Однажды угораздило автора этих строк купить себе демисезонные сапожки. Время было осеннее, пришла пора утепляться… Ступив на лёд при выходе из подъезда, я едва не грохнулась (спасло равновесие). Последующие шаги давались с трудом, участок дороги был не просто скользкий, а ещё и с уклоном. На полусогнутых, съезжая боком, как сёрфер, я еле преодолела опасное место и задала себе вопрос: как так? Почему демисезонная обувь может быть травмоопасной, почему этого не пишут на ценниках?
Здоровье дороже
Дело неуклонно движется к зиме, давайте искать безопасные ботинки, разбираться, учиться вчитываться в этикетки, чтоб не сожалеть горько о потраченных впустую деньгах. Выбирая зимние сапоги, впору беспокоиться не только об экономии средств, но и о здоровье: скользкая обувь может стать причиной серьёзных травм. Эксперты советуют отложить башмаки на высоком каблуке до тепла, ну или носить их в помещении. Хорошо, когда есть низкий устойчивый каблук, а носик у ботинка широкий. Можно носить ботинки и на танкетке (разновидность литой, то есть сплошной подошвы, утолщающейся от носка к пятке, при этом являющейся и каблуком обувного изделия). Важно, чтоб танкетка опять же не была высокой. В сохранении тепла роль играет толщина подошвы, лучше, если она будет больше сантиметра.
Обратите внимание на глубину протектора, его ребристость и рисунок. Чем мельче рисунок, чем глубже протектор, чем больше поперечно-продольных полос, тем лучше сцепление с поверхностью. И тут опять приведу личный пример из жизни: стёршийся протектор опасен и в тёплое время года, когда льда нет и в помине. Относив кроссовки два года, я обратила внимание, что подошва практически сгладилась о наш читинский разбитый асфальт. В дождь такая обувь внезапно становилась скользкой на проезжей части (где краской нарисованы разметка и «зебра»), а ещё на плитке. От греха я увезла эти кроссовки на дачу, чтобы носить во время огородных забот – картошку копать и листья собирать…
Так что ищем вещь с «тракторной» подошвой. В магазинах для массового покупателя и в дорогих бутиках полно таких ботинок и сапог, тем более что грубая подошва нынче на вершине моды.
Ох уж этот полиуретан!
Для изготовления подошв человечество изобрело множество материалов. Какие-то из них лёгкие, но скользящие, а какие-то просто идеальны для обуви жителей холодных широт. На что обратить внимание?
Итак, в первую очередь, после того как вы пришли за покупкой и определились с фасоном и формой, возьмите в руки обувную коробку и обратите внимание на стикер, где прописано, из чего сделаны ботинки и, особенно, подошва. Эти данные обязан указывать любой уважающий себя производитель товара. Как правило, на коробках завод прописывает состав подошвы, используя термины и буквенные сокращения. Перечислим их свойства.
– Полиуретан (PU) используется для производства демисезонной обуви, но её носить безопасно лишь тогда, когда на улице нет снега и льда. Этот материал сильно скользит. На морозе дубеет, а при –20 градусах может и лопнуть. Я так подозреваю, что моя неудачная покупка была с подошвой из полиуретана. Запоминаем слово «полиуретан» и обходим изделия из этого материала стороной.
– Поливинилхлорид (PVC) тоже не годится для зимних ботинок, поскольку скользит. На морозе он становится ещё и ломким. Хотя в некоторых справочниках данный материал характеризуют как нескользящий, мол, всё зависит от рисунка протектора. Но на всякий случай избегаем зимней обуви с поливинилхлоридом.
– Термополиуретан (TPU) – уже лучше, обладает противоскользящими характеристиками. Не очень у него с теплоизоляцией, поэтому подошву из этого материала дополняют вторым слоем из полиуретана.
– Этиленвинилацетат (EVA) применяется для изготовления сабо и других летних шлёпанцев. А ещё из него делают цельнолитые сапоги. С теплоизоляцией справляется хорошо, но скользит на морозе.
– Термоэластопласт (TRP, ТЭП) – морозостойкий материал, носить его можно до –45 градусов по Цельсию. Подошва из термоэластопласта считается одной из самых нескользких и устойчивых в гололёд. Такая обувь сохраняет свои свойства зимой даже при самых низких температурах и обладает хорошей амортизацией.
– Термопластичная резина (ТПР, TPR) – синтетический каучук. По весу достаточно лёгкий, не скользит, не стирается. Хорошо выглядит и используется в большинстве видов обуви.
– Резина – старый добрый материал для производства зимних подошв: эластичная, износостойкая, не боится морозов и не скользит. Единственный минус – тяжёлая.
Камень в огород коммунальщиков
Вот такая она, зимняя подошва, как и зимняя резина для автомобиля. Стоит добавить, что даже подходящий по сезону материал может проскальзывать на льду, поэтому перемещаться по таким поверхностям лучше маленькими шагами. То есть безопасность хождения по зимним тротуарам зависит и от того, как убраны снег и лёд с улиц. Как-то раз, опрашивая в поиске нескользкой обуви продавцов, я услышала в ответ: «На наших ледяных улицах будет скользить всё что угодно». Вот так сетовали консультанты известных в Забайкалье магазинов.
Если тротуары не убирают вовремя от снега, он, тая и замерзая, превращается в ледовые поля, которые можно преодолеть лишь со скалолазным снаряжением. А ещё всё это застывает буграми, по которым пробраться ой как трудно. Добавляют проблем и противогололёдные реагенты. Это в средней полосе России они помогают снегу таять и испаряться, а у нас зимой, когда средняя температура ниже –25, снежная каша превращается в каток. Вспомните, как этот опасный ледок поблёскивает на солнце. И только старый дедовский способ посыпки льда песком помогает справиться со скользкими улицами. Помимо своевременной уборки снега на стадии его выпадения, конечно же.
* * *
Ну а пока, дорогой читатель, мы, вооружившись знаниями, отправляемся покупать подходящую для зимы обувку. И попутно молимся, чтоб снега было меньше, чтоб выпал он позже. Да, снежок и зимний антураж улиц, городов и посёлков – штука поэтичная. Но чем позже улицы наших городов и посёлков оденутся в белые наряды, тем меньше у нас будет шансов упасть. А обезопасить себя ещё лучше поможет правильный выбор обуви.
Возвращаясь к началу своего повествования, добавлю, что потом, купив демисезонные ботинки на подошве из TRP, я желала всяческих благ тем святым людям, которые сшили эти нескользкие и надёжные ботинки… В них можно было не только ходить по насту, но и пробежаться по льду.
Кстати
Спасти ситуацию, когда средства на покупку ботинок уже потрачены, а они скользят, и новые покупать – не вариант, поможет обувной мастер. В сапожных мастерских на подошву наклеивается специальная нескользящая накладка – профилактика. Ещё вариант, для самоделкиных: прилепить на подошву лейкопластырь или обработать её стойким клеем, а потом, пока он не высох, наступить в песок. Но автор этих строк такие эксперименты не проводила, а потому за их полезность и достоверность не ручается. А вот обратиться к сапожнику и наклеить профилактику от скольжения стоит. Это проблему решит, проверено лично.
Подготовила Виолетта ВДОВЯК,
фото автора