Календарь бурят и монголов

Забайкалье – наш общий дом, живём тут веками бок о бок. Но так было не всегда. И такие вещи, как календарь, были у степных народов своими, особенными. Отголоски далёких времён слышны и сейчас.

В календарной системе монголов и бурят выделяются четыре пласта:

– календарь годовой (лунный), связанный с сезонами хозяйственного года скотовода-кочевника;
– календарь, представляющий собой так называемый 12-летний животный цикл, – Малое колесо времени;
– 60-летний цикл, существовавший параллельно с 12-летним и включавший его в себя как один из компонентов, – Большое колесо времени;
– наконец, сменивший их в XX веке общеевропейский григорианский календарь.

Лунный годовой календарь был связан с нуждами кочевой экономики и отражал цикличность времени, ежегодную повторяемость сезонов и месяцев года с их климатической и соответствующей ей хозяйственной спецификой, не преследуя цели линейного счёта времени. Год делился на два сезона – тёплый и холодный. Тёплая часть года была короче холодной, она включала в себя вторую половину весны и лето. Вся остальная часть года относилась к холодному сезону. Такой тип двухсезонного календаря известен многим народам, которые вели скотоводческое хозяйство, и объясняется просто: как только становилось тепло, скот пригоняли на пастбище, а когда наступали холода, скот пригоняли с пастбищ. Это правило действовало и в континентальном климате Центральной Азии, хотя монголы и буряты пасли скот круглогодично на подножном корме.

Годовой календарь был лунным, поэтому очень важными его составляющими были месяц как две лунные фазы, половина месяца как одна лунная фаза. В каждом месяце выделялись три составные части (начало, середина, конец), а также сутки и периоды суток. Важным считалась фиксация трёх состояний луны: новолуние, полнолуние, старый месяц. Способов обозначения месяцев было несколько. Иногда их называли по временам года: весенние, летние, осенние, зимние. Внутри каждого из времён года месяцы именовались в следующем порядке: начальный, или первый, средний, или второй, последний, или третий. Кроме того, месяцы и дни месяца могли обозначаться и просто порядковыми числительными.

Новый год – осенью

По народному годовому календарю большинство монгольских племён отмечали Новый год осенью. Дата эта была привязана ко дню осеннего равноденствия (21 сентября) и совпадала с осенними жертвоприношениями в честь родовых духов и духов – хозяев местностей. Это был сезон наибольшего изобилия запасов продовольствия, наступавший после окончания заготовки молочных продуктов на зиму у кочевников и сбора урожая у земледельцев.

В народных представлениях Новый год и начало холодного сезона ассоциировались с появлением на небе звёздного скопления Плеяд. Они были символом наступления холодов и перехода к зимнему периоду хозяйственной деятельности: началу больших облавных охот у тех племён, которые вели охотничий образ жизни, и забоя скота у тех, что уже были скотоводами.

Аларские буряты и ордосские монголы отмечали Новый год после зимнего солнцеворота (25 декабря). Эта дата сохранялась у монголов, живущих в Китае.

У руля – заяц да свинья

Второй по времени появления календарь монголов (12-летний животный цикл, Малое колесо времени) был заимствован от уйгуров и вместе с письменностью введён в Монголии в 1210 году Чингисханом. Этот календарь был лунно-солнечным. В основе его лежал лунный месяц, более короткий, чем солнечный, но раз в три года происходила корректировка лунного и солнечного годов. Этот тип календаря сочетал в себе циклический и линейный способы отсчёта времени и был шагом вперёд по сравнению с годовым календарём.

Вопрос о прародине, времени и причинах возникновения 12-летнего животного цикла все ещё не нашёл окончательного решения. Его изобретение приписывают китайцам, народам Среднего Востока, кочевникам азиатских степей. Причины, вызвавшие к жизни этот календарь, также называются различные – от аналогий с 12 месяцами года и 12 знаками зодиака до периодичности падежа скота в степях Евразии.

Астрономической основой 12-летнего календаря может быть вычисленный астрономами ещё в глубокой древности «юпитерный цикл», т.е. период полного оборота Юпитера вокруг Солнца, равный 12 годам (более точно – 11,862 года).

Перечень животных, названия которых образовали восточный зодиак, географически привязан к региону Центральной и Восточной Азии (включая дракона – почти основного персонажа мифологии всех народов Востока).

Монгольский 12-летний цикл, как и китайский, начинался с года мыши, в отличие от тибетского, который начинался с года зайца. Последовательность и наименование годов были следующими: 1) мышь; 2) бык; 3) тигр; 4) заяц; 5) дракон; 6) змея; 7) лошадь; 8) овца; 9) обезьяна; 10) курица; 11) собака; 12) свинья.

Помимо того, что годы назывались по животным, они ещё делились на твёрдые (мужские) и мягкие (женские) и в календаре последовательно чередовались друг с другом. Годы мыши, тигра, дракона, лошади, обезьяны, собаки всегда были мужскими (твёрдыми). Годы быка, зайца, змеи, овцы, курицы, свиньи – женскими (мягкими). В научной литературе имеется предложение годы быка и зайца именовать годами коровы и зайчихи. Однако в названиях годов, несмотря на деление на мужские и женские, не заложено зоологического подтекста. В понятиях «мужской» и «женский» более важным является мировоззренческий аспект и его соотношение с оппозициями: счастливый – несчастливый, удачный – неудачный, лёгкий – тяжёлый.

