. – Да, сложно, но если каждый начнёт, почему бы и нет? Хуже если вообще ничего не попробуешь. А когда это всё началось, со скрипом, потихоньку, и пусть помаленечку получается, ты начинаешь разбираться в каких-то деталях, появляется интерес, и уже не бросишь всё это на полпути. А планов у нас громадьё, потому что край наш богатый, и мы хотим, чтобы он процветал, а наши дети и внуки продолжили наше дело».

2 Ответы на “Как пандемия помогла

  1. Только почему то в группе «Подворье крестьян» в вайбере, нет такой продукции, как молочки, от слова совсем. Странные люди, если что-то не понравилось, какая-то продукция, оскорбляют, называют «жидами» и блокируют навсегда. И таких людей сотни. Единственное что вкусное, это мясо, остальное такое-себе. Хотя их лозунг «Критикуешь предлагай…» Начинаешь говорить, блокируют. Неуважительно сотрудники кооперации относятся к людям.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
:wacko: 
:yahoo: 
B-) 
:heart: 
:rose: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-)