Кинематограф ниже Неба

Мы продолжаем знакомиться с историей такого специфического жанра кино, как «религиозный» кинематограф. Сегодня речь пойдёт о кинематографе «ниже неба» – той его особой части, чьи фильмы повествуют уже не о светлых величественных Силах, а об их противоположности – Тьме и Князе Тьмы.

Светлые и Тёмный: кто кого?

С самого рождения кинематографа дьявол даже раньше, чем его вечный антагонист, появился перед смертными на экране. Причём, в отличие от своего «соперника», – в самых разнообразных ликах. Бесспорный факт: картин о Сатане во много раз больше, чем о Боге, его сыне Христе, святых и праведниках, вместе взятых. Почему? Как известно, отрицательный персонаж подсознательно привлекает большее внимание читателя и зрителя, нежели предсказуемый положительный герой. Но главная причина заключена в том, что, в отличие от Бога, требующего, как правило, серьёзного к себе отношения, дьявол в силу своей природы был сразу склонен допускать по отношению к себе вольности киношников, доходящие до комизма.

Первый «дьявольский»

В первые годы существования кинематографа Фауст и Мефистофель стали постоянными героями экрана. Упомянутый в прошлой нашей встрече основоположник художественного и фантастического кино француз Жорж Мельес в 1897 году поставил первый в мире «дьявольский» фильм «Кабинет Мефистофеля», затем в 1903-м – «Фауст в аду», а в 1906-м – «Четыреста проделок дьявола». В этих короткометражках-феериях сатана представал в своём традиционном облике с рожками и копытами, а его проделки и сам ад были достаточно безобидны.

Вампиры и сатана Красной Армии

Подлинный взлёт «серьёзного» демонического кино пришёлся на период с 1913 по 1933 годы с появлением школы немецкого экспрессионизма. Дьявол не всегда фигурировал в сюжете, но его зловещий дух незримо присутствовал рядом с торговцем, оживляющим глиняного колосса в фильме «Голем» (1914 и 1920 гг.), невидимо наблюдал за создателями искусственного существа в картине «Гомункулус» (1916)…

Хотя и не упоминаемый, он явно был прямым производственником фашизма в лице доктора Мабузе в лентах Фрица Ланга «Доктор Мабузе, игрок» (1922) и «Завещание доктора Мабузе» (1932).

В 1919 году Фридрих Мурнау («папочка» первого в мире киновампира Носферату из одноимённого фильма 1926 года) в картине «Сатанас» впервые предал Люциферу элегантный облик. Образ дьявола приобретал в то время даже политическую окраску. Впервые! Так, режиссёр Карл Дрейер в том же 1919-м в Дании создал картину «Странички из жизни Сатаны». Лукавый здесь является в образе фарисея, инквизитора, а затем и… красноармейца. Комментарии, как говорится, излишни.

После войны

Вторая мировая война убийствами миллионов и кошмарами концлагерей оставила далеко позади демонические фантазии кинематографистов. Лишь в 1960-е годы в киностане Сатаны появилось некоторое движение. Правда, поначалу демоническое было излишне тесно сплетено с мирским. Пример тому – комедия Ж. Дювивье «Дьявол и десять заповедей» (1962), демонстрировавшаяся даже в СССР и представляющая собой набор новелл, посвящённых нарушениям каждой из заповедей Господа.

Годом ранее вышла ироническая лента Ингмара Бергмана «Око дьявола». При виде целомудренной девушки дьяволу в глаз попадает соринка. Стремясь избавиться от неприятных ощущений, он отправляет на землю Дон Жуана, дабы соблазнить девушку и тем самым очистить глаз. Как и во многих киновариантах, нечистый терпит крах: Дон Жуан сам влюбляется в героиню и не идёт дальше поцелуя, позволяя ей выйти замуж за другого.

Сатана обзаводится ребёнком

Конец 1960-х годов был ознаменован появлением анти-богородицы в культовой картине Романа Полански «Ребёнок Розмари» (1968). Ничего не подозревающая молодая женщина, взятая с подачи дьяволопоклонников (в виде вполне обычных обывателей, включая собственного мужа) Князем тьмы, рожает антихриста.

Картина трагически отозвалась в собственной судьбе Романа Полански. Его беременная жена, актриса Шэрон Тейт, была зверски убита бандой сатанистов под «руководством» Чарльза Мэнсона (новоявленного «мессии», «дьявола во плоти») вскоре после выхода ленты на экраны.

Изгоняющие

С приходом 1970-х годов, принёсших ожесточённую холодную войну, разгром армии «дяди Сэма» во Вьетнаме, энергокризисы США, началось серьёзное возрождение сатанизма в западном кинематографе. В 1973 году выходит на экраны знаменитая картина Уильяма Фридкина «Изгоняющий дьявола» («Экзорцист») по одноимённому роману Питера Блэтти. В 12-летнюю девочку вселяется демон, заставляя невинную выделывать всякие гнусности, медленно умерщвляя её внешний облик и душу. Призванные матерью девочки священники погибают во время обряда изгнания беса, но спасают ребёнка.