И месяцы, и обряды

Используя названия тех же 12 животных, в Монголии и Бурятии обозначали 12 месяцев года. Сутки делились на 12 сдвоенных часов, каждый из которых назывался одним из животных цикла: час мыши (0–2), быка (2–4), тигра (4–6), зайца (6–8), дракона (8–10), змеи (10–2), лошади (12–14), овцы (14–16), обезьяны (16–18), курицы (18–20), собаки (20–22), свиньи (22–24).

Вплоть до первой трети XX века использовались солнечные часы, с помощью которых время определялось с точностью до пяти минут по углу падения солнечного луча, проникающего через дымовое отверстие юрты.

Двенадцатилетний животный календарный цикл играл большую роль в хронометрии жизни монгольского и бурятского общества и в ритуально-обрядовой практике. Практически все помнили название циклического года, в котором они родились. Известен обычай делать новорождённым амулеты из войлока (дерева, рога) в виде изображения его циклического животного и помещать этот предмет у изголовья ребёнка.

Через каждые 12 лет, входя в новый цикл своей жизни, человек (сам или с помощью ламы) совершал обряд «поворота годов» с целью изгнания несчастья и приобретения благодати на очередном витке жизни.

Двенадцать животных могли быть изображены на металлическом амулете, вырезаны на рукоятке ритуальной ложки с девятью углублениями, использовавшейся для кропления молоком духам, охраняющим жилище, а также духам неба и земли.

Роль 12-летнего календарного цикла в культуре монголов и бурят была велика. Он заложил основы исторической хронологии, но самое главное – с его помощью лучше всего измерялась жизнь человека, его семьи и рода, вёлся отсчёт смены поколений, к нему были привязаны магические обряды защиты благополучия личности, совершавшиеся при завершении одного календарного цикла и начале следующего.

Большое колесо времени

Первый памятник, где упомянуто о существовании 60-летнего цикла в Монголии, – надпись на каменной стеле, датируемая 1346 годом, найденная в Эрдэнэ-Цзу. В ней наряду со знаком животного впервые в паре назван знак элемента (стихии). Элементы (дерево, огонь, земля, железо, вода), вошедшие как составная часть в 60-летний календарный цикл, – понятие, зафиксированное натурфилософией в середине первого тысячелетия до нашей эры.

Шестидесятилетний цикл, известный в Китае с конца второго тысячелетия до нашей эры, поначалу употреблялся только для счёта дней и в именах умерших предков, но не для счёта годов. И лишь на рубеже нашей эры этот цикл, с уже введёнными в него элементами (стихиями), стал использоваться как календарная система. Позднее его приняли и другие страны Восточной Азии – Корея, Япония, Тибет, Монголия. В монгольских памятниках конца XVI – XVII веков он уже фигурирует постоянно: 1587 – год огня-свиньи, 1617 – год огня-змеи, 1624 – год дерева-мыши. А вот цвет, выступающий в паре с каждым элементом как его заменитель (дерево – синий, огонь – красный, земля – жёлтый, железо – белый, вода – чёрный), в сочетании с названием животного в монгольских источниках впервые встречается лишь в 1624 году.

Широкому распространению 60-летнего цикла весьма содействовало принятие буддизма в качестве государственной религии Монголии. Буддийская хронология сразу же стала вести по этим циклам счёт годов и хронику событий.

В религиозной литературе 12-летний и 60-летний календарные циклы были не просто способом фиксации исторических дат, но и составной частью одной из важнейших концепций тантрийского буддизма – Калачакры («Колеса времени»), тайного эзотерического учения о тождестве макрокосмоса (Вселенной) и микрокосмоса (человека), о взаимосвязи и взаимовлиянии всех происходящих в них процессов. В учении Калачакры особо важное место отводилось принципу цикличности времени, в отличие от хронологических систем Запада, где предпочтение отдавалось линейному счёту времени. Цикличность времени в ваджраяне считается одним из основных параметров разработки космологической структуры Вселенной.

Декретом правительства СССР…

Григорианский календарь был введён в России правительственным декретом в 1918 году. Однако пользуясь григорианским календарем как официальным, монголы и буряты не забывают и свои прежние календари. Монголы – по-прежнему кочевники, а это значит, что потребность в годовом (хозяйственном) календаре у них сохраняется, хотя, конечно, не в той мере, как в Средние века. У бурят же в связи с утратой кочевого быта этот календарь забыт, но иногда в памяти народа ещё живы основанные на нём погодные приметы.

Двенадцати- и шестидесятилетний циклы, практически слившиеся друг с другом, сохраняются как некая национальная экзотика: ежегодно в феврале-марте по этому календарю отмечают Новый год (Сагаалган), в 2021 году он придётся на 12 февраля; многие знают циклический знак своего рождения. Чтобы поддержать и сохранить эту память, ежегодно в Монголии и в Бурятии печатаются буддийские календари, в газетах ежемесячно, а на сайтах дацанов ежедневно публикуются астрологические прогнозы, основанные на расчётах по системе «Зурхай».

По материалам studbooks.ne

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
:wacko: 
:yahoo: 
B-) 
:heart: 
:rose: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-)