В отличие от утончённой, лишённой натуралистических сцен картины Полански, Фридкин демонстрировал сатану «во всей красе» – одержимая мочилась на глазах гостей, изрыгала похабщину, крутила головой на 360 градусов, избивала людей и т.д. В период премьерных показов возле кинотеатров дежурили машины скорой помощи. Дьявольская картина пользовалась ошеломительным успехом и стала одним из лидеров проката всего десятилетия! В год премьеры фильма Папа Римский в своём выступлении указал, что он и католическая церковь по-прежнему верят в идею персонификации дьявола. В это же время в США стало наблюдаться резкое увеличение сект поклоняющихся дьяволу, чему в1975 году был даже посвящён жуткий фильм «Гонки с дьяволом».

Дурное 666

Согласно предсказанию Апокалипсиса о «числе зверя» – 666, 6 июня 1966 года в Риме появился на свет ребёнок Сатаны, будущий антихрист, который «вынырнет из моря политики». Такова завязка масштабной мистической трилогии «Омен» (1976–1980) и её первого фильма о детстве антихриста по имени Дэмиен, созданного режиссёром Ричардом Доннером. Мрачная, с массой сцен умерщвления людей, вставших на пути всё более крепнувшего дитяти лукавого, трилогия имела продолжение в виде четвёртого фильма-телеверсии от 1991 года, а затем и ремейка «Омен», датированного уже 2006 годом, а также сериала «Дэмиен» от 2014-го.

Дьявольски популярен, элегантен и… «добр»?!

Последние два десятилетия XX века сатана продолжал систематически ломиться посредством кино в души мирян. Целые серии картин посвящались Голливудом дьявольским отродьям: «Восставшие из ада», «Кошмар на улице Вязов», «Зловещие мертвецы», «Полтергейст», «Вой», «Фантазм» (пятая часть как возрождение культовой серии фильмов вышла в 2015 году), «Оно» и т.д. Мировая «фабрика грёз» по существу превратилась в «фабрику пиара» лукавого.

Образ самого дьявола начал активно эстетизироваться. Пиком стала картина Тейлора Хекфорда 1997 года «Адвокат дьявола». В образе элегантного и чертовски обаятельного Сатаны предстал блистательный Аль Пачино. В «Хэллбое» (2004) сынок тёмных сил вообще осуществляет предательство и успешно работает, не покладая рук, рогов и хвоста, на рабов божьих – «человеков».

В относительно успешной картине «Константин. Повелитель тьмы» (2005) главный положительный (!) герой в исполнении «матричного» Киану Ривза находит консенсус с Люцифером. Тот оказывается довольно приятным малым, запросто избавляет парня от смертельной болезни лёгких и благословляет на долгую земную жизнь.

Чертовщина правит бал

Сейчас «тёмных» фильмов по-прежнему снимается гораздо больше, чем картин на истинно библейскую тематику. За последние пять лет – всего три крупных «белых» проекта: «Ной», «Сын Божий», «Исход: Цари и боги». Отчасти можно упомянуть и картину «Бен-Гур» Бекмамбетова от 2016 года.

Зато «тьмы» всех калибров хоть отбавляй: «Дьявол» (2010), «Последнее изгнание дьявола» (две части), «Астрал» (три части), франшиза «Заклятие» (в общей сложности семь фильмов), «Мама» (2013), «Хижина в лесу» (2013), «Рука дьявола» (2014), «Избави нас от лукавого» (2014), «Омен: Перерождение» (2019), «Реинкарнация: Пришествие дьявола» (2020), «Ученик экзорциста» (2021), включая бесконечную тему ходячих покойников – зомби с бесконечными вариациями.

Нечистый в России

Вконец «осатаневший» Голливуд, к сожалению, оказывает влияние и на самобытную, некогда целиком светлую православную кинематографию. Вспомним недавнюю трилогию Е. Баранова «Гоголь», превращённую в мистический детектив ужасов, где от бессмертных произведений Николая Васильевича мало что осталось, зато есть тот самый Князь тьмы.

С 2014 года на российском кинонебосклоне взошла «тёмная» звезда режиссёра Святослава Подгаевского, посвятившего почти все свои полнометражные фильмы исключительно потусторонним созданиям: «Владение 18» (2014), «Пиковая дама: Чёрный обряд» (2015), «Невеста» (2017), «Русалка. Озеро мёртвых» (2018), «Яга. Кошмар тёмного леса» (2020), «Приворот: Чёрное венчание» (2020), а также его недавно завершившийся сериал «Пищеблок» – фантасмагория о вампирах в пионерском лагере.

Целый косяк отечественных картин о бесовских сущностях – «Фобос. Клуб страха» (2010), «Чёрт» (2011), «Чёрная вода» (2015), «Маршрут построен» (2016), «Гости» (2017), «Рассвет» (2019), «Вдова» (2020), включая недавнюю докопавшуюся до ада «Кольскую сверхглубокую» (2020) и будущую мистическую картину ужасов «Ледяной демон» (премьера 28 октября), – косвенно и явно говорит о том, что в нашей стране, особенно на фоне попыток разделения людей на «чистых» и «нечистых» (привитых и нет), творится что-то неладное…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
:wacko: 
:yahoo: 
B-) 
:heart: 
:rose: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-